Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Преемники Уди в осуществлении внешней политики, на правленной на дальнейшее распространение китайской ци вилизации, руководствовались советами ученых-конфуциан цев строить отношения с хуннами и сюнну на основе мир ных, союзных начал. Это принесло богатые плоды. Напри мер, держава хуннов добровольно приняла протекторат Ки тая. Ее правители посылали своих старших сыновей на придворную службу к китайским императорам, где те жили на положении почетных заложников. Хуннское общество постоянно усваивало казавшиеся вначале чуждыми достиже ния цивилизации Китая и его культуру, что привело к переработке и обновлению степных традиций.

Возникла оригинальная культура хуннов: появились по эмы —патетические Илиады, мифы—фантастические Эдды, рассказы — не хуже «Тысячи и одной ночи». Широко рас пространяется грамотность, развиваются ювелирное искус ство и аппликация. Рождаются философия, история и естес твознание. Китайские эмигранты-колонисты научили хуннов земледелию, согдийцы — художествам и ремеслам, турфан цы—торговле. Перед нами хуннская цивилизация, представ ляющая собой синтез китайской и степной культур.

В Эрмитаже хранится коллекция вещей, которыми поль зовались хунны: здесь и китайские, бактрийские и местные ткани, и произведения искусства, выполненные под обаяни ем скифского «звериного» стиля, и модная хуннская причес ка, когда волосы расчесаны на прямой пробор и привязана к темени коса [50, 191-192]. Благодаря высокому мастерству и хорошему вкусу хуннских мастеров, знающих китайское ис кусство и иногда подражающих ему, раскрываются богатые возможности собственного самобытного искусства и куль туры. В этом процессе сыграло свою роль и создание на базе китайской иероглифической письменности языковой графи ки. В хуннской культуре I в. до н. э. доминировал дальневос точный идеал красоты над западными элементами, еще со хранившимися в изобразительном искусстве в силу скифской традиции.

Но самое существенное состояло в том, что хунны пере ходят к оседлому образу жизни, ибо они уже занимаются зем леделием. Некоторая часть из них занимается скотоводством. Их примеру следуют сяньбийцы (древние монголы), цяны (кочевые тибетцы), учуни, кипчаки и другие племена. Разу меется, они занимаются земледелием там, где это позволяют климатические условия. Земледельческий Китай оказал зна чительное цивилизующее влияние на кочевую Центральную Азию с Тибетским нагорьем. Подобно северным китайцам, центрально-азиатские племена и народы создали орошаемые пашни и поддерживали в порядке оросительные системы в цепи оазисов.

Само собой разумеется, что империя Хань в своем разви тии подчиняется закону неизбежных внутренних ритмов — она должна развиваться. В конце I в. до н. э. империя Хань достигла тех границ, какие почти две тысячи лет спустя име ла Маньчжурская империя. Историк Бань Гу нарисовал ве ликолепную картину величия и упадка империи Хань, вы светив их причины: «От государя Вынь-ди (179- Т 57 гг. до н. э.) сряду при пяти коленах царствовала тишина в на роде; империя процветала богатствами, войска сдела лись многочисленны и сильны: почему, увидя носорога и черепаху, открыли Чжу-яй и пр., всего семь областей; польстившись на апельсинный экстракт и бамбуковые по сохи, открыли Цзан-гэ и Юе-суй; услышав о винограде и 7 лошадях небесной породы, проникли в Давань и Аньси. После сего палаты цариц наполнились блестящим жем чугом, узорчатыми черепашинами, прозрачными изде лиями из рогов носорога, перьями южных синеворонок... Иностранные редкости со всех сторон стекались... Сын Неба под великолепным щитом, в пышном одеянии, об локотясь на нефритовый столик, открывал винные во дремы и мясные леса (залы с искусственными деревь ями, на которых развешивалось жареное мясо — В.П.) для угощения иностранных гостей. Музыка, различные фокус-покусы и пляски зверей увеселяли зрение. На подарки и препровождение иностранных гостей, на издер жки далеких путешествий... на содержание войск в походах требовались несметные суммы. Когда же недо стало денег, то наложили оброк на продажу вина, взяли в казну продажу соли и железа, отпили серебряную мо нету, взяли в употребление кожаные кредитные билеты; даже наложили пошлину на телеги, водоходные суда и весь домашний скот. Силы народа истощились, и государственные доходы оскудели. К сему присоединились неурожайные годы, и повсюду возникли разбои; дороги сделались непроходимыми...» [13, 213-214].

И тем не менее этот упадок китайской цивилизации, а точнее ханьской империи, не закончился гибелью страны, как это случилось с Римом. Свои плоды принесла цивилизующая роль Китая в Центральной Азии — цивилизации хуннов, усуней и других народов влили свежие силы в Китай. После упадка, продолжавшегося два с половиною века, начался новый подъем китайской цивилизации и возрождение импе рии. Именно «Паке Синика» способствовала развитию са мобытных цивилизаций Восточной Азии, взявших многое от китайской цивилизации и давших в то же время немало и ей и оказавших сильное влияние на мировую историю (например, империя Чингисхана так и не родилась, не говоря уже о том, что гунны не вторглись в Европу).

Однако этот вариант мировой цивилизации не осу ществился, история пошла известным нам путем со все ми его перипетиями.

Чингисхан погибает в бегстве

Заманчиво промоделировать несостоявшуюся си туацию в случае гибели Чингисхана в детском возрасте —тогда монголам не удалось бы создать свою мировую империю и оказать колоссальное влияние на развитие человечества.

О влиянии монгольских завоеваний и личности их жестокого и гениального предводителя на мировую историю Г. Уэллс пишет следующее: «Они чрезвычайно расширили ге ографический кругозор европейцев и дали новые им пульсы их воображению. Во время владычества великого хана между всей Азией и Западной Европой существова ли свободные сношения; все пути были временно откры ты для всех, и при дворе в Каракоруме появились пред ставители всех наций. Установленные религиозной расп рей христианства с исламом преграды между Европой и Азией были временно сняты. Папство возлагало большие надежды на обращение монголов в христианство. До того времени их религией было шаманство, примитивная форма язычества. При монгольском дворе папские нунции, буддийские священники из Индии, парижские, итальянские И китайские мастера, византийские и армянские купцы стал кивались с арабскими чиновниками, персидскими и ин дийскими астрономами и математиками. В истории слиш ком много говорится о походах монголов и о произведенных ими кровопролитиях и слишком мало — об их любознательности и жажде учиться. Если не в качестве творческого народа, то в качестве проводников знания и научных методов монголы оказали огромное влияние на мировую историю. Все, что можно узнать о таинственной романтической личности Чингисхана или Хубилая, подтверждает то предположение, что они были не менее просвещенными и творческими монархами, чем блестя щий, но эгоистичный Александр Македонский, или энер гичный, но невежественный богослов Карл Великий, пот ревоживший великие тени прошлого» [195,222-223].

В отличие от большинства великих завоевателей, начав ших свою карьеру в молодости, Чингисхан только в 51 год стал Великим ханом. И если у Александра Великого учите лем был гениальный философ Аристотель, давший ему ши рокий кругозор и воспитавший способность мыслить анали тически, то у Чингисхана природный ум соединился с боль шим опытом жизни. Он обладал военным и организаторс ким гением, его избрали Великим ханом за безжалостность, жестокость и непобедимость [1; 120]. Огромные размеры мон гольской империи, состояние постоянной войны, абсолютизм власти Чингисхана — все дает основание сравнивать ее с империей Хунну времен шаньюя Модэ, империей Аттилы, Тюркской империей VI в.

Согласно историческим закономерностям развития ко чевнических культур, должно было возникнуть степное го сударство монголов. Но Чингисхан сумел сплавить воедино грызущиеся между собой кочевые племена, придать им полностью милитаризованную организацию, нацеленную на завоевание соседних государств и народов [159, 115-117]. Административные деления совпадали с воинскими подраз делениями, а каждый уровень управления феодальной ор ганизации общества занимали военные командиры. Так, предводитель тумена (корпуса, насчитывающего 10 тысяч человек) осуществлял власть над занимаемой им террито рией; сам тумен делился на полки по тысяче человек в каждом, полк — на десять сотен, а сотня — на десять десятков. Предводители полков одновременно выступали в роли граж данских администраторов всех родов и племен, входящих в его подразделение. Они имели над ними неограниченную власть, но сами должны были быть покорными Великому хану, за малейшее неповиновение их казнили.

Армия Чингисхана была первой регулярной армией, име ла систему подготовки офицерских кадров, прекрасно фун кционирующий генеральный штаб, великолепно организо ванные квартирмейстерскую, разведывательную службу и службу связи. Личная гвардия Чингисхана насчитывала 10 тысяч человек, выполняла вместе с тем роль офицерской шко лы; в нее осуществлялся специальный отбор, а рядовой гвар деец стоял в воинской иерархии выше офицера обычного подразделения. Именно из гвардии рекрутировались выда ющиеся монгольские полководцы, прославившиеся своими военными операциями.

Поток информации в монгольской империи обслуживал прежде всего военные потребности, и поэтому важнейшая информация концентрировалась в руках властителя и в оп ределенной степени его сподвижников. Великий хан получал информацию благодаря прекрасно налаженной системе путей и почтово-курьерских станций, расположенных по всей империи от Кореи и Маньчжурии до Черного моря. Эти пути служили не только для передачи информации и приказов (с необычной для тех времен скоростью), но также и для сбора податей и даней из различных регионов империи [257, 68]. Ими пользовались в то же время чиновники, путешественни ки, послы и другие лица. Безопасность, кормление и тран спорт путешествующим, находящимся под опекой государ ства, обеспечивало наличие у них так называемой пайцзы— золотые, серебряные и медные пластинки с выгравирован ными на них надписями.

Основной целью военных походов монголов являлись завоевание новых стран и захват добычи; в связи с этим они организовали широко разветвленную систему разведки и использовали методы психологической войны. Вассальные властелины обязаны были платить хану подати и поставлять ему соответствующие воинские контингенты. Они зависели от него во внешних делах, однако обладали почти полной автономией во внутренних.

Монгольская империя не имела государственной идеоло гии, в ней господствовала религиозная терпимость. В гро мадном монгольском государстве сосуществовали рядом в атмосфере полной толерантности буддизм, ислам и нестори анство. Сами же монголы, властители империи, отличались идеологическим индифферентизмом и не навязывали народам какой-либо идеологии.

Монголы во времена Чингисхана и его наследников ста ли самой могущественной военной и политической силой в тогдашнем мире. Под их владычеством в XIII столетии на ходились районы Монголии, Маньчжурии, Кореи, Китая, Тибета, Ирана, Месопотамии, даже часть Малой Азии и Кавказ, наконец, русские княжества. Весь Запад дрожал тог да перед монгольским могуществом, и ему повезло, что войс ка монголов не пошли в глубь Европы, ибо были отозваны в связи со смертью Великого хана Угедэя. Запад вздохнул с облегчением, ибо дело закончилось подчинением монголам русских княжеств.

Следует отметить, что от монголов была перенята их сис тема государственного управления Китаем, Русью и другими странами — это сказалось на их дальнейшем развитии.

В свете изложенного выше заслуживает внимания не осуществленный сценарий мировой цивилизации — Чин гисхан погибает в детстве и в силу исторических законо мерностей возникает степное государство, не только мощное, но и обширное.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Генезис цивилизации а
Поликарпов В. Если бы... Исторические версии истории 4 цивилизации
В ясперов ском понимании осевое время обозначает особый период мировой культуры истории китая человека цивилизации
Появляется магическая душа арабс кой культуры
Развитием цивилизации в различных регионах нашей планеты связан вставший во всей своей остроте

сайт копирайтеров Евгений