Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Основное условие вступления человека в орден — его стремление возродить себя как личность. Если в прошлом масонские ложи пополнялись в основном за счет представителей средних и высших классов, то было это обусловлено не уставными требованиями, а об щественной несправедливостью. Ведь на протяжении ты сячелетий вырабатывался и укреплялся предрассудок,

224


225

будто высокое общественное положение и культура не раздельны. В течение многих веков общепринятым было мнение, что всякий образованный человек (имеющий доступ к книгам и обладающий широкими социаль ными связами) уже в силу самого этого факта не может не принадлежать к привилегированным слоям общест ва. Вряд ли масонство повинно в том, что в прошлом дос туп к образованию и знаниям был затруднен или даже вовсе недоступен для неимущих. В то же время не под лежит сомнению, что с эпохи Просвещения, со времени деятельности французских энциклопедистов, появления системы общедоступного образования, укрепившейся в Италии благодаря Мадзини, и особенно через различные образовательные учреждения в XX в. многочисленные масоны способствовали распространению в народе куль турных ценностей. В Соединенных Штатах ряд частных и государственных школ и университетов, например, были основаны благодаря решающему вкладу масонов. Кстати, для Соединенных Штатов показательна история, которую рассказывают о президенте Теодоре Рузвельте 4 . Однажды он пригласил военного министра посе тить ложу, Достопочтенным Мастером которой был са довник его соседей. Разумеется, можно допустить, что «дух равенства», продемонстрированный таким образом президентом Соединенных Штатов, был всего лишь «театральным жестом», рассчитанным на приобретение по пулярности. Однако мы полагаем, что в действитель ности этот эпизод дает возможность подметить одну из наиболее характерных черт масонства как школы эти ческого спиритуализма, своеобразного «центра единения отдельных людей, которые в противном случае так ни когда бы и не встретились» (как отмечал один из основателей европейского масонства нового времени Андерсон). Масонская ложа — это своеобразный куль турный центр, который не преследует цели затушевать социальную сторону бытия вульгарно понятым «брата нием» между представителями высших и низших слоев общества. За пределами ложи вольные каменщики раз делены в силу их социальной принадлежности и поли тических взглядов. Согласно масонской ортодоксии, никто не вправе запрещать им обеспечивать интересы той или иной социальной группы, выражать взгляды той или иной части общественного мнения. Только в сте нах храма во весь голос звучит призыв к совместной работе. Он слышен здесь громче, чем звон «металла» —

мирских страстей, привязанностей и интересов. Всякий, переступивший порог храма, уже направляем духовной атмосферой его пределов. Именно здесь ощущает он себя братом человека, стоящего рядом, хотя, быть может, он видит его впервые в жизни.

По выходе из храма масон продолжает свою мирскую деятельность. От масона требуется не отказ от нее, а такое отношение к ней, как если бы вся она была про низана духом братства и терпимости, поучение о ко торых им получено в храме. Вот почему вольный ка менщик во всяком споре, при всяком столкновении должен неизменно относиться к своему противнику так, чтобы сделать максимально возможным диалог с ним. Масон должен стремиться не отталкивать своего про тивника, но держать его на расстоянии протянутой руки, никогда не исключая диалогичное общение с ним.

В принципе масонство «воспрещает себе проведение какой бы то ни было политической деятельности, направленной вовне, но оставляет за своими адептами широкую свободу деятельности среди всех членов обще ства; не обязывая их следовать каким бы то ни было ди рективным указаниям» 5 . Данное положение о свободе политической инициативы сформулировано с рядом ого ворок в статье 2 устава Великого Востока Италии: «Итальянская община, следуя исповеданию Вселенского масонства, придерживается в своей деятельности демо кратических принципов в том, что касается политиче ского и общественного порядка, вдохновляясь идеалами свободы, равенства и братства...»

В третьем пункте той же статьи устава сказано: «Исходя в своей деятельности из высоких нравствен ных принципов, вольное масонство не приемлет приви легий социальных классов, но воздает честь труду во всех его формах, признавая за каждым человеком право беспрепятственно и без каких бы то ни было ограни чений раскрывать свои способности при условии, что он не нарушает права других людей и сочетает свои ин тересы с высшими интересами Родины и Человечества» 6 . Так, в достаточно жесткой форме, изложена масонст вом декларация о принципах. В известном смысле их можно рассматривать в качестве общих надполитиче- ских утверждений. В своей деятельности масоны обя заны соизмерять поступки с этими принципами, обя зательными для соблюдения в социально-политической сфере. Читателю, разумеется, небезынтересно узнать, как

226

конкретно отражаются в обществе господствующие сре ди масонов политические взгляды. При этом следует под черкивать, что политическая топография с трудом под дается совмещению с картой распространения масон ства. Во всяком случае можно утверждать, что наименее враждебными масонским идеалам являются традиции светской демократии, республиканские и либеральные течения благодаря взрастившей их культуре. Это от нюдь не означает, что все вольные каменщики стоят именно на таких позициях, не означает это и того, что участие масона в общественной жизни должно быть сопряжено с активной политической деятельностью в той или иной партии. Главное, чего масонство неукосни тельно требует от членов братства — это отсутствия принадлежности к разного рода экстремистским группировкам, исповедующим нетерпимость, демагогию и дву рушничество, к какому бы политическому лагерю они ни принадлежали.

С момента своего возникновения в XVIII столетии итальянское масонство, будучи разобщенным в много численных карликовых государствах, существовавших до объединения страны, не обладало в культурном отношении единым обликом. То же относится и к полити ческой характеристике итальянского масонства. Можно сказать, что масонские ложи были очагом прогрессив ной мысли своего времени, тем не менее историче ская истина требует соблюдать осторожность, считая ту или иную характеристику масонства единственно верной или исчерпывающей. Так, например, в английской ложе, обосновавшейся во Флоренции, собирались заезжие ан глийские дипломаты, представители флорентийского литературного мира и даже католические монахи — ирландцы, нашедшие прибежище в Тоскане и скрываю щиеся от преследований, которым они подвергались на родине из-за своих религиозных убеждений .

Оценивая масонство за пределами Италии, следует привести характерный пример того, как невозможно, да же говоря о первых десятилетиях истории «созерца тельного» масонства, составить сколько-нибудь однознач ную картину «политики», проводимой орденом. Так французские ложи, согласно Сальвемини, «после 1770 г . превратились в центры пропаганды свободомыслия, ан тиклерикализма и гуманизма», братья-масоны Вольтер и Монтескье подготавливали почву для «Декларации» 1789 г ., и в то же время французское масонство имело

227


в своей среде такого представителя традиционного ка толицизма и поборника «контрреволюционной» филосо фии, каким был Жозеф де Местр. Многочисленные масоны, в том числе и Великий Мастер Луи-Филипп Орлеанский, взошли на эшафот в момент революцион ного взрыва. В то же время многие депутаты Гене ральных штатов и даже лидеры революции, как, на пример, Дантон и Марат были масонами. В подобных переплетениях проявляется драматический плюрализм взглядов, характеризующих масонство 8 .

В Италии XIX в. вольные каменщики, как об этом уже рассказывалось в главе V , мощно влились в ряды деятелей Рисорджименто. После 1861 г . масонство, высказы ваясь по «римскому вопросу», было на стороне тех, кто требовал превратить Рим в столицу единой Италии. Эта позиция масонства являлась дополнительной причиной разрыва с католическим миром. Взаимную неприязнь усугубил антиклерикализм, присущий ордену. Показа тельно, например, проведение так называемого антисобо ра, созванного Гарибальди в противовес Первому Ватиканскому собору. Масоны, собравшиеся под покрови тельством Гарибальди, прославляли науку и разум, при званные рассеять густой мрак римско-католической церкви 9 .

В начале XX в. деятельность масонства, охватившая к этому времени все представленные в парламенте поли тические силы, наталкивается на препятствия и подвер гается усиливающимся нападкам. На съезде социали стической партии, состоявшемся в 1914г. в Анконе, было заявлено о несовместимости членства в партии с принадлежностью к масонству. С исторической точки зрения речь шла о политическом маневре, связанном с появлением в социалистической партии максима листских течений и их желанием ликвидировать умеренные течения, которые олицетворял Леонида Биссолати, бывший масоном. Анафема, которой были преданы масоны в социалистической партии, в дальнейшем была подхвачена коммунистами. Так, Антонио Грамши ут верждал, что масонство является единственной подлин ной политической организацией итальянской буржуа зии 10 . Данный тезис представляется излишне категоричным, ибо, как нам уже не раз приходилось кон статировать, на протяжении всей истории своего су ществования масонство с социологической, политиче ской и культурной точек зрения никогда не было единым

228


или однозначно ориентированным «организмом.». Кроме того, именно в тот период, о котором пишет Грам ши, ложи, подчинявшиеся дворцу Джустиниани, в ос новном состояли из железнодорожников, слесарей, ра бочих, грузчиков и т. д. Речь идет о представителях таких социальных групп, которые вряд ли могут быть отнесены к буржуазии в том смысле, как этот термин принято понимать на протяжении последних двух столе тий. (Заметим, однако, что термин «буржуазия» в эпоху позднего средневековья включал в себя рабочих мануфактур, ремесленников и торговцев города, зани мавших социальное положение между крестьянством и сеньорами.)

Антимасонские выступления среди социалистов в дальнейшем утратили интенсивность. Только в 1947 г . в скрытой форме антимасонские выпады снова дали знать о себе в проекте устава социалистической партии, обсуждавшемся на съезде во дворце Барберини. Согласно статье 7 проекта устава доступ в партию закрывался, как было сказано, членам «тайных ассоциаций» ".

Антимасонская кампания, которую вели коммунисты, в особенности на международном уровне, становилась, напротив, все более жесткой. Так, Троцкий писал, что масонство столь же реакционно, как церковь, как католицизм. Оно сглаживает остроту классовой борьбы под прикрытием нравоучительных формулировок. Оно должно быть уничтожено в пламени красного революционного костра. Во Франции и на одном из конгрессов Коминтерна французские коммунисты потребовали от своих товарищей, «все еще сохраняющих тесную связь с секретными организациями противника» (то есть от многочисленных коммунистов, входивших в ложу Вели кий Восток Франции), порвать с масонством |2 .

В чем причины антимасонской кампании, ведущейся коммунистами? На первый взгляд классификация масон ства как буржуазного и классового движения является достаточным к этому основанием. В силу подобной логики ложи являются клубами привилегированных лиц. Поскольку коммунисты объявляют войну всяким приви легиям, постольку с их точки зрения масонство яв ляется одним из многих досадных препятствий на пути эмансипации пролетариата. В странах, где во главе стоят коммунисты, масонство поставлено вне закона (за исключением Кубы). Другой вопрос, в какой мере бла годаря отсутствию масонства дело эмансипации проле-

229

тариата в этих странах продвинулось вперед. Для многих этот вопрос остается спорным. При всяком минимально честном культурно-историческом рассмотрении вопроса о масонстве следует констатировать, что масонство как таковое не является генетически связанным с силами консерватизма. Тот, кто обвиняет масонство в этом грехе, вероятно, хорошо сознавал, что делает. В России, где в силу исторически сложившихся обстоятельств масонство подвергается преследованиям, в период революции большая часть масонов была близка к позиции социал- реформизма, либо их разделяла. Масонами были А. Ф. Керенский и многие члены его кабинета ' 3 . Россия вправе гордиться своими славными традициями демокра тического движения. Масон Н. Новиков, ученый и литера тор, в 1781 г . основал одно из первых российских об ществ по распространению просвещения среди народа. Благодаря его усилиям всего за несколько лет число библиотек в Москве с двух увеличилось до двадца ти. Впоследствии Александр I обрушился на масонство, издав в 1822 г . указ о роспуске лож. Среди прочих была запрещена деятельность ложи «Астрея», пользовавшейся славой очага прогресса. Но и в начале XX в. демократи ческие и антицаристские взгляды культивировались дву мя ложами в Москве и Петербурге, если верить правительственной информации о запрете, наложенном на их деятельность и .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

204 арка степень мастера включает в себя королевскую арку
Данная степень отражает влияние мистерий митры
Чтобы предоставить читателю возможность с боль шей наглядностью проследить извивы отношения като
E milanoмикеле морамарко масонство в прошлом
Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства 2 масонства

сайт копирайтеров Евгений