Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В конце XII — первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с 'Запада — наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. Ареной борьбы была Прибалтика, где издавна жили балтские и финно-угорские племена, которые имели давние культурные, экономические и политические связи с русскими землями.

Немецкие феодалы сумели к этому времени подчинить себе славянские племена Западной Прибалтики — так называемых поморских славян. На очереди было наступление против населявших Восточную Прибалтику балтов и эстов. В 1200 г. крестоносцы захватили устье Двины и основали крепость Ригу (1201). В 1202 г. был создан духовно-рыцарский Орден меченосцев, перед которым стояла задача захвата Прибалтики немецкими феодалами.

Вслед за Ригой на землях Прибалтики, несмотря на ожесточенное сопротивление, стали возникать немецкие города. В 1215—1216 гг. была захвачена территория Эстонии, где столкнулись интересы крестоносцев и датчан, отобравших Эстонию в 1219 г.

Единственной силой, которая могла противостоять напору немецких и датских феодалов, была Русь. В 1237 г. Орден меченосцев, переименованный в Ливонский Орден, стал отделением более крупного духовно-рыцарского ордена — Тевтонского. Объединение двух орденов и их союз с датскими крестоносцами усилили опасность не только для народов Прибалтики, но и для Руси, которая была к этому времени ослаблена монголо-татарским нашествием.

В конце 30-х гг. стало известно, что к походу на Русь готовятся и шведские рыцари. В Новгороде тогда княжил 19-летний князь Александр, сын Ярослава Всеволодовича. В 1239 г. он начал подготовку к отражению шведской агрессии, укрепив в первую очередь границу. 15 июля 1240 г. произошла знаменитая битва на берегах Невы, в которой русские войска одержали полную победу. После сражения Александр Ярославович получил прозвание Невского. Продвижение шведов было приостановлено,

Но оставался еще более опасный враг — рыцари-крестоносцы. В 1240 г. им удалось захватить Изборск, а затем и Псков. Зимой 1242 г. Александр Невский выступил в поход к Пскову и внезапным ударом выбил из города крестоносцев, после чего отправился с войсками к Чудскому озеру. 5 апреля 1242 г. на льду озера, уже подтаявшем, состоялась битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища. Победа русских на Чудском озере привела к тому, что наступление крестоносцев было остановлено. Ливонские рыцари, отказавшись от всех захватов, заключили в 1243 г. мирный договор с Новгородом.

Победа Александра Невского над шведскими и немецкими феодалами спасла Северо-Западную Русь от порабощения.

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое Русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980—1058). Положение Руси упрочилось, Владимиру удалось создать мощную оборонительную систему, оградить Русь от новых набегов. При нем был создан первый подробный летописный свод. Важной мерой были две религиозные реформы Владимира: попытка унификации языческих культов и принятие христианства. И язычество, и христианство в равной мере были основаны на вере в сверхъестественные силы, управляющие миром. По мнению академика Б.А Рыбакова, христианство отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а только той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян и их соседей. Еще задолго до принятия христианства в Киеве было известно о нем и его основных догмах, приспособленных к нуждам феодального государства.

В Х в. в Киеве уже была церковь Св. Ильи, христианского двойника Перуна (языческий бог). Христианская литература, написанная на старославянском языке, проникала на Русь из соседней Болгарии. Киевские князья сознательно медлили с принятием христианства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в зависимость от Византии. Этим историки во многом объясняют и то, что Владимир вторгся в эти годы в византийские владения в Крыму, взял Херсонес и начал диктовать свои условия византийским императорам. В такой ситуации ни о какой зависимости Руси от Византии не могло быть и речи, вопрос о крещений и принятии христианства не мог быть оговорен какими-то условиями, этот процесс мог быть только добровольным. В конце Х в., а точнее в 988 г., князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и заставил креститься всех остальных. К тому времени структура церковной иерархии сложилась следующим образом. Во главе Церкви стоял митрополит Кмейский, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси функционировали епископы, ведавшие всеми практическими делами Церкви. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание церквей давали почти десятую долю своих даней и оброков. Кроме того. Церковь имела свой суд и законодательство и могла вмешиваться практически во все стороны жизни своих прихожан. Одной из сильных организаций Церкви были монастыри, которые вообще играли важную роль в истории средневековых государств, в том числе и древнерусского. Все это пришло в Россию с усилением влияния христианства. Крещение Владимира — поворотный момент христианизации Киевской Руси, но сама христианизация произошла не сразу, она растянулась на десятилетия. При Владимире крестились княжеская семья и дружина. В больших же городах, таких, как Киев, Новгород и другие, жителей насильно загоняли в реку и заставляли креститься. И все же, несмотря на предпринимаемые правящим классом меры, значительная часть русского населения оставалась языческой еще в XI в. Внедрение христианства встречало активное сопротивление со стороны большинства населения. Начатая Владимиром в Х в. христианизация была активно продолжена и в основном завершено князем Ярославом уже в XI в. Ко времени княжения Ярослава относится и окончательное оформление Церкви как организации.

Переход в христианство имел объективно прогрессивное значение. Он способствовал скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это сказалось в отношении брачного права. Например, у князя Владимира было пять “водимых”, то есть законных жен, не считая наложниц. Многие имели по несколько жен. Христианская Церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви. Христианство ускорило процесс ликвидации остатков родового строя и способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. В Византии Церковь являлась крупным феодальным учреждением и землевладельцем. С принятием христианства эти же методы были привнесены и в Киевскую Русь, где церковные учреждения наряду с князьями создают крупную земельную собственность, концентрируя в своих руках большие владения. Прогрессивная сторона деятельности христианской Церкви заключалась в ее стремлений ликвидировать элементы рабского труда, которые сохранились в некоторых районах Древней Руси. В известной мере она боролась и против незаконного порабощения людей. Влияние византийского духовенства сказалось и в разработке на Руси феодального законодательства. Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей: Церковь присваивает Киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения выразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, которые приравнивались к лучшим образцам византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный еще Ярославом в 1037 г., и сейчас является памятником архитектуры, шедевром древнерусского искусства. Не менее известным образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050 г. в Новгороде Софийский собор. Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный след крещение оставило в области просвещения и книгоиздательского дела. Как утверждал академик М.Н Тихомиров, книжное просвещение на Руси стало распространяться с введением христианства. Славянская азбука появилась на Руси в начале Х в. Первоначально она была представлена двумя алфавитами: глаголицей и кириллицей. Письменность в Древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы которой вошли и в современный русский алфавит. Быстрое развитие русской письменности происходило в XI в., после признания христианства официальной религией. Потребность в церковных книгах на славянском языке резко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность. В истории Древней Руси и позже христианство было явлением прогрессивным. Русская Церковь играла сложную и многогранную роль, однако ее главная заслуга состояла в том, что она как организация объективно помогала укреплению молодой русской государственности.

Один из сложнейших периодов истории древней Руси — период феодальной раздробленности, растянувшийся на не-, сколько веков. Характеристика его в трудах историков неоднозначна: от оценки как прогрессивного явления до диаметрально противоположной.

Процесс феодальной раздробленности на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением административных центров. Теперь князья боролись не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей. Они уже не стремились менять свои княжения на более богатые, а заботились прежде всего об их укреплении, расширяя вотчинное хозяйство за счет захвата земель более мелких феодалов и смердов. С ростом числа феодально зависимых людей эксплуатация их труда в вотчинном хозяйстве становилась основой экономической мощи князя-феодала. Он заводил дружину, служившую ему для охраны собственности и захвата новых земель. Дружинники тоже были феодалами, но менее крупными и зависимыми от князя, поскольку получали от своего господина землю или долю княжеских доходов.

В вотчинном хозяйстве крупных феодалов-князей производилось все необходимое. Это, с одной стороны, укрепляло их суверенитет, а с другой — ослабляло власть великого князя. Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить или хотя бы остановить политический распад единого государства. Ослабление центральной власти и привело к тому, что когда-то могущественная Киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств, ставших со временем вполне сложившимися государствами. Их князья имели все права суверенного государя: они решали с боярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир и заключали любые союзы.

Период феодальной раздробленности охватывает в целом XII—XV вв. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне ордынского нашествия на Русь (1237-1240) — около 50, а в XIV в., когда уже начался процесс феодальной консолидации, число их приближалось к 250.

С торжеством феодальной раздробленности общерусское значение власти киевских великих князей постепенно стало ослабевать по сравнению с другими и в конечном итоге было сведено на нет. Уже со второй половины XII в. выделяются сильные княжества, правители которых становятся “великими”, “старейшими” в своих землях, представляя в них вершину всей феодальной иерархии, верховного главу. До середины XII в. таким главой в масштабах всей Руси был киевский князь, но со второй половины XII в. его роль перешла к местным великим князьям.

В конце XII — начале XIII в. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: для Севере-Восточной и Западной Руси — Владимиро-Суздальское княжество; для Южной и Юго-Западной Руси — Галицко-Волынское; для Северо-Западной Руси — Новгородская феодальная республика. Князья обладали всеми правами суверенных государей. Наряду с продолжавшими действовать нормами “Русской Правды” в землях и княжествах начинают складываться свои правовые нормы, находившие отражение в междукняжеских договорах и торговых договорах русских городов с зарубежными. Иначе говоря, для каждой из русских земель были характерны свои отличительные особенности, но вместе с тем их тесная связь в рамках федерации обеспечивалась общим сознанием единства Русской земли и общими основными законами, заключенными между ними.

Особый политический строй, отличный от других княжеских земель, сложился в XII в. в Новгородской земле. В это время Великий Новгород был одним из крупнейших городов не только на Руси, но и в Европе. Он занимал очень выгодное географическое положение — в начале важных для Руси и других государств Восточной Европы торговых путей, связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским. В своей торговле Новгород широко использовал ремесла и различные промыслы. Высшее новгородское сословие — бояре принимали активное участие во внешней торговле. Хотя новгородское сословие и торговля достигли небывалого расцвета, основу экономики составляли сельское хозяйство и связанные с ним промыслы.

Общественно-политическая жизнь Новгорода имела существенные особенности. Сначала он наряду с другими русскими княжествами подчинялся Киеву, но в ходе развития вечевого строя в XII в. стал самостоятельной феодальной республикой и принимал князей только по собственному выбору и на определенных условиях. Князь выполнял функции связующего звена, с одной стороны, Новгорода с Русью и остальными ее землями, а с другой — отдельных частей Новгородской земли. Он ведал вопросами защиты Новгорода и его владений от нападения внешних врагов, был высшей судебной инстанцией. Новгородцы подписывали с ним договор об условиях княжения, которые князь обязан был выполнять или в противном случае покинуть город. Высшим органом власти было вече — собрание мужского населения. Вече обладало чрезвычайно широкими полномочиями. Собираться на него имели право все свободные граждане — от бояр до “черных людей”. Все вопросы решались большинством голосов, несогласное меньшинство силой принуждали признать решение большинства. Как правило, на вече созывалось несколько сот владельцев городских усадеб, а все важные вопросы жизни Новгородской земли до вынесения их на вече предварительно обсуждались в узком кругу небольшой группы наиболее влиятельных бояр.

Главными представительственными лицами в Новгороде были посадник и тысяцкий. Посадник избирался из самых влиятельных бояр на неопределенное время. Будучи посредником между князем и народом, он вместе с князем имел право судить и управлять, руководил совещаниями веча, от имени Новгорода вел переговоры с другими княжествами и зарубежными государствами и заменял князя в его отсутствие. Тысяцкий избирался из небоярского населения. Как судья он имел дело преимущественно с “черными людьми”, осуществлял контроль за налоговой системой.

Во главе новгородской Церкви стоял епископ (позднее — архиепископ), принимавший участие во всех важных гражданских делах, имевший свой суд, собственный штат и даже собственный воинский полк. Вечевой строй в Новгородской земле был одной из форм феодального государства. Вече должностных лиц создавало иллюзию “народовластия”, видимость участия мужского населения в делах управления. В действительности же вся реальная полнота власти находилась в руках бояр и привилегированной части купечества. Боярско-купеческая верхушка учитывала политическую активность городского плебса и умело использовать ее в борьбе с княжеской властью, отстаивая свои собственные интересы.

Особое место Новгородской республики в отечественной истории обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, Новгород был одним из центров, где начиналось русское государство. Во-вторых,, большое значение имели его тесные торговые связи с городами средневековой Прибалтики, Швеции, Германии, Фландрии. Он был связующим звеном между русскими землями и Западной Европой, центром экономического и культурного обмена. В-третьих, Новгород — единственная русская земля, почти не затронутая монголотатарским игом. Это способствовало эволюции древнерусской культуры, в том числе политической и правовой. И, наконец, главное обстоятельство — сложившаяся здесь республиканская форма государства. Новгород обогатил русскую историю развитыми, хорошо продуманными, стабильными институтами республиканского правления. При феодальном характере власти политический строй Новгорода создал возможность для непосредственного участия народа в делах управления. Успехи в торговле, строительстве, ремеслах неотделимы от политического строя, основанного на выборности всех должностных лиц, их подотчетности народному собранию — вечу, символу государственной самобытности Новгорода и его основе.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мунчаев Ш.М. Отечественная история. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС И КРАХ САМОДЕРЖАВИЯ. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 4 княжества
Внезапное нападение фашистской германии на советский союз в значительной мере усилило все эти
России история россии спорные проблемы
История восхождения лжедмитрия на русский престол
Советского государства развития политики

сайт копирайтеров Евгений