Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

на поведение масона. Всякие обобщения, как мы убеж даемся, говоря о масонстве, произвольны. Внутренняя жизнь человека — неприкосновенная святыня. Тем не менее нам хотелось бы завершить эту главу отрывками из письма, с которым масон Джузеппе Рангони, Достопочтенный Мастер, обратился к братьям незадолго до смер ти: «Гораздо больше физических страданий меня огор чает то, что не мигу исполнить свой долг и быть вместе с вами... Но я спокоен, потому что готов уйти на Вечный Восток, потому что я убежден — жизнь человека не может быть целью ради самой этой жизни. Мой внут ренний храм, построенный камень за камнем из тех символов, которые масонство предоставило в мое распоря жение, и состоявшийся благодаря вашей помощи, готов стать частью великого храма истины всех людей. Пусть Великий Архитектор Вселенной рассудит, достойна ли моя постройка того, чтобы о ней вспомнили и тогда, когда между колоннами храма обо мне останется только один отзвук» 33 .

ПРИМЕЧАНИЯ

1. F a r i n a S. II libro dei Rituali del Rito Scozzese Antico ed Accettalo,
p. 201.
2. См.: Boucher J. La simbologia massonica, p. 271—272.
3. См.: J о n e s В. Е. Freemasons' guide and compendium, p. 319—320.
4. См.: Idem, p. 490.
5. Цит. по: H a 11 M. P. An encyclopedic outline of Masonic, Hermetic,
Qabbalistic and Rosicrucian Symbolical Philosophy, p. 95.
6. См.: Idem, p. 95.
7. E 1 i a d e M. H sacro e il profano, p. 96—97,
8. J о n e s В. Е. Op. cit., p. 490—491.
9. Интерес, в частности, представляет «Книга итальянского масона»
Улиссе Баччи (1-е изд. 1908). В первом томе полностью изложе
ны ритуал посвящения в ученики, похоронный ритуал масонов и
другие церемонии ордена.

10. Farina S. Op. cit., p. 138.
11. См.: Me По г A. Dictionnaire de la Franc-Maconnerie et des
Francs-Macons. V.: "chaine d'union", p. 90.
12. Цит. по: Boucher J. Op. cit., p. 346.
13. Можно найти немало общего в символогии мандеизма и масон
ской традиции. Среди прочего, например, употребление термина
«Свет» для обозначения познания, почитание Иоанна Крестите
ля, день которого масоны отмечают в праздник летнего солнце
стояния, сакральность числа «3». Так, ревнители мандеизма триж
ды льют воду на голову воспринимающего крещение, их церковная
иерархия состоит из трех степеней, во время праздника "Pantscha",
приходящегося на период между восьмым и девятым месяцами
мандеистского календаря, они совершают три омовения ежедневно.
Известно значение числа «3» в масонстве благодаря его пифагорей-
158

ско-геометрической и универсальной (относящейся к архетипам) значимости. В «Символогии духа» Юнг пишет: «Три есть «одно», ставшее познаваемым, которое без противопоставленности «одного» «другому» пребывало бы в состоянии, лишенном какой бы то ни было определенности. Таким образом, число «3» фактически является подходящим синонимом процесса развития во времени и выступает в роли параллели самооткровения Бога в качестве абсолютной единицы в процессе развития числа «3». Отношение триады с целым может быть выражено равносторонним треугольником: а = Ь = с, то есть тождеством числа «3», где в каждом из трех так или иначе указанных углов всякий раз содержится вся триада целиком. Данное интеллектуальное осмысление идеи равностороннего треугольника является предпосылкой мышления, осуществляющегося на основе логического образа триады — троицы».
14. См.: J о n e s В. Е. Op. cit, p. 492.
15. М е 11 о г A. Op. cit., р. 205. V.: "Souvenir, Ceremonie du".
16. См.: J о n e s В. Е. Op. cit., p. 304.
17. См.: Idem, p. 305.
18. Ibidem.
19. Ibid., p. 325—326.
20. См.: Le Grandi Religioni, vol. VI, p. 310.
21. См.: JonesB. E. Op. cit., p. 326.
22. См.: Freud S. II nostro modo di considerare la morte.— In: M u-
s a 11 i C. Freud — con antologia freudiana, p. 243.
23. Fa r i n a S. Op. cit., p. 210.
24. Freud S. Op. cit., p. 236.
25. См.: В i a n с h i U. Introduzione alia Storia delle Religioni. UTET.
26. F r e u d S. Op. cit., p. 237.
27. См.: Bellini A. Le religioni delFIndia.— In: Storia delle Religioni.
UTET 1944, p. 405.
28. F r e u d S. Op. cit., p. 230—231.
29. Idem, p. 230.
30. См.: Le carte fondamentali della Universale Massoneria di Rito
Scozzese Antico e Accettato (Intr. di U. Porciatti), p. 102.
31. Farina S. Op. cit., p. 213.
32. A Treasury of Masonic Thought, p. 251.
33. Rivista Massonica, № 5, magg. 1975.

Итак, мы проследили путь масона до момента его достижения степени Мастера.

Три универсальные степени ордена означают, что тот, кто удостоился их получения, приобрел всю полноту зна ний, какая только возможна при посвящении в вольные каменщики. Однако Мастер имеет возможность совер шенствовать и расширять понимание этого учения путем приобретения дополнительного опыта в так называемых ритуалах (обрядах) *. Это Древний шотландский обще принятый обряд, Итальянский символический обряд и Обряд Королевской арки.

Обряд в данном случае условный термин для обозна чения специфики масонского пути, являющегося не столько ритуальным, сколько доктринальным. В этом смысле слово «ритуал» соответствует христианскому употреблению понятия «обряд» в таких случаях, как ар мянский, несторианский обряды, а также обряды других восточных церквей. Во избежание путаницы английские масоны в данном случае склонны употреблять понятие « allied bodies », то есть «союзные организации». Пояс ним на примере: Древний шотландский общепринятый обряд (ритуал) в действительности несводим к какому-то одному обряду, так как является иерархией степеней, посвящение в которые сопровождается особым инициа- ционным ритуалом. Итальянский символический обряд вообще не обладает собственной ритуальностью, так как является федерацией масонов, продолжающих осмысле ние первых трех степеней. Наконец, Обряд Королевской арки является своеобразным орденом внутри собственно масонского ордена и строит свою обрядность на библейской основе, издревле пользующейся среди англий-

* В русской традиции более употребительным в данном случае является термин «обряд».— Прим. ред.

ских масонов особенным предпочтением. Так, в преамбуле к уставу Великой объединенной ложи Англии можно прочитать, что в 1813 г . акт о воссоединении двух Великих лож «старых» и «новых» масонов провозгласил «наличие в старом масонстве только трех степеней (Ученика, Подмастерья и Мастера), включая сюда Орден Священной Королевской арки» . Об этом масонском ордене нам представится случай рассказать в следующей главе. Что касается Итальянского символического обря- да, то мы отсылаем читателя к предыдущим главам, где было сказано о трех «голубых» или «синих» степенях, на которых, собственно говоря, и сосредоточено все внимание итальянских масонов.

Сейчас же нам хотелось бы подробнее остановиться на том, что такое Древний шотландский общепринятый обряд. Он состоит из тридцати дополнительных степеней, которые вместе с тремя «голубыми» степенями образуют пирамиду из тридцати трех степеней. В Италии, например, не все степени этой пирамиды приняты на практике. Здесь инициация сведена к степеням Тайного Мастера (4), Рыцаря-избранника Девяти (9), Князя Розенкрейцера (18), Рыцаря Кадош (30) и трем «административным степеням» (31—32 — 33). Осталь ные степени присуждаются «информационным письмом», иначе говоря, вписываются как дополнительные степени к той, которую уже имеет член ложи. Таким образом, когда, например, Рыцарь-избранник Девяти посвящается в степень Князя Розенкрейцера, он автоматически ста новится обладателем всех промежуточных степеней, хотя и не был в них особым образом посвящен.

В Америке масоны восходят постепенно от одной к последующей степени шотландского обряда.

161

«На практике,— отмечает А. Амбези,— Мастер, сле дующий шотландским путем, совершает восхождение на пути совершенствования: находясь на четвертой степени, он более углубленно постигает смысл обряда третьей степени посредством медитации; достигнув девятой степени, он должен научиться владеть собственными низменными инстинктами благодаря внутреннему самоуглублению и деятельности в мире непосвященных; пребывая на восемнадцатой степени, он обязан самореализоваться как адепт в полноте индивидуальной инициации; на тридцатой степени он преобразует полученную инициацию в деятельность и заявляет о себе перед лицом человечества как воин вселенной и вечности» 2 .

В данной главе мы постараемся проследить, насколько программа шотландского' обряда соответствует действительности. Для наглядности ниже мы воспроизводим организационную структуру шотландского обряда и список степеней шотландской иерархии.

 

Степени шотландского обряда начинаются с 4. Под черкнуты степени, инициация в которые существует в Италии. Степени с 4 по 18 присуждаются Капитулом. Степени с 19 по 30 — Ареопагом. Ритуальные Ученые советы по присуждению 31 — 32 — 33 степеней со ответственно называются «Верховный суд», «Верховная консистория» и «Верховный совет».

Всякий раз, когда речь идет о Древнем шотландском общепринятом обряде, особенно в антимасонской лите ратуре, его отождествляют с двумя стереотипами. Пер вый стереотип — могущество обладателя 33°, являюще гося влиятельной особой, секретно управляющей масонством, посредством которого это могущественное лицо обеспечивает себе господство над миром непосвященных. Второй стереотип — оккультизм: капитулы, ареопаги, консистории являются местом сборища поклонников сатаны, некромантов или, в лучшем случае, фанатичных ревнителей традиций средневекового рыцарства. Когда в прошлом веке Лео Таксиль решил использовать, как подчеркивает Меллор, невероятную доверчивость общест венности, опубликовав свои «Разоблачения масонских таинств», то он прежде всего начал с обвинений против одного из крупнейших представителей шотландского об ряда, американца Альберта Пайка, который якобы яв ляется верховным жрецом «люциферова масонства», совершающего «палладианские оргии». О Пайке говори лось как о масоне, обладающем особой привилегией лично встречаться с самим дьяволом по пятницам в три часа пополудни. В апреле 1897 г . Таксиль публично заявил, что все написанное им было озорным розыгры шем, который он устроил из желания подзаработать. Но «таксилизм» пережил своего основателя, и до сего времени встречаются люди, которые убеждены, что ма сонство опасно для общества и душевного здоровья и что именно шотландский обряд — темное дно масонского ордена. Все домыслы такого рода в случае, если они не создаются преднамеренно, коренятся в культурно-психологической атмосфере непонимания смысла шотландского обряда. Его ритуальная сторона, несомненно, расцвечена разноцветными символами и пышно звучащи ми титулами, о «невинности» и психологической зна чимости которых нами было сказано несколько слов в первой главе. Однако фактическая сторона состоит в том, что, согласно масонскому праву, некто, обладающий 33-й степенью шотландского обряда, не имеет большей власти

163

по сравнению с любым другим Мастером. Согласно тому же обряду, он не обладает никакими директив ными полномочиями в самом ордене. Что касается со циального статуса обладателей высших шотландских сте пеней, то следует иметь в виду, что 33-я степень прис ваивалась и главам государств, и никому неведомым ремесленникам, и прославленным революционерам, кото рые выступали с оружием в руках против тех же глав государств. Так же и в своем шотландском течении масонство с социологической точки зрения неопредели мо 3 . Да и могло ли быть иначе, коль скоро иерархия шотландского обряда не строится в соответствии с соци альной иерархией непосвященного мира, а существует в виде шкалы постепенного приобщения к знаниям, сравнимой, если допустимо подобное сопоставление, с тем, как присуждаются ученые степени в системе высшего образования.

Домыслы о том, что шотландский обряд освящает практику оккультизма, надо полагать, происходят из-за непонимания разницы между оккультизмом и эзотериз- мом. Поясним, что оккультизм основан обычно на мисти фикации, якобы подтверждающей возможность активи зировать паранормальные силы и даже управлять ими путем произнесения или начертания определенных ри туальных заклятий. При этом оккультизм претендует на так называемое «благоприятное расположение светил» и вмешательство на своей стороне душ покойных предков. Подчеркнем в этой связи, что такие известнейшие исследователи гносиса, как Пико делла Мирандола и Рене Генон, в разное время разоблачали глупость и опасность астрологии и спиритизма. Эзотеризм же является методом познания внутренней сущности вещей. Греческое слово « esoteros » означает понятие «внутреннее и личностное». Эзотерическое познание возможно благодаря научному поиску и индивидуализации тех связей, ко торые образуют целостность при всем многообразии про явлений сущего и мыслящего субъекта. При этом речь идет также об установлении тождества, как ритуаль ного, так и психологического, между собственно са мостью и «ценностями». Так, Князь Розенкрейцер — это гносис. Рыцарь Кадош — справедливость. Кроме того, эзотеризм предполагает сравнительное изучение великих духовных и философских учений. Наконец, по средством индивидуализации научного поиска или, гово ря иначе, определения места и «атмосферы», способ-

164

ных поддерживать эмоционально упорядоченную духов- нУ ю аскезу, происходит своеобразная интенсификация мыслительных способностей человека. По эзотерической традиции, глубокий мыслительный процесс вообще не возможен без глубоких эмоциональных переживаний, создаваемых разыгрываемой в храме ритуальной пси ходрамой и ее ритуальной эстетикой. Шотландский обряд — своеобразная антология эзотеризма, а отнюдь не сценическая площадка оккультизма. Впрочем, это под тверждают все мало-мальски серьезные исследования символического и ритуального багажа масонства.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Совершаемым масоном степени подмастерья
Прославившийся работами в области физиологии нервной
В дальнейшем он был главным органистом великой ложи финляндии масоном президент
В которой он говорит о возникнове нии созерцательного масонства
Но прежде он должен выдержать экзамен на мастерство первых трех степеней

сайт копирайтеров Евгений