Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

90 Якобинцы – члены Якобинского клуба в период Великой французской революции,
выражавшие интересы революционно-демократической буржуазии, выступавшей
в союзе с крестьянством и беднейшим слоем городского населения.

91 Термидор – термидорианский переворот, происшедший 27/28 июля 1794 года
(9 термидора II года по республиканскому календарю) во Франции, свергший якобинскую
диктатуру. Термидорианский режим провел меры по финансовой стабилизации
н либерализации цен.

258

1953–1985 годы – спуск с коммунистических «зияющих
высот»92. Оп ять кризис коммунизма, и второй звонок. При внешнем
господстве все той же тотально-государственной собственности
внутри нее развиваются своеобразные «теневые» процессы,
возникает особый «бюрократический рынок». Внутри защитной
оболочки государственной (а точнее – «лжегосударственной»)
собственности зарождается, развивается в скрытой, но действенной
форме «квазичастная», «прачастная» собственность. Идет по
нарастающей перерождение номенклатуры, незаметный процесс
«предприватизации» собственности. Общество начинает
опять походить на «империалистическое», «государственнокапиталистическое
», отчасти на «восточное», но в искаженной
форме. Политическая ситуация опять сравнительно мирная: холодная
война государства и во внешнем мире, и со своим обществом.
Но война позиционная, застойная, почти бескровная.

1985–1991 годы – конец коммунизма, «третий звонок». Подспудные
процессы предыдущего периода выходят на поверхность.
Начинается открытая номенклатурная приватизация, частная
собственность узаконивается, о реально-государственной
(тоталитарной собственности) уже и речи нет. Номенклатура
открыто превращается в капиталистическую. К концу этого периода
строй похож уже не на «империализм» в классически ленинском
описании (тем более не на «восточное» общество), а на
что-то переходное к «западной» модели, к рыночной экономике,
к открытому обществу и свободному капитализму. Правда, эти
перемены вполне еще обратимы. Политически все это идет на
фоне тотального разгрома государства, полностью проигравшего
психологическую и холодную войну как во внешнем мире, так
и внутри страны. Поражение заканчивается распадом, исчезновением
прежнего государства...

92 «Зияющие высоты» – сатирический роман философа-диссидента Зиновь
АА.; название романа пародирует лозунг «Вперед, к сияющим вершинам
коммунизма!».

2

Но за всеми этими реальными историческими метаморфозами
стоит одна жесткая логическая схема. Реальная эмпирическая
история лишь нарастила на логический скелет факты.

Вспомним те две формулы Маркса, которые взяты в качестве
эпиграфа к этой главе. Коммунисты уничтожают частную собственность.
Государство есть частная собственность бюрократии.

Эти две формулы образуют жесткие логические тиски, в которых
зажато общество, построенное по марксистской теории. Эти
две формулы описывают самый краткий из всех, но, в принципе,
полный курс истории ВКП(б). Дан логический и социальнопсихологический
каркас истории победоносного и обреченного
большевизма.

Из утверждений Маркса можно вывести ряд следствий.

(1) Упразднив частную собственность, коммунисты сделали
всю собственность государственной.
(2) Государственная собственность есть коллективная собственность
бюрократии.
(3) Каждый отдельный бюрократ, бюрократический клан стремятся
превратить государственную собственность в свою частную
собственность.
Экспроприация частной собственности – государственнобюрократическая
собственность – частно-бюрократическая. Вот
формула развития социалистического общества от рождения до
гибели.

В принципе, мы здесь сталкиваемся с частным случаем общей
проблемы всех восточных деспотий, о чем уже говорилось, – универсальным
стремлением чиновников «приватизировать» свою
власть, превратить ее в собственность.

Залог гибели системы в неизбежности перехода от (2) к (3),
в неодолимости «рефлекса приватизации» у бюрократической
олигархии.

Этот рефлекс мог сдерживаться верой коммунистических бюрократов
в сакральную идеологию, отрицающую частную собственность,
и страхом нарушить догматы этой веры.

Коммунистический строй с его претензией на научность, рациональность
был с самого начала построен как спиритуалистический,
оправдание которого за гранью разума и фактов, в сфере
чистой веры (в действительности веры и страха). Именно идеология,
вера в нее и страх ее нарушить должны были образовать
барьеры между правом распоряжаться госсобственностью и действиями
по ее «приватизации» в свой карман.

Вспомним составляющие большевизма – диктатура государства
экономическая и политическая, диктатура бюрократии. Но
если над самой бюрократией не будет диктата идеологии, то тогда
чем тотальнее строй, чем больше власть правящей бюрократии,
тем быстрее она разложится, разделит между собой госимущество,
тем быстрее этот строй погибнет.

Поэтому сохранность идеологии была основой строя. А важнейшим
компонентом в идеологии была ее антисобственническая
составляющая, только она и препятствовала перерождению
коммунистического тоталитаризма «назад» в госкапитализм с номенклатурой
в роли новых капиталистов93.

Для того чтобы идеология была реальным руководством к
действию, необходимо было среди номенклатуры выковать тип
«новых», «стальных», но «бестелесных» людей. Но вопреки романтическим
восторгам, а затем и самоуничижительной иронии, такого
типа людей в СССР создать, воспитать, выдрессировать так
никому и не удалось.

В 30-х годах официальная пропаганда особенно свирепствовала,
и действительно казалось, что многие люди с искренним
энтузиазмом «перековываются» в «ускомчелов» (усовершенствованный
коммунистический человек – термин И. Эренбурга). Но
именно в эти годы происходят события романа М. Булгакова, когда,
посетив Москву, Воланд задает себе вопрос: «Изменились ли

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


На три месяца примерно 66 миллиардов рублей
На протяжении первых месяцев пребывания у власти большевики легко отказались от многого
Предоставят нам кредиты
Гайдара

сайт копирайтеров Евгений