Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В духовной жизни значительное место занимала религия, которая вначале ориентировалась на тирийский образец, где главенствовала троица семитских богов —главный бог Баал- Хаммон, богиня-мать Танит, сестра месопотамской Астар-ты, или Иштар, и бог солнца, или размножения, Мелькарт. Затем резко возросла значимость Танит, чей культ с V в. до н. э. отодвигает на задний план древнего бога Баала-Хам- мона. С этого времени Карфаген живет «под знаком Танит»: археологи обнаружили сантуарий в Саламбо, называемый тофет; в нем сохранились тысячи керамических сосудов с сож женными костями детей. Чтобы отвратить от себя опасность, Карфаген приносил в жертву богам, и прежде всего Танит, сынов наиболее именитых граждан. Перед нами удивитель ный феномен — тогда как экономическая жизнь Карфагена устремлена в будущее, религиозная жизнь связана с глубо ким прошлым, с его кровавыми человеческими жертвопри ношениями.

И тем не менее, духовная жизнь Карфагена не смогла избежать небывало заразительных культурных влияний, которые эллинизировали весь средиземноморский регион. В жизнь карфагенян вторгалась греческая религия. Так, в договоре, заключенном Ганнибалом и Филиппом V , клятва со стороны Карфагена содержит греческие имена своих богов, как если бы пунийцы стремились показать близость обоих пантеонов. Неудивительно, что в Карфагене появи лась эллинистическая эсхатология . У греков была поза имствована кремация, свидетельствующая о существова нии веры в переселение душ, освобождаемых огнем. По нятно, что все эти заимствования не носили глубокого ха рактера: «Главными богами оставались Баал-Хаммон и Танит, разве что ужасные ритуалы в тофетах смягчи лись в результате замены в ритуале жертвоприноше ний детей животными. Даже будучи широко открыты ми в сторону Средиземноморья, т. е. греческого мира. Карфаген не изменил своему семитскому прошлому» [122, S 84-185].

И все же греческое влияние постепенно распространя лось по территории обширной империи, созданной Кар фагеном.

Во второй половине V — середине III в. до н. э., как из вестно, Карфаген был самым могущественным государствен ным образованием в западной части Средиземноморья и од ним из крупнейших во всем Средиземноморье. В основе его могущества лежали высокоразвитая экономика, динамизм социальной жизни и устойчивая политическая структура олигархии. Карфаген вел активную и успешную внешнюю политику, и к 60-м годам III в. до н. э. он встретился с новой силой, вышедшей на арену Западного Средиземноморья, — с рабовладельческим Римом. Между ними началась ожес точенная борьба за господство в этой части морского бас сейна. И хотя карфагенская держава была гораздо богаче Римской республики, она потерпела поражение в Первой Пу нической войне, продолжавшейся двадцать три года, с 264 | по 241 год до н. э.

Через двадцать два года началась Вторая Пуническая война, и Карфаген послал знаменитого в истории полко водца Ганнибала, который в течение пятнадцати лет не давал покоя Риму и сеял страх среди римлян. Однако несмотря на поражения и бедствия, римляне не сдавались и неистово сражались с ненавистным врагом. Наконец, в 216 г . до н. э. в битве при Каннах Ганнибал одержал блес тящую победу, когда римская армия была полностью унич тожена Крупнейший римский историограф Тит Ливии рас сказывает, что пунийские офицеры, поправлявшие Ган нибала с победой, советовали ему дать отдых себе и уста лым воинам [127, 51, 1-4]. Только начальник конницы Ма харбал предлагал, не теряя ни минуты, двинуться на Рим [112, 140].

Чтобы не упустить открывшихся благоприятных возможностей. Ганнибал принял этот совет — ведь основная цель Карфагена состояла в ниспровержении и уничтожении Рима любыми средствами. Но план Махарбала с во енной точки зрения оказался неудачным: нумидийская кон ница только опустошила окрестности Рима, а пехота по дошла к городу слишком поздно — через две недели, и эффект внезапности был утрачен. Поэтому карфагенские вой ска начали осаду и через некоторое время овладели Римом. Могущественный соперник Карфагена был добит послед ним решительным ударом и на римском пепелище была закончена война.

После окончательного поражения и разрушения Рима Карфаген значительно усилил свое могущество. Ганнибал стал господином почти всей Италии и овладел Сицилией, что позволило ему поддерживать тесные связи с далеким Карфагеном. В довершение этого им был заключен союз с македонский царем Филиппом V . Победа Ганнибала дала возможность его брату Гасдрубалу, возглавлявшему кар фагенские войска в Испании, разгромить действующую там римскую армию, в итоге Пиринейский полуостров вошел в состав Карфагенской державы.

В Испании (Иберии) карфагеняне полностью сохрани ли старую племенную систему, причем в отличие от ливий цев иберы служили в карфагенской армии в качестве на емников, а не как набранные принудительно [ Diod . XIII , 54, 1]. Как и ливофиникийцы, они имели право вступать в брак с карфагенянами. Нет ничего удивительного, что Гас друбал и Ганнибал женились на дочерях испанских царь ков; и хотя эти браки носили политический характер, они были заключены на основе существовавших правовых норм. Это свидетельствует о том, что карфагеняне осущес твляли над иберами верховное господство типа протекто рата и не вмешивались без нужды в их внутренние дела. Главное состоите том, что Карфаген получил возможность эксплуатировать рудные богатства Пиренейского полуострова. К тому же он стал базой для дальнейшей экспансии пунийцев на север Европы.

Победа в Ганнибаловой войне имела колоссальное меж дународное значение. Став владыкой Западного Средизем номорья, Карфаген превратился в сильнейшее государство средиземноморского мира той эпохи.

Ганнибал устанавливает господство над Тропической Африкой, используя могущественное влияние Карфагена в ее континентальных частях. Карфагеняне стремились не разглашать данных о своих связях с внутренними частями африканского континента. Эти связи осуществлялись при посредничестве древних обитателей Феццана — гарамантов, которые располагали сведениями о самых удаленных областях. Они проникали на юг по расположенной в пустыне цепи оазисов; главные из них находились на полпу ти к озеру Чад. По этому пути, известному с древнейших времен, из пустыни вывозились драгоценные камни (карбункулы) и рабы. Часть из них продавались в Карфаген (в пунических могильниках найдены скелеты негроидов). Негры использовались также в качестве воинов и входили в состав армии Ганнибала, занявшей Италию во время Вто рой Пунической войны [163, 9]. Возможно, именно тогда римляне познакомились с теки, кого позже стали называть «эфиопами».

На побережье Африки карфагеняне создали целую цепь новых городов, чтобы осуществлять морские связи со своей огромной державой и системой протекторатов, расположен ных на черном континенте.

Затем карфагеняне обратили свои взгляды на Восток, где истощали себя в непрерывных войнах эллинистические монархи, преемники Александра Великого. Искусно используя давние противоречия, Карфаген поддерживал политический разлад между эллинистическими государствами. Карфагенс кий совет (а Ганнибал провел в Карфагене демократические реформы) верно сориентировался в сложившейся ситуации и пришел к выводу, что союз эллинистических правителей ме шает карфагенской экспансии на Восток, имевшей целью при обрести находившиеся там несметные богатства. Ослеплен ные взаимной ненавистью, преемники Александра Великого недооценивали силу нового государства и пытались исполь зовать его в своих корыстных целях, приближая тем самым свою гибель.

В Греции длившаяся более двух лет Вторая Македонская война окончилась победой Карфагена. Республиканское ус тройство пунийцев, их гибкая политика, выражающаяся в предоставлении покоренным государствам самостоятельнос ти в решении внутренних дел, т. е. политика протектората, привлекли на их сторону Этолийский и Ахейский союзы. Имущие слои граждан этих объединений видели в них силу, которая способна обеспечить их интересы без одиозной для демоса монархической формы правления. Македония лиши лась всех своих владений в Греции, Эгейском море и Малой Азии. Карфаген, торжественно объявив на Истмийских иг рах (1% г. до н. э.) «свободу» греческих полисов под своей эгидой, тем самым сделала первый шаг в распространении пунийского господства в Восточном Средиземноморье, став шем началом нового этапа в развитии эллинизированного мира.

Следующим весьма важным событием была так назы ваемая Сирийская война Карфагена с Антиохом III . Последний упрочил границы царства Селевкидов Восточным походом 212- 204 г .г. до н. э. и победой над Египтом, что дало ему возможность расширить свои владения в Ма лой Азии и Фракии за счет полисов, освобожденных кар фагенянами от власти Македонии. Это привело его к стол кновению с Карфагеном и его греческими союзниками Пергамом и Родосом. В итоге война привела к разгрому войск Антиоха III и потерей Селевкидами малоазийских территорий.

Победа карфагенян и их союзников над крупнейшей эл линистической державой — царством Селевкидов — карди нально изменила политическую ситуацию: уже ни одно из эллинистических государств не могло претендовать на геге монию в Восточном Средиземноморье. Последующая поли тическая история эллинистического мира —это история постепенного подчинения одной страны за другой карфагенско му господству. «Предпосылкой этого являются, с одной стороны, — говорится в монографии «Древние цивилиза ции»,— тенденции экономического развития античного общества, требовавшие установления более тесных и ус тойчивых связей между Западным и Восточным Среди земноморьем, с другой — противоречия во внешнепо литических взаимоотношениях и внутренняя социально- политическая неустойчивость эллинистических государстве [59, 363]. Начался процесс активного проникновения карфагенян на Восток и приспособления восточных экономических центров к новым условиям существования. В результате экспансионистской гибкой политики Карфагена создается «мировая держава», простирающаяся от Пиренейского полуострова до Евфрата, от скифских степей Северного Причерноморья до стран Тропической Африки. Умные и дальновидные правители Карфагена различными способа ми проводят политику, направленную на единение громад ной империи. Это единение достигается прежде всего эко номическим обменом, торговлей. Карфагенские товары и изделия, произведенные искусными ремесленниками, дра гоценные камни, золото, благовония и другие предметы роскоши проникают во все ее уголки. Наряду с торговлей карфагеняне внесли вклад в развитие горного дела и ме таллургии в различных частях своей державы. Они спо собствовали также распространению достижений фини кийского народа в области техники, кораблестроения, ар хитектуры, а также в управлении среди других народов своей пестрой империи. Известный исследователь испанец Помпоний Мела подчеркивал: «Финикияне были мудрым народом, который процветал и в войне, и в мире. Они преуспевали в письменности и литературе и в других искусствах, в морском деле, в военном деле и в уп равлении империей»[48,48]. Единению разнородных час тей карфагенской империи способствовали также введение единой монеты — карфагенские монеты, чеканенные по единому весовому стандарту и заменившие в Азии более тяжелые дарики. Двигала же ими страсть к наживе, стрем ление получить как можно больше богатств, чем и объяс няются их поистине «капиталистическая» предприимчи вость и динамизм.

Не менее важным средством единения колоссальной и разнородной державы карфагенян явилось использование уже испытанной в Испании формы управления в виде про тектората. Империя была разделена на ряд протектора тов, каждый из которых находился под контролем карфа генского наместника. Все же внутренние дела решаются представителями коренного населения. Карфагеняне пере няли от метрополий Финикии способность осваивать и подражать всем стилям, всем техникам чужих народов и культур, что давало им возможность легко находить об щий язык с самыми различными народами, находящимися под их владычеством.

Немалую роль играет в интеграции древней импе рии и культура, получившая значительный импульс в сво ем развитии. Большое значение имело распространение пу нического языка как средства общения между метрополией и протекторатами. В Карфагене была развита историография, известен был также карфагенский философ Гасдрубал, возглавивший во II в. до н. э. в Афинах одну из фило софских школ. Процветала и грамматическая наука [84а. т. 2, 412]. После утверждения карфагенской державы в ка честве мировой, подчинившей себе многие народы, эти и другие отрасли знания, а также архитектура, искусство, литература и богословие стали развиваться бурными темпами, впитывая все ценное, что было накоплено и на Вос токе, и в Греции.

Следует коснуться и места религии карфагенян в фун кционировании их империи. Ю.Б. Циркин в своей интерес ной книге «Финикийская культура в Испании» показывает на обширном материале, что финикийская религия оказала влияние на религиозные представления местного населения в силу их длительного сосуществования [213. гл. III ]. Инте ресно и то, что тесные контакты карфагенян с народами Сре диземноморья привели к отождествлению пунических богов с египетскими, греческими и римскими, не говоря уже о том, что исконная религия пунийцев является семитской и в прин ципе ничем не отличается от иудейской [84а, т. 2, 411, 238, 76]. Для единства карфагенской державы имели значение и религиозная терпимость, и родственность пунической религии ближневосточным религиям.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Культура возникает потому
Протянувшееся от со гдианы до империи цзинь государство империи
При их разработке необходимо неуклонно исходить из законов развития экономической системы социализма
Также в управлении среди других народов своей пестрой империи
Перед нами хуннская цивилизация

сайт копирайтеров Евгений