Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Удар молотка Почтенного Мастера побуждает брать ев к «порядку». Они особым образом берутся за руки. В этот момент ритуал начала работ, судя по всему, достигает высшей символической напряженности. Первый Смотритель направляется к алтарю, ритуально при ветствует Мастера, открывает Книгу Священного Закона (Библию) и возлагает на нее угольник и циркуль.

Угольник и циркуль — орудия труда строителей-ка менщиков. Они же масонские символы прямизны (правдивости) и меры. Библия — символ западной тра диции и Откровения.

Возможны различные интерпретации этого действа, как, впрочем, и всей масонской ритуальности и сим волики (задуманной как своего рода криптография, до веренная творческой расшифровке всякого из вольных каменщиков по своему усмотрению) . Раскрытие Книги и возложение на ее страницы угольника и циркуля могут, например, означать, что на основе богооткровенного За кона масон призван трудиться, дабы укрепить его своим «личным» вкладом. Этический и нравственный им ператив Закона должен сочетаться с трудолюбием, конкретностью дел и помыслов, без которых он может оказаться бесплодным. Духовный опыт должен соеди няться с разумом, правдивостью, смыслом и мерой, для того чтобы не выродиться в тщету эмоций или фанта зии, или — что того хуже — в святотатство лжи. Дж. Рокки, обративший внимание на эту сторону ма сонства, предположил, что «угольник и циркуль, возла гаемые на Библию, быть может, означают, что духов ность какого бы то ни было учения эзотерична и как бы налагается поверх буквы Закона, являющейся по своей природе экзотеричной, то есть, говоря иначе, Откровение не должно интерпретироваться буквально, его следует понимать символически» 6 .

Однако оставим в стороне возможные толкования и ютрим на символы с исторической точки зрения.

Угольник и циркуль, несомненно, обязаны своим ождением оперативному масонству. Так, угольник эоражен на могильной плите мастера-масона Гуго Ли-

кье, похороненного в Реймсе в 1263 г . На могиле

Уильяма Уормингтона, мастера-масона аббатства «ланд, построенного в XV в., также изображены треугольник и циркуль 7 . Символическое значение этих предметов уходит в

глубокую древность, если верно то, что утверждает Б. Джонс (у нас не было возможности проверить его данные): один китайский философ, живший в IV в. до н. э., увещевал людей поверять свою жизнь угольни ком и циркулем 8 .

Циркуль изображен в англосаксонском манускрипте, датированном 1000 г . (он хранится в библиотеке Британского музея). Держит его в руке Бог — Великий Архитектор. Вполне очевидна перекличка с библейской книгой Притчей Соломоновых (8, 27), где Мудрость взывает к сынам человеческим, говоря о том, что она была уже тогда, когда Господь «проводил круговую черту по лицу бездны».

Что касается угольника, циркуля и других символических инструментов масонства, то заслуживает внима ния инструкция на соискание степени Ученика, в кото рой сказано, что «эти инструменты необходимы для воз ведения устойчивых и правильных строений, поэтому они и стали символами поверки доблести и познания, ведущих к совершенствованию духа: угольник указывает на прямизну пути, циркуль и линейка — на меру, уровень и отвес — на справедливость».

В этом отрывке мы вдруг наталкиваемся на такое необычное по нынешним временам слово, как «доб лесть». Заметим, что оно чрезвычайно активно и с лю бовью используется в масонской традиции. Доблесть — « virtu » от латинского слова « vis » — сила, мужество, для вольного каменщика это «сила (мужество) выпол нить при любых обстоятельствах свой долг». В более широком понимании это «способность творить добро по тому, что оно есть добро», следовать категорическому императиву, не помышляя о компенсации (или ущербе), который связан с последствиями подобного поступка.

Великий масон Бенджамин Франклин почитание классической доблести (постоянство, настойчивость, умеренность, трудолюбие и т. д.) превратил в свой еже дневный практический труд, о котором он с достойной восхищения и подражания ясностью повествует в своем жизнеописании 9 .

Язык, на котором изъясняется с нами сегодня по будительное стремление к доблести, быть может, не по хож на язык XVIII столетия. Но к особенностям масонства относится то, что оно сохранило в качестве своего долга и обязанности пробуждать в человеке жела ние быть человеком доблестным вопреки духу времени,

34

которое, казалось, давным-давно не оставило и следа не то что от этого понятия, но и от самого слова.

Вернемся, однако, к Библии. Заметим при этом, что по ритуальному обыкновению книга раскрывается на первой странице Евангелия от Иоанна, где напечатан шедевр эзотеризма — Пролог. Имя самого апостола Иоанна связано с гносисом, иначе говоря, с тем направ лением религиозной мысли, которое преодолевает или, если угодно, интегрирует веру с философским умозре нием, с личным поиском сущностных истин. «Вопро- шани'е Иоанна» (« Interrogatio Johannis ») — так звучит название своего рода Евангелия, «единственного, быть может, апокрифа, вдохновленного манихейством, ко торый нам сейчас доступен» '° и который был составлен в общине богомилов, связующем звене между манихейст вом и катарской ересью (двух течений мысли, находив шихся под влиянием гностиков).

У масонов Иоанн-евангелист «празднуется» по слу чаю зимнего солнцестояния. День апостола Света (о ко тором будет сказано позже) и день, когда солнце во зобновляет свой восходящий путь, символически слиты в один. Достойно внимания и то, что масонские ложи очень часто именуют себя в честь св. Иоанна. Наконец, ритуальный масонский корпус, получивший распростра нение в ряде немецкоязычных стран и основанный в 1770 г . Циннендорфом, известен как «Обряд Иоанна» и предполагает наличие степени (шестой по иерархии) под названием «Друга св. Иоанна» ''.

Таким образом, св. Иоанн является символом просве щенной религиозности. Пролог его святого благовест- вования основан на символике Слова и Света. Что ка ется Слова, то подчеркнем: масоны заняты поиском «Утраченного Слова», которое является не только тайной мастерства, ушедшей вместе с Мастером Хирамом, но и овом, способным созидать,— логосом Иоанна, вырази мой в слове истиной.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства 4 масонство
Господь приказал моисею сделать из золота двух херувимов
Это чувство
Новых масонов провозгласил наличие в старом масонстве только трех степеней
Так как в дальней шем одна из его обязанностей отдавать излишнее тем человека кандидата

сайт копирайтеров Евгений