Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

58

вал, чтобы епископ трижды обошел вокруг храма,

стуча при этом каждый раз в дверь. Троекратный «стук»

читался тогда указанием на Святейшую Троицу христиан. 2

Сейчас трудно сказать, каков именно источник происхождения этого ритуала в масонстве. Главное, что «три четких удара», свидетельствующие о желании кандидата войти в храм, являются общепринятыми в ритуале масонства, разумеется не будучи связанными с тем смыслом, который вкладывали в него средне вековые христиане.

Одежда соискателя (другой термин, который в ма сонской практике применяется в отношении ини циируемого) должна быть в беспорядке, и, что приме чательно, одна нога у него — разута. В библейской книге Исход (3, 5) Господь, взывая к Моисею из горящего куста, приказывает ему снять обувь, «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». То же предписание входящим в Иерусалимский храм со держится в Талмуде 3 .

В греческой мифологии Ясон, перед тем как возгла вить аргонавтов, отправляющихся в путь (яркий при мер инициационной практики) за Золотым руном, пред стает перед царем босым на одну ногу.

Беспорядок в одежде призван символизировать состояние замешательства непосвященного, который, входя в храм, еще не прошел обряд инициации. Можно даже сказать, что у непосвященного не просто одежда в беспорядке: одежда есть внешний покров, поэтому она символизирует «разложение» внешней оболочки в зоцессе символической смерти, которую принял кан дидат в «зале размышлений».

На посвящаемом также не должно быть ничего « металлического», то есть символически не должно быть денег, оружия, страстей, потрясающих мир. Он должен запомнить этот момент «бедности», так как в дальней шем одна из его обязанностей отдавать излишнее тем, кто нуждается.

После введения в храм непосвященный просит Света. Глаза его закрыты повязкой, так как он слеп.

Мастер, прежде чем одарить его Светом, объясняет

посвящаемому некоторые каноны масонского Ремесла,

затем приглашает принести присягу на «кубке возлияний». Сл адкое и горькое питье, чередующиеся в чаше, А. Рег ини связывает с источником Мнемозины (па-

59


мяти) и водой из реки Леты (забвения). Мнемози- на — греческая богиня памяти. Вспомним, что для пи фагорейцев и платоников познание самого себя осу. ществляется посредством «анамнеза», то есть воспоми нания о путешествии собственной души во Вселенной. Лета — река, ведущая в Аид, и ее вода — «летальная», то есть мертвая, вода — несет гибель и смерть. В ма сонской символике сладкое и горькое питье являются, очевидно, представлением о двух возможных путях, ко торые еще открыты перед непосвященным: путь просве щения, если он искренне отнесется к своему посвя щению, и горечь «второй смерти» — смерти духовной, иначе говоря, несостоявшейся инициации, которая призвана освободить человека от «первой смерти», то есть мирской жизни. Испить горечь суждено тому, чьи губы совершат клятвопреступление, тому, кто откажется от взятой на себя обязанности этического и духовного строительства своей личности, вменяемой всякому, всту пившему на масонский путь.

В сопровождении одного из братьев кандидат должен совершить последних три символических путешествия - «в воде, воздухе и огне». Первое путешествие — под землей — он уже совершил, находясь в «зале размышле ний».

Кандидата представляют собравшимся как человека «свободного и добрых обычаев». Добрые обычаи — это значит человек честный и умеренный. Он свободный человек потому, что свободен от предрассудков и ско вывающих разум цепей фанатизма, ибо, как утверждает один из масонских источников, «тот, кто не может пользоваться свободой, должен быть отторгнут от наших тайн как не умеющий управлять своим поведением и неспособный выполнять взятые на себя обязанности» °.

Преодолев два квалификационных экзамена, канди дат должен тем не менее совершить очищение, то есть пройти через четыре элемента — землю, воду, воздух и огонь,— являющиеся основными компонентами мате рии в физике Эмпедокла и Аристотеля. Согласно послед нему, эти элементы составляют «подлунный» мир и в чистом виде построены по вертикали, начиная с эле мента более тяжелого (земли) и кончая самым лег ким — огнем. Выше огня — эфир, который Аристотель понимает как некую небесную субстанцию, владеющую совершенством кругового мира. Представление о четырех элементах, образующих материю, было в виде много-

ленных вариантов распространено во всем древнем

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства 5 существа
Масонство есть учение христианства
В группах иллюминатов
Онтогенетически предшествует осознанию реальности со стороны дифференцированного сознания
Таким образом

сайт копирайтеров Евгений