Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Идея ненасилия, проникшая в сердце Ашоки и руководившая его помыслами и деяниями, сыграла значительную роль в освобождении Индии от британского владычества и получила популярность в наши дни.

В Азии возникает «Паке Синика»

Представляет интерес и неосуществленный сцена рий мировой цивилизации, связанный с возникно вением «Паке Синика», подобной «Пакс Романа».

И действительно, империя Хань ( 202 г . до н. э. — 220 г . н. э.) чуть было не превратилась в «Паке Синика» в Восточ ной Азии.

В эту эпоху в мире господствовали две мощных империи — Рим и Хань, обладающие колоссальными демографичес кими потенциалами. Население Римской империи в начале нашей эры насчитывало 55 млн жителей, а во втором веке около 80 млн человек, тогда как в Китае в начале тысячеле тия проживало около 60 млн жителей. Исходя из того, что все человечество в те времена составляло 200-250 млн чело век, можно утверждать, что эти две великие агломерации охватывали свыше половины населения мира. И если при нять во внимание, что в Индии проживало несколько десят ков миллионов человек (некоторые подсчеты говорят даже о почти 100 млн), причем Индия свою активность проявляла на субконтиненте, и что остальное население было распыле но в Африке, Америке, Австралии, Океании, Северной Азии и Северной Европе, то понятны мощь и Рима, и Китая.

Принципиальную роль в организации общества как Рима, так и Китая играли системы этических норм, которые органически выросли из традиций и обычаев народа. Почти одновременно Рим и Хань переживали свой расцвет и упа док, разве что находились на противоположных концах ев роазиатского континента.

Так как история императорского Рима нам известна, то посмотрим на развитие империи Хань.

В эпоху Хань официальной идеологией стало конфуци анство, в котором этическое начало значительно превосхо дило религиозное — этическим нормам подчинена была вся общественная жизнь. В самой религии китайцы видели не столько мистику, метафизику или теологию, сколько праг матическую и рациональную нравственность, тесно связан ную с повседневной жизнью людей — ведь конфуцианство признавало примат разума над чувствами.

В то же время в империи Хань конфуцианская идеоло гия обеспечивала стабильность государства и слаженное функционирование административно-бюрократического аппарата. Именно элита ученых-конфуцианцев, куда доступ открывала сложная система конкурсных экзаменов на зна ние трудов Конфуция, правила Поднебесной. Благодаря этой элите империя Хань стала одной из сильнейших дер жав древнего мира, причем ко времени правления импера тора Уди (140-87 гг. до н. э.) она превратилась в сильное централизованное государство. «Развернувшаяся при этом императоре экспансия, — подчеркивается в книге «Древние цивилизаций», — была направлена на захват чужеземных территорий, покорение соседних народов, господство на международных торговых путях и расширение внешних рынков» [59, 268].

Император Уди начал захватнические войны противвьет- ских государств на юге и в 111 году до н. э. заставил их поко риться, присоединив к империи земли Гуандуна и север Вьет нама. Затем морские и сухопутные войска Хань напали на древнекорейское государство Чосонь и превратили его в сво его вассала. Наряду с этим Уди повел решительную борьбу с кочевниками сюнну, которые угоняли тысячи пленных и достигали даже столицы, несмотря на Великую китайскую сте ну. Ханьские армии оттеснили их от Великой стены, а потом расширили территорию империи на северо-западе и утвер дили влияние империи Хань в Западном крае (китайское на звание бассейна реки Тарим), через Который проходил Вели кий шелковый путь.

На протяжении четырех веков империя Хань стреми лась доставить Китаю господство над Азией, создать «Паке Синика». И только хунны, против которых были двинуты не только армии (на одного хунна приходилось двадцать китайцев), но и дипломатия, и экономика, и обольщения культуры, сумели отстоять свободу народов Великой степи [51, 5]. И хотя держава хуннов в силу внут ренних процессов в I в. н. э. оказалась расколотой: часть из них подчинилась Китаю, а другая часть отступила с боями на запад, где в результате смешения с утрами пре вратилась в гуннов, сяньбийцы во второй половине II в. остановили китайскую агрессию и оттеснили китайцев за линию Великой стены. С этого времени и начался упа док Древнего Китая.

Теперь же проведем мысленный эксперимент и пред ставим себе, что Китай устанавливает свое господство в Азии не путем агрессивных действий, а распространени ем своей цивилизации и заключения договоров с китаизированными странами, что обеспечивает ему еще бо лее эффективное владычество.

Именно таким образом и возникает «Паке Смника», мир под властью Китая в Восточной и Центральной Азии.

Какими могли быть составляющие этого процесса?

Выше уже упоминалось о том, что система конкурсных экзаменов стала в руках конфуцианцев орудием поддержания их господства, причем она гарантировала в рамках бю рократической структуры управления китайской империи невозможность замены конфуцианства иной идеологией. И. Коссецкий в своей книге «Игра сил и интересов в истории» пишет: «Такого рода система управления обществом ог раничивала общественное развитие. Не мог Китай так же осуществлять большую экспансию за своими грани цами. Но одновременно именно эта система обеспечи ла Китаю значительную стабильность» [257,44]. Действи тельно, примерно в то же время, когда наступили закат и гибель Рима, а династия Хань столкнулась с аналогичны ми для Римской империи трудностями, китайское государство не распалось, подобно Риму. Оно сохранилось, хотя не раз сменялись в нем правящие династии. На протяжении многих веков сохранились и бюрократическая китайская система, и иерархия, основанная на получаемых в ходе оче редных экзаменов степенях.

К аналогичному выводу приходит и отечественный вос токовед В.В. Малявин, который в своей монографии «Гибель древней империи» пишет, что экспансия китайской империи ограничена довольно жесткими границами, обусловленны ми так называемой фазой технологии (здесь технология понимается в широком смысле — как всякое мастерство и на вык): «Можно дать краткое, но полное определение про изводственного базиса этой фазы: интенсивное зем леделие при ручном труде. Отсюда проистекает и необычайная устойчивость китайской империи, и ее ис торическая ограниченность» [133, 10]. Это значит, что ки тайская империя прежде всего является фактом хозяйствен ной экологии, когда высокая интенсивность земледелия и господство ручного труда вызваны ограниченностью ресурсов и демографическим давлением.

В общем можно сказать, что императорский Китай и его цивилизация характеризуются двойственностью, взаимодействием альтернативных путей их эволюции. Здесь переплетаются прогрессивные тенденции —уникальный для доиндустриальной эпохи рационализм государственного устройства, весьма высокий уровень научной и техничес кой мысли, вытеснение мифологического сознания квази историческим, мотивы индивидуализма в культуре и архаические элементы сознания. В итоге произошел синтез ар хаического, магико-религиозного и весьма рационального (здесь необходимо учитывать наличие аналогической, кор реляционной логики, модель мира типа «Инь — Ян».) типов мышления. Эти особенности китайской цивилизации и следует учитывать при рассмотрении ее экспансии, эффек тивности воздействия на другие страны и народы в ходе воз никновения «Паке Синика».

Итак, начало миру под властью Китая положили дейст вия императора Уди, который в 110 г . до н. э. после установ ления господства над государствами Елан и Цинь на юго- западе, недалеко от Вьетнама, решил подчинить своей влас ти территории, протянувшиеся до Бактрии. Чтобы осущес твить этот великий проект окружения Центральной Азии с юга, пришлось заключить договор с горцами в регионе Та- лифа. Вполне понятно, что пришлось предпринять меры и в отношении Туркестана — он был поставлен в зависимость от Хань. Правители Ферганы и Заревшана послали залож ников в китайскую столицу. С этого времени Туркестан попал в сферу влияния китайской цивилизации, что позволило установить контроль над Алтаем.

Характеризуя особенность внешней политики Китая, из вестный французский синолог М. Гране писал в своем труде «Китайская цивилизация»: «Вполне очевидно, что забота о создании государства была менее сильна, чем стрем ление к распространению китайской цивилизации» [248, 124]. Не случайно император Уди немало сил положил на пропаганду китайской системы духовных ценностей и обра за жизни и колонизацию территорий, расположенных к се веру от империи, в том числе Маньчжурию и Южную Сибирь. Правители Хань на эти цели не поскупились — были затрачены миллиарды монет. К тому же, благодаря гибкой политике внутри и вне империи, удалось заключить союзы с воинственными кочевниками.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Большинство неосуществившихся сценариев мировой цивилизации приходится на смену типов культур
Совсем недавно наша страна отпраздновала полувековой юбилей победы над фашистской германией сталина германией
Новая экономическая доктрина очень пригодилась в новой западной империи папстве
Поликарпов В. Если бы... Исторические версии истории 7 империи
История императорской россии

сайт копирайтеров Евгений