Пиши и продавай! |
Продолжали рождаться и люди, характером и способнос тями подобные Александру Великому, и они находили для себя достойное дело. К примеру, Гамилькар из бывшего Кар фагена, возглавил работу по освоению Тропической Афри ки, вовлекая ее в лоно цивилизации. Уроженец бывшей Цинь — Мэн Тянь — осуществил нечто подобное в джунглях Юж ной Азии. «Наконец, сын Гамилькара, Ганнибал, — завер шает свой сценарий А. Тойнби, — более похожий на Алек сандра Великого, чем любой другой смертный за истекшие 2300 лет. повторил подвиг Александра на море. Он построил корабль нового типа и отплыл на нем из Африки на Запад, заявив, что если Земля — шар, то он доберется до Шанхая. Это ему не удалось, зато он открыл Атлантиду, о которой писал еще Платон. Освоение этой удивительной страны сде лало нашу цивилизацию истинно всемировой» [187, 42]. В реальной же истории со смертью Александра Македон ского произошел быстрый распад его гигантской державы. Его соратники — ГГердикка, Антипатр. Леоннат, Неарх. Кассандр и другие — вступили в кровавые распри. Его жена Роксана с маленьким сыном были тайно уничтожены. Возникает вопрос: отчего же так быстро развалилась мировая империя Александра Македонского, по существу так и не начавшая функционировать как единое целое? В научной литературе это обычно объясняют тем, что огромный и пестрый комплекс завоеванных стран скреплял ся македонской армией, что единство и сила самой армии (следовательно, и эллинистической империи) обусловливались личностью выдающегося вождя, который вея ее от по беды к победе малой кровью (за весь десятилетний поход Александр Великий потерял не более трети своей армии) и захватил немыслимые богатства. Но самое главное — не смотря на введение единообразной политико-администра тивной системы на всей территории державы, отдельные об ласти империи Александра Великого оставались разобщен ными [42, 346]. Смерть великого царя, таким образом, отнюдь не является причиной гибели его державы, как казалось античным мыслителям и некоторым современным исследователям (В. Тарн и др.), а только эпизод в закономерном процессе исторического развития. Это дает основание советскому ученому Э. Берзиню следующим образом квалифицировать дан ный неосуществленный сценарий мировой цивилизации. представляющий собой исследование «небывшего»: «Тойн би в своей разработке возможных вариантов прошлого подходит к истории слишком узко, разбирая лишь верх ний слой событий. Для него — во всяком случае в этом эссе — историческая случайность сводится к особеннос тям расстановки личностей как шахматных фигур исто рии. С Александром остальные реальные лица, события и процессы играют в поддавки. И выходит, что благодаря неповторимой личности в IV в. до н. э. могла быть со здана глобальная держава, так и не появившаяся за всю историю человечества» [84а, 38]. К мнению Э. Берзиня присоединяются историки С. Арутюнов и Е. Черных, отмечая, что у А. Тойнби в его сценарии отсутствует общая экономическая основа функционирования мировой империи. К тому же буддизм был неприемлем для Южной Европы и Ближнего Востока. Им возражает историк В. Логинов: «Нам важно понять конструкцию схемы, предложенной Тойнби. Английский историк попытался представить себе, какими путями мир мог бы прийти к созданию идеального общечеловечес кого общежития — без войн и взаимного истребления, ему кажется, что ликвидация противостояния Запада и Востока дает ключ к решению. На это направлена его гипотеза, здесь ее суть. Пути, которые он указывает, выписаны им, на мой взгляд, с достаточной долей юмора, и вряд ли стоит слишком уничижительно анализиро вать детали его конструкции [84а, 39]. Думается, что правы те исследователи, которые усмат ривают вполне реальные основания для мысленного экспе римента А. Тойнби, проделанного с возможным вариантом судьбы империи Александра Великого. Так, французский историк П. Левек в своей прекрасной книге «Эллинистический мир» подчеркивает, что македонс кий царь стремился не к уничтожению и подчинению заво еванных народов, а к слиянию их «с греками в единое гар моничное целое, в которое каждый внес бы свою леп ту», что он проводил весьма гибкую политику [122, 9-10]. Александр Великий старался приспособить греческие учреж дения, обычаи и верования к восточным культурам, культивировал религиозную терпимость, признавал самоуправление покоренных народов и их равноправие. Распад мировой империи Александра Великого связан с надломом эллинизма, связанного с экономическим и демогра фическим кризисами, приведшим к разложению греческого общества. Польский кибернетик культуры И. Коссецкий пи шет: «Уже в период господства Александра Великого... греческое население, хотя и весьма многочисленное для того времени, составляло меньшинство в населении всей империи. Если бы еще некоторое время среди гречес кого населения сохранялся соответствующий естествен ный прирост, тогда его доля во всем эллинистическом мире возрастала» [257,31]. Однако этого не произошло, и поэтому мечта Александра Великого о мировой, универсальной империи не осущес твилась. Но его труды не пропали даром—его походы «сыг рали заметную роль в сближении европейской и восточ ной цивилизаций» [59, 345]. Именно он впервые в истории п ризвал к единению, согласию и общежитию на равных прав ах людей разной крови, разных рас, происхождения, язык ов и культур [269, 17]. И значимость неосуществленного сценария развития в дальнейшем мировой империи Александра Великого состоит в том, что человечество на по роге XXI столетия движется к его осуществлению.В двухтомнике «Наследие Ганнибала» А. Тойнби размышляет о возможном ходе римской истории в том случае, если бы экспансия Алек сандра Македонского была в свое время направлена на Запад, а не на Восток. Так как Рим едва не был сокрушен Пирром, то более раннего, более массированного вторжения он не выдержал бы. И, возвраща ясь к этой мысли при обсуждении географического положения Рима, он делает вывод: «Завоюй Александр Италию, он непременно основал бы на месте Рима новый греческий город, который был бы назван его именем и стал бы столицей его доминиона в Италии, подобно тому, как историческая Александрия на Ниле была столицей доми ниона его наследников, Птолемеев, в Египте. Случись это, Александ рия на Тибре стала бы ныне одним из известнейших городов мира, а ее исконное название «Рим» было бы предано забвению подобно тому,.. как было предано забвению исконное название Александрии на Ниле» [272, 272].
|
|
|
|