Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

[73] Gauvard C. Honneur de femme. P. 164-165.

[74] Интересно, что в тексте «Кутюм Тулузы» кастрация в качестве наказания за адюльтер также не упоминается: Coutumes de Toulouse / Publiees par A.Tardif. P., 1884. P. 76-77. § 155a.

[75] Описание «бега» и соответствующие выдержки из источников приводятся по: Carbasse J.-M. “Currant nudi”. La repression de l’adultere dans le Midi medieval (XIIe-XVe siecles) // Droit, histoire et sexualite. P. 83-102.

[76] “… de una porta dictae villae usque ad aliam” (Сен-Бернар, 1207 г.); “… currant a porta Loci usque ad portam Stagni per majorem plateam” (Памье, 1228 г.).

[77] Эта традиция, как представляется, нашла свое отражение в художественной литературе средневековья. Так, например, в «Видении Туркиля» (1206 г.) описывалось посещение главным героем загробного мира. Там Туркиль попадал на театральное представление, каждую субботнюю ночь дающееся для демонов в аду (Об этой особенности «Видения» см. подробнее: Schmidt P.G. The Vision of Thurkill // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1978. Vol. 41. P. 50-64). На сцене сменяли друг друга различные «актеры» - грешники, показывавшие, за какие именно проступки они оказались прокляты. В частности, прелюбодеи должны были совокупляться на глазах собравшихся зрителей: “Postmodum adductus est ad scenam furiosorum adulter cum adultera, qui adinvicem feda copula iuncti venereos motus et impudicos gestus palam omnibus cum multa sui confusione et demonum exprobratione replicaverunt”. - Visio Thurkilli / Hrsg. von P.G.Schmidt. Weinheim, 1987. S. 58. Та же тема обыгрывалась в многочисленных описаниях чудес, якобы произошедших с грешниками в церкви. Например, в «Поучении дочерям» рыцаря Ж. де Ла Тур Ландри рассказывалась история некоего Перро Люара, который совокуплялся со своей любовницей прямо у алтаря. В наказание Господь полностью обездвижил обоих, и прихожане смогли увидеть их в весьма неподобающей позе: “Il avint en celle eglise a une village de Nostre-Dame que un qui avoit nom Perrot Luart et qui estoit sergent de Cande en la mer, si coucha avec une femme sur un autel. Si advint un miracle qu’ilz s’entreprindrent et s’entrebessonnerent comme chiens tellement qu’ilz furent aussy pris de toute le jour a journee, si que ceulx de l’eglise et ceulx de paix eurent assez loisir de les venir veoir; car ils ne se povoient departir, et convint que l’on venist a procession a prier Dieu pour eulx, et au fort sur le soir ilz se departirent”. – Le Livre du Chevalier Geoffroy de La Tour Landry pour l’enseignement de ses filles / Ed. par A. de Montaiglon. P., 1854. P. 80. Я благодарна Ю.П.Крыловой за указание на этот отрывок.

[78] “… nam pluries vidi quod currebant villam nudus cum nuda” (Тулуза, 1296 г.).

[79] “… pudibondis tamen mulieris coopertis” (Эг-Морт, 1246 г.).

[80] “… nutz en bragas e la femna en sa camia” (Гурдон, 1243 г.); “… currant villam nudi cum braccis” (Леза, 1299 г.).

[81] “…et quod mulier cum qua raptus fuit trahat ipsum cum quadam loga seu corda, ligatis testiculis illius intra duas tibias” (Сен-Бернар-де-Комминж, 1207 г.).

[82] “… hodie, in executione cujusdam sentencie late per judicem Draguignani, contra Bertrandum de Tholosa et Hugam Robaudam, uxorem Bertrandi Robaudi, de Caliano, pro adulterio comisso per eos, predictos Bertrandum et Hugam, per castrum Draguignani usque ad locum deputatum fustigavi et usque ad sanguinis effusionem” (Драгиньян, 1338 г.); “… a far lo cors de la vila et estre batutz per lo borreu jusquas ha effusion de sanc, et aysso per so que ladicha Helena forec presa en adulteri dins lo loc de Sant-Marcel” (Кордес, 1484 г.).

[83] В 1428 г. некая Клер де Порте была признана виновной в адюльтере и убийстве собственного мужа и приговорена к «бегу» (в качестве наказания за первое преступление) и к смертной казни через отрубание головы ( в качестве наказания за второе).

[84] “Johanna, uxor Arnaldi Mantelini aliter dicti La Vessa, de Fuxo, de pluribus adulteriis et excessibus accusata, occasione dictorum criminum per nos fuerit condampnata ad currendum villam” (Фуа, 1370 г.).

[85] См. прим. 82.

[86] Carbasse J.-M. Op.cit. P. 83, 88-89.

[87] Gauvard C. Honneur de femme. P. 164, n. 24 со ссылкой на: Pons C. L’adultere en France, XIIIe-XVe siecles. Memoire de DEA. Universite Paris I-Pantheon-Sorbonne, 1995. О существовании подобного наказания в Клюни в XII в. свидетельствуют установления Клюнийского аббатства (1161-1172): «За прелюбодеяние положено такое наказание – чтобы прелюбодей и прелюбодейка пробежали бы голые из конца в конец деревни (ut adulter adulteraque a fine usque ad finem ville nudi concurrunt); если же они это сделают, имущество и тела их пусть пребудут в мире». - Bruel A. Recueil des chartes de l’abaye de Cluny. P., 1903. Vol. IV. P.550. N 4205 (цит. по: Кулаева С.Б. Символика «телесного» подчинения в средние века // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории – 2005 / Под ред. М.А.Бойцова и И.Н.Данилевского. М., 2006. С. 000-000, здесь С. 000. Указанием на использование «бега» в качестве наказания за адюльтер на севере Франции является и один из нравоучительных «примеров» Этьена де Бурбона. Согласно его рассказу, некая замужняя женщина, вступив в преступную связь с местным банщиком, пригласила его к себе в отсутствие супруга. Однако тот, зная о готовящемся свидании, неожиданно вернулся домой, приведя с собой «много других людей». Женщина спрятала любовника в печи, но муж велел ей зажечь огонь, чтобы «испечь пироги». Голый и обгоревший, банщик выпрыгнул наружу, был схвачен присутствующими и проведен по улицам города до главной площади, где подвергся бичеванию, сопровождавшемуся «насмешками и оскорблениями» в его адрес: “Quod videns qui intus latebat, per medias flammes nudus et semiustus prosiliit in publicum, fustigatus cum derisione et ululatu per forum”. – Anecdotes historiques. P. 404. N 469.

[88] Carbasse J.-M. Op.cit. Р. 101, n. 69.

[89] Об склонности средневековой системы правосудия к эффектным в плане диффамации наказаниям см.: Gauvard C. “De grace especial”. P. 790-791. О «миметическом моменте», составляющем сущность подобных наказаний: Ямпольский М. Указ. соч. С. 76-77.

[90] Имитация наказания (например, в отношении судьи, вынесшего несправедливый приговор и в свою очередь приговоренного к повторению того же самого наказания) была весьма распространенным явлением в средневековом судопроизводстве. Подробнее см.: Тогоева О.И. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия. М., 2006. С. 282-299.

[91] Полин Шмитт-Пантель, первая, насколько можно судить, обратившая пристальное внимание на систему наказаний, принятых в Древней Греции в отношении людей, виновных в адюльтере, отмечала, что полисы, в которых фиксируется такое наказание как «бег» (или «прогулка»), находились на границах греческого мира – в Трифилии, Эолии, Писидии. Жители этих мест не воспринимались как настоящие греки, но и «варварами» также не считались. Их называли “mixobarbaroi”, а принятые в их среде нормы права рассматривались греческим населением, как привнесенные извне, заимствованные из других культур – не ясно, правда, из каких именно: Schmitt-Pantel P. L’ane, l’adultere et la cite // Le Charivari. Actes de la table ronde organisee a Paris (25-27 avril 1977) par EHESS et CNRS / Publies par J. Le Goff et J.-C.Schmitt. P., 1981. P. 117-122.

[92] Исключение представляла Спарта, где, в отличие от других греческих полисов, в адюльтере могли обвинить только неженатого мужчину, чье холостое состояние всячески порицалось и наказывалось: в зимнее время взрослые спартанцы, не состоящие в браке, должны были нагими обходить агору, распевая особую песню, в которой признавали, что понесли данное наказание заслуженно, ибо не повиновались законам, предписывающим им иметь жен (Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. С. 140).

[93] Schmitt-Pantel P. Op.cit. P. 118.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Тогоева О. Униженные и оскорбленные мужская честь и мужское достоинство в средневековом суде история права 12 наказания
Декабрь 1405 г подробнее история
В отношении преступлений на сексуальной почве отношении частности

сайт копирайтеров Евгений