Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

[52] Салическая правда. М., 1950. Ст. XXV. § 7 (перевод Н.П.Грацианского).

[53] Du Cange C. Glossarium mediae et infimae Latinitatis. Graz, 1954. Bd. 1-10. Bd. 2. S. 212.

[54] Meyendorff J. Christian Marriage in Byzantium: The Canonical and Liturgical Tradition // DOP. 1990. Vol. 44. P. 99-107.

[55] Как представляется, здесь находила свое развитие древнегреческая традиция, согласно которой сексуальное желание являлось естественным ответом именно на красоту человеческого тела, неважно, мужского или женского: Dover K.J. Classical Greek Attitudes to Sexual Behavior // Arethusa. 1973. Vol. 6. N 1. P. 59-73.

[56] Kazhdan A. Op.cit. P. 134-135, 143.

[57] Той же участи, по мнению итальянских судей, заслуживали и пассивные гомосексуалисты, приравниваемые к женщинам: им также отрезали носы (Ruggiero G. Op.cit. Р. 181). Подобное «уравнение в правах» также, очевидно, было воспринято средневековой правовой традицией из греческой. Подробнее см.: Dover K.J. Greek Homosexuality. L., 1978. P. 16, 187; Михайлин В.Ю. Тропа звериных слов. Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. М., 2005. С. 298-304.

[58] См. подробнее: Ruggiero G. Op.cit. P. 180-183; Zorzi A. Rituali e cerimoniali penali nella citta italiane (secc. XIII-XVI) // Riti e rituali. P. 141-157, здесь Р. 146-147. О значении диффамационного эффекта в подобного рода наказаниях в Византии: Kazhdan A. Op.cit. О древнегреческих корнях такого отношения, в соответствии с которым соблазнение женщины оскорбляло чувства исключительно того мужчины, которому она принадлежала (отцу, мужу), см.: Cohen D. Law, Society, and Homosexuality in Classical Athens // Past and Present. 1987. N 117. P. 3-21; Dover K.J. Classical Greek Attitudes. P. 62.

[59] Ruggiero G. The Boundaries of Eros. Sex Crime and Sexuality in Renaissance Venice. N.-Y., 1985. P. 17-19, 21-24, 43-49, 70-75, 90-92.

[60] Edgerton S.J. Pictures and Punishment. Art and Criminal Prosecution during the Florentine Renaissance. Ithaca; London, 1985. P. 23-27; Baschet J. Les justices de l’au-dela. Les representations de l’enfer en France et en Italie (XIIe-XVe siecles). Rome, 1993. P. 518-531.

[61] Zorzi A. Op.cit. P. 151; Dean T. Op.cit. P. 14-15; Ruggiero G. Violence in Early Renaissance Venice. New Brunswick, 1980. P. 44-45, 164.

[62] Интересно, что в некоторых сборниках обычного права убийство любовника жены даже не рассматривалось как уголовно наказуемое деяние. См., например: “Car il est clere chose que se uns hons defent a un autre par devant justice ou par devant bonnes gens qu’il ne voist plus entour sa fame ne en son ostel pour li pourchacier tel honte, et il, apres la defense, le trueve en fet present gisant a sa fame, s’il ocist l’homme et la fame, ou l’un par soi, il n’en pert ne cors ne avoir”. - Beaumanoir Ph.de. Coutumes de Beauvaisis / Ed. par A.Salmon. 2 vol. P., 1899-1900. T. 1. P. 472. § 933 (курсив мой – О.Т.).

[63] “…et eust ledit Guillebert promis et jure en la presence desdiz arbitres aux saintes evangiles de Dieu et promis a faire serement sur le corps de Dieu sacre que jamais a ladicte femme ne retourneroit ne au dit suppliant ne la fourtreroit”. - AN. JJ 143, N 198 (октябрь 1392 г.).

[64] «Если кто кастрирует свободного человека, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол. Прибавление 12-е. Если же оторвет совершенно, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.». - Салическая правда. Ст. XXIX. § 9. «Если кто лишит жизни свободного человека, или уведет чужую жену от живого мужа, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.». - Там же. Ст. XV. К тем же последствиям могли привести и измена жены или ее изнасилование: плата за это преступление была эквивалентна плате за убийство или кастрацию: «Если кто возьмет чужую жену при живом муже, повинен уплатить 8000 денариев, что составляет 200 солидов». – Салическая правда. Капитулярий VI. Ст. XVII. § 1.

[65] Интересно, что уже у греков понятия «стерильность» и «смерть» были равнозначны. Подробнее см.: Bowie A.M. Aristophanes: Myth, Ritual, and Comedy. Cambridge, 1993. P. 265-267.

[66] Быт 24, 2-9. См. также: «И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа, и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими: вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему». - Быт 47, 29-30.

[67] О важности данного жеста и его символическом наполнении в средневековой французской экзегетике см.: Schmitt J.-C. Op.cit. P. 61-62.

[68] В уже упоминавшемся выше деле 1353 г. о кастрации монаха истец требовал заплатить ему 10000 парижских ливров за понесенный ущерб (AN. X 2a 6, f. 57v-59). В деле от 1368 г. говорилось о некоем экюйе, обвинившем местного священника в краже домашних животных и зерна и заключившего его на этом основании в собственную тюрьму. Там он «много раз» пытал несчастного, подвешивая его за гениталии и предлагая отказаться от Бога. В качестве наказания священник требовал взыскать со своего мучителя ту же сумму в 10000 ливров (AN. X 2a 8, f. 54v-56, 23 июня 1368 г.).

[69] При угрозе жизни вследствие многочисленных ранений: AN. X 2a 6, f. 54 (24 ноября 1352 г.). В случае убийства: AN. X 2a 6, f. 342vB-345 (20 февраля 1356/1357 г.); X 2a 7, f. 34B-35A (4 сентября 1361 г.); X 2a 9, f. 132vB-134v (18 августа 1378 г.).

[70] AN. X 2a 9, f. 37B-38 (21 июня 1376 г.).

[71] Тушина Г.М. Демографические аспекты социальной истории Прованса XII-XIV вв. // Женщина, брак, семья до начала Нового времени. Демографические и социокультурные аспекты / Отв. ред. Ю.Л.Бессмертный. М., 1993. С. 83-88.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Подробнее фрейденберг о
Касавшейся преимущественно женщин
Делало первое из этих наказаний чрезвычайно унизительным для претерпевающих его мужчин

сайт копирайтеров Евгений