Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В советской историографии материалы Частного совещания националов — членов ВЦИК и ЦИК Союза ССР, равно и материалы Комиссии Политбюро ЦК ВКП (б), замалчивались. Это происходило отчасти потому, что они находились в фондах секретного хранения и не выдавались для исследовательской работы, но скорее всего по причинам цензурного характера. В практической же работе в области национально-государственного строительства они сыграли свою роль. Разумеется, не все было осуществлено на практике, но уже то, что данные вопросы поднимались, обсуждались и оставались на заметке в высших инстанциях, имело в рассматриваемое время принципиальное значение.

К сожалению, при проведении нового районирования СССР и РСФСР и нового административно-территориального деления упразднение губерний и создание новых областей практически почти не изменили государственно-правовое положение автономных областей. Автономные республики продолжали резко отличаться от союзных республик. Вместе с тем результаты Частного совещания и материалы Комиссии Политбюро ЦК ВКП (б) в конечном итоге продолжали оказывать влияние на процесс национально-государственного и правового развития в течение всего существования Советского Союза. Но, пожалуй, наибольшую пользу они принесли уже в условиях перестройки, особенно после перестроечного периода. Многое из того, что было сделано в борьбе за суверенизацию национально-государственных образований как Российской Федерации, так и бывшего Союза ССР, было, по существу, заимствовано из рассмотренных выше материалов Частного совещания националов — членов Всероссийского ЦИК и Союзного ЦИК СССР.

В целом же в первые годы после смерти Ленина, как в общем-то и в первые десятилетия Советской власти, практика государственной национальной политики Советской России отличалась величайшей деликатностью, осторожностью, уступчивостью в подходе к проблемам национальных и межнациональных отношений, нетерпимостью к малейшей несправедливости на национальной почве. Более того, она была проявлением подлинного интернационализма.

Но уже в конце 20-х гг. стала проявляться тенденция отхода от нее, а позднее даже деформация и извращение заложенных в нее основных ленинских принципов. В сознание людей постепенно внедрялся миф о Сталине, как о главном теоретике в национальном вопросе. Особенно превозносилась его статья “Марксизм и национальный вопрос”, написанная еще в 1913 г. Ее начали именовать классическим произведением, в котором обоснованы теория и программная установка большевизма по национальному вопросу. Справедливости ради следует отметить, что Ленин в свое время весьма положительно отзывался о ней.

На смену ленинской национальной политике пришла сталинская, с ее административно-командными методами управления, волевыми решениями, недоверием, подозрительностью и жестокостью к людям разных национальностей, диким произволом в отношении целых народностей. Все это не могло не сказаться на нравственно-этических, культурно-бытовых, этнографических и других особенностях социалистического строительства в национальных республиках и автономных областях. Все более и более стали проявляться отголоски былой родоплеменной вражды, что, в свою очередь, способствовало возникновению и развитию в партийной и советской работе групповщины, доносительства, протекционизма и других порочных явлений.

Иногда Сталин высказывал правильные теоретические суждения в области развития национальных отношений. Так, выступая на XII съезде партии в 1923 г., он определил классовую сущность национального вопроса в условиях Советской власти как установление правильных отношений между государством и крестьянством (по преимуществу крестьянством ранее угнетенных национальностей). Он даже называл деревню “хранительницей национальности”. Но через несколько лет его же тезис об обострении классовой борьбы в социалистическом обществе обернулся репрессиями против носителей “буржуазного национализма”. Эта беда не миновала национальные республики и автономные области, национально-государственные образования не только Советской России, но всего Советского Союза.

В 30-е гг. разрыв между марксизмом-ленинизмом и сталинской практикой решения национального вопроса значительно усилился. С одной стороны, провозглашались правильные лозунги “отца народов” о дружбе народов и консолидации национальностей, с другой — учащались случаи ущемления прав и интересов той или иной национальности. В годы Великой Отечественной войны этот разрыв достиг чудовищных размеров. Сталинский произвол испытали на себе немцы Поволжья, татары Крыма, чеченцы, ингуши и балкарцы Северного Кавказа, калмыки, турки и месхетинцы. Они насильственно “вырывались” со своих родных мест. Переселялись разные народы, но формы и методы переселения были одни и те же. Различия просматривались лишь в мотивациях процессов переселения. Но и они имели “общий знаменатель” — “враждебное отношение отдельных групп данных народов к Советской власти”.

Советские немцы выселялись якобы за тесные связи с германскими захватчиками. Указом Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. 380 тысяч немцев Поволжья были отправлены в Сибирь, на Алтай, в Казахстан, Бурятию. В феврале 1944 г. была ликвидирована Чечено-Ингушская АССР за организованную вооруженную борьбу против частей Красной Армии и создание диверсионных банд в советском тылу. Нелепость данного обвинения очевидна. Чечено-Ингушетия оккупации не подвергалась, а все ее взрослое мужское население находилось в армии. Выселялись в основном старики, женщины, дети. Почти 150 тыс. чеченцев и ингушей было переселено в Казахстан и Киргизию. Только в феврале-марте 1944 г. на постоянном жительстве в Казахстане и Киргизии оказалось свыше 600 тыс. человек (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев). Все они назывались спецпереселенцами, спецконтингентом. Продолжалось это и в более позднее время. Так, в ноябре 1944 г. были переселены из Грузии турки, курды, хемшиды.

Режим проживания спецпереселенцев был весьма жестким. Так, даже в 1948 г. для чеченцев и ингушей была введена уголовная ответственность за побеги из мест обязательного и постоянного поселения депортированных лиц. Если в свое время не определились сроки высылки народов Северного Кавказа, то теперь указывалось, что переселение в отдаленные районы Советского Союза для них проведено навечно, без права возврата к прежним местам жительства. За самовольный выезд из места жительства виновный Особым совещанием при МВД СССР приговаривался к 20 годам каторжных работ.

Конечно, переселение народов — вина Сталина и его преступного окружения. Вместе с тем следует признать, что находились и отщепенцы в числе депортированных народов. Так, из среды карачаевского народа в 1943 г. было обезврежено 65 вооруженных группировок общей численностью 1416 человек, выловлено около 2000 дезертиров, 300 фашистских пособников, 182 бандита-одиночки.

Геноцид, осуществленный в отношении ряда народов Северного Кавказа, коснулся и части жителей Дагестана — аварцев, даргинцев, лезгин, лакцев. Они оказались дважды насильственно переселенными с тех или иных мест: в 1944 г. были переселены в Чечено-Ингушетию, в те места, откуда жителей выселили в Среднюю Азию и Казахстан, а в 1957 г., когда произошло восстановление Чечено-Ингушской АССР, люди из переселенных районов Дагестана вновь были возвращены на прежнее местожительство.

Такие же лишения испытал и калмыцкий народ. Дело в том, что фашисты предполагали образовать Рейхскомиссариат “Калмыцкая область”, исходя из ложной предпосылки о неприемлемости калмыками идей социализма. В сентябре 1942 г. гитлеровское командование даже приступило к формированию “калмыцкого корпуса”. С помощью угроз и насилия им удалось сформировать несколько кавалерийских эскадронов. Этого было достаточно, чтобы в декабре 1943 г. ликвидировать Калмыцкую АССР. Калмыцкий народ, среди которого около 65% были дети до 16 лет, насильственно был переселен в районы Сибири, Киргизия и Узбекистана. Отдельные группы были этапированы даже на Чукотку и Сахалин.

Тяжелыми оказались 40-е гг. и для балкарского народа. В марте 1944 г. его население также было подготовлено к депортации. Мотив тот же: активное пособничество врагу. Значительная часть из 35 тыс. балкарцев была переселена в районы Казахстана и Киргизии, а земли, принадлежавшие балкарцам, передавались в пользование Кабардинской АССР и Грузии. Пострадал и 100-тысячный карачаевский народ: Карачаевская автономная область была ликвидирована, а на ее территории появились города и поселки с грузинскими названиями.

В сентябре 1944 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР о выселении крымских татар. Это была противозаконная акция, так как нельзя смешивать в одну кучу подлецов и честных людей. Несколько батальонов из числа лиц крымско-татарской национальности, воевавших, а точнее, выполнявших полицейские функции в Крыму на стороне немецко-фашистских захватчиков, нельзя было смешивать с крымско-татарским народом.

Реабилитация спецпоселенцев, депортированного населения и восстановление их государственности начались после XX съезда КПСС, разоблачившего сталинщину, и продолжались несколько лет. Лишь в мае 1990 г. государственная комиссия по проблемам крымских татар приняла концепцию государственной программы их возвращения в Крым. Много нерешенных проблем национального характера сохранилось у народов Кабардино-Балкарии.

Совершенно очевидно, что в различных регионах Российской Федерации, в том числе и в автономных республиках и автономных областях Северного Кавказа, есть свои специфические особенности. Но существуют и другие проблемы национальной политики России, о которых мало пишут и еще меньше знают широкие круги россиян. Это касается судьбы малочисленных народов. То, что здесь имеется большой набор проблем свидетельствует положение хотя бы народов Севера.

Мы много и справедливо говорим и пишем о тяжелой судьбе бывших репрессивных народов. Это понятно. Но мы практически молчим, что в связи с промышленной добычей полезных ископаемых на Севере, по существу, шла та же депортация малых народов. Справедливости ради отметим, что этр называлось прогрессом вытеснения коренных народов. Между тем орочи, например, с 1956 г. были переселены 5 раз, их осталось всего лишь 425 человек. До 35% эвенков, нанайцев, улечей, удэгейцев, эскимосов, ительменов, сроков, орочей проживают за пределами территорий своего традиционного расселения.

По данным переписи 1989 г. (по сравнению с 1979-м) прирост коренных народов Севера (в процентах) снизился — с 21,6 до 14: Эвенский автономный округ —с 17,3 до 13; Таймырский автономный округ — с 12,8 до 11,9; Ненецкий автономный округ —с 16,2 до 4,2; Чукотский автономный округ — с 10,0 до 7,3; Ханты-Мансийский автономный округ — с 3,8 до 1,3 . Все это говорит о том, что если сложившаяся тенденция сохранится, то уже в обозримом будущем многие из малочисленных народов могут просто раствориться среди других. Можно и нужно, разумеется, винить Советскую власть за то, что она не все учла при образовании суверенных республик, допустила много серьезных ошибок в их национально-государственном устройстве и развитии. Но нельзя отнять у Советской власти то, что именно благодаря ей многие народы впервые обрели или восстановили свою государственность.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мунчаев Ш.М. Отечественная история. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС И КРАХ САМОДЕРЖАВИЯ. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 1 рабочих
Все это пришло в россию с усилением влияния христианства
Привели к многочисленным человеческим жертвам республик положение
При петроградском совете
Уже после образования советского однопартийного правительства вопрос о социалистической коалиции

сайт копирайтеров Евгений