Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Масонство в своем храме восстанавливает, пожалуй, не столько «наследие» строителей Соломона или (что исторически более обосновано) средневековых вольных каменщиков, но наследие гораздо более древнее и универсальное, наследие человека, пребывающего в поиске правды, « homo religiosus » в самом подлинном смысле этого понятия.

Как писал М. Элиаде, храм, всякий храм является «не только «отражением мира» (« imago mundi »), но также и воспроизведением на Земле трансцендентной модели» 2 . Элиаде утверждает, что еще до того, как появи лись известные нам храмы, человек уже жил опытом «священного пространства», отграниченного от окружаю щей среды. Вспомним и мы о кельтских священных рощах или о самой греческой этимологии слова «храм», восходящей к понятию «священная ограда».

Итак, масоны собираются в храме с тем, чтобы работать «без передышки» над собственным совершен ствованием, о чем и напоминает им и каждому но воприбывшему Мастер. В масонском лексиконе совер-

 

Символы масонского храма

шенствование равнозначно этике самостроительства. Ма сон призван вечно строить. Его безусловный долг- можно было бы сказать, его «дхарма» * - состоит в том, чтобы продвигать дело роста, подъема, познания. Это' то Великое Дело, о котором говорится в гер метической традиции ** и которое масон должен совер шать в самом себе, с тем чтобы затем передать его внешнему миру.

Симвология масонского храма направлена, как мы увидим, главным образом на реализацию этой конструктивной созидательной этики (подчеркнем: целенаправ ленной этики, а не лишенной четкой морали).

После того как масоны вошли в храм и руково дители ложи заняли свои места, начинается Работа. Согласно ритуалу, она символически начинается ровно в полдень, подчеркивая солярность события. В полдень перпендикулярные лучи солнца освещают и согревают землю с наибольшей интенсивностью. Это — магическое мгновение, благоприятствующее трудам масонов, кото рые связывают все свои чаяния с понятием Света.

Мастер повелевает присутствующим убедиться, что храм должным образом «защищен», и приступает к ритуальному диалогу с двумя Смотрителями. Первый находится на Западе. Он следит за движением солнца и закрывает храм лишь после того, как удостове рился, что работающие получили причитающееся. Вто рой — на Юге. Он объявляет братьям об окончании Работы и призывает их к отдыху, во время которого восстанавливаются силы, происходит воссозидание, а после отдыха — снова к труду.

Разумеется, речь идет о символических ролях, в которых звучит отдаленным эхом тайна мастерства вольных каменщиков. Психологическая нагрузка тдких злей двойная: с одной стороны, они включают братьев нициационную цепь, которая принимает их как звенья ритуал масонов всегда сочетает духовный труд с трудом физическим),— в этом выражены трудовые традиции средневековых вольных каменщиков (их братство бывают «оперативным» масонством, то есть практи-

* Дхарма — в ряде индийских религиозно-философских учений - закон, обязанность, высшее предназначение

** .Герметическая традиция якобы берет начало, от легендарного тизма Гермесa Трисмегиста. Основной комплекс воззрений герметизма отражен в «герметических» трактатах, созданных в эпоху и поздней античности.— Прим. ред.

31

ческим, связанным с профессией, в то время как «спекулятивным», то есть теоретико-символическим, именуется масонство нового времени). С другой стороны, они предваряют основополагающее масонское поуче ние — духовный труд и созидание, свершаемые на принципах совести и самодисциплины. Оба Смотрителя обязаны знать и скрупулезно выполнять свой долг. Из вестно, что в храме должны царить «разум, серьезность, благодеяние и веселие». Об этом напоминает Мастер, восседающий на Востоке, чтобы просвещать братьев своими знаниями, подобно тому как солнце, восходя на Востоке, освещает землю.

Звание «мастер» неизменно сопровождается эпитетом «почтенный». Обратим внимание и на это слово.

Употребление масонами этого слова уходит корнями в «Королевскую поэму» (« Poema Regius »), известную рукопись оперативного масонства, относящуюся к 1390 г . Термин «почтенный», по-английски « worshipful », вошел затем в название Лондонского товарищества масонов ( London Masons Company ), которое в 1655 г . стало име новаться Почтенным товариществом масонов. Этот тер мин часто заменялся другим — « worthy », то есть «достойный» 3 .

Б. Джонс в своем труде «Путеводитель и краткий курс масонства» напоминает, что англичане XV столетия охотно пользовались этим термином вообще, особенно в переписке с родными и друзьями 4 .

Среди читателей, конечно, найдется немало таких, кому покажется нелепым и старомодным использова ние столь напыщенных слов в повседневном обиходе. Однако в масонстве, особенно в системе степеней Древнего шотландского обряда, они встречаются в изоби лии. В масонском употреблении эти слова не случайные архаизмы и не пережиток рыцарства, исторически во шедшего в состав масонства. Известный исследователь масонства А. Амбези писал, например, что, «согласно наиболее древним текстам, этапы реализации инициации в наиболее чистом и незамутненном виде связаны с наделением посвящаемого определенным рангом дос тоинства, отраженном или, лучше сказать, внешне выраженном в титулах, которые различные эзотерические организации присваивают каждой из степеней» 5 .

Таким образом, читателю не стоит рассматривать масонские титулы так, как если бы речь шла об аристократическом декоре. Это стимулы и символическое ото-

32

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Есть семь братьев вокруг председателя совета во время заседания масонов этой степени 53
Жизнь американского масонства в xviii в
Иллюминаты предлагали рационалистическое прочтение христианства
Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства 11 масонов
Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства 13 человека

сайт копирайтеров Евгений