Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

188

общество достигло кратковременной
гармонии.
Всем странам (и Россия здесь не
исключение) гуманистическому
беспрепятственному развитию было
отпущено очень мало - это роскошь
истории, ее минутный прекраснодушный
каприз. И все же наличие и не-
потревоженная продолжительность этого
периода в жизни любого общества
значит очень многое. В царстве
жестких законов истории
гуманистическое умонастроение всегда
обречено выглядеть утопией, роскошной
принадлежностью немногих избранных
счастливчиков. Но в силу этих же
законов истории эти люди, как пра-
вило, определяют общественное
умонастроение, своим авторитетом
утверждая иные, сугубо
гуманистические критерии в выбираемой
обществом шкале ценностей.
В позиции Карамзина отразился
характерный для русского общества
внеправовой подход к проблеме, пе-
реносивший смысл ее с политико-
юридического на морально-этическое
обоснование, что было характерно для
Западной Европы XVI-XVII вв. Он
нарисовал картину идеального
самодержавия, где царствует закон
совести. В определенном смысле
Карамзин "реалистичнее" смотрел на

189

положение закона в России, а именно -
хорошо понимал, что отсутствие
традиции непреложного следования
закону в силу чрезвычайно низкого
правового сознания не только народных
масс, но и господствующего сословия,
правящих кругов, чиновничества сводит
значимость самого закона в конкретных
условиях России практически на нет.
При том, что неоднократные попытки
вручить кондиции, неоднократные
попытки реформы государственного
аппарата, Сената, попытки разделения
властей всегда оканчивались
фактически ничем, традиционный
произвол власти, по логике Карамзина,
делал решающей проблему не внесения
нового закона в законодательство, а
следование неписанному закону совести
и чести (нравственному закону).
Однако нравственный закон не
является альтернативой закону
юридическому, такая подмена есть
свидетельство наивности политического
сознания общества, его молодости.
Пока оно осваивало однако не менее
важные высоты: в русле
гуманистического миропонимания на
первое место выходила идея
самодостаточности личности и ценности
человеческого достоинства. Именно
гуманистические ценности,
провозглашенные Карамзиным,

190

определяли необходимый русскому обще-
ству путь развития, именно во
взглядах Карамзина сконцентрировалось
видение, наиболее характерное са-
мосознанию русского общества.
На основе того факта, что
философские, социальные, политические
идеи Просвещения были хорошо известны
русскому просвещенному обществу конца
XVIII - начала XIX в., делался вывод,
что русское общество было готово к
восприятию идеологии Просвещения и
воспринимало ее адекватно.
Несоответствие слова и дела,
заявленного и исполненного, столь
характерное для России, заставляет
усомниться в безусловности такого
вывода. Если бесспорно то, что
русское общество стремительно
постигало новую идеологию, то безу-
словно также и то, что восприятие это
не могло быть адекватным, пока
общество в гуманистическом напряжении
не вышло к осознанию самоценности
любого человека, за права которого
оно будет бороться. Без усвоения
идеалов гуманизма и веротерпимости
знание идей Просвещения было не
только недостаточно, но просто
непригодно для решения проблем
российского бытия, а задачи, стоявшие
перед русским обществом в начале
XIX в., существенно отличались от

191

задач, решаемых европейскими
обществами. Стабильность российского
самодержавия означала, что главной
задачей общества является борьба с
рабским сознанием.
В начале XIX в. эта борьба
начиналась с сознания необходимости
перемен в обществе, с осознания необ-
ходимости исправления, возвышения
человека, нравственного воспитания и
просвещения. В то же время эти
общественные ориентиры не
противоречили конституционным
устремлениям. Конституция
способствовала бы предотвращению
многих социальных конфликтов, но на
путях нравственного совершенствования
разрешить их не удавалось, пожалуй,
еще ни одному обществу.
Совершенствование общества, еще
далекого от кризиса, преобразования
общественного и государственного
устройства в соответствии с духом
времени неизбежно способствовало бы и
укреплению тенденции на возвышение
человека. Но не наоборот. Коснеющее,
самодовлеющее самодержавие не
способствует возвышению нравственных
основ бытия.
В начале XIX в. Россия, как уже
говорилось, была далека от предельной
(кризисной) ситуации и имела не-
сколько альтернативных возможностей

192

развития: аристократическая
конституция, буржуазно-демократичес-
кая конституция, дальнейшее
укрепление самодержавия. Александр I
не пожелал разделить свою власть с
кем-либо - Россия выбрала не тот
путь, который, возможно, был лучшим,
но тот, который ей более
соответствовал. Очевидно, он
соответствовал, в первую очередь,
коренным убеждениям Александра I,
внука своей бабки Екатерины Великой и
сына своего отца Павла I, так как его
пассивность и нерешительность, частые
равнодушие и забывчивость в делах
преобразовательных сыграли немалую
роль в том, что ни одна из задуманных
им политических реформ не попала в
окончательный вариант
правительственного документа.
С приходом на историческую сцену
декабристов ситуация не изменилась
объективно - по-прежнему государство
не испытывало кризиса, по-прежнему
был крепок альянс дворянства и царя.
Смею думать, что предварительная
законотворческая деятельность
декабристов сродни конституционным
грезам императора Александра, ведь
когда дошло до решительного шага,
вовсе не из растерянности или
трусости декабристами не было
применено политическое оружие. Офицер

193

и солдат стояли рядом, равные в своей
жертвенности - так начавшаяся на
рассвете 14 декабря революция к
первым сумеркам превратилась в
высочайший нравственный акт. В этом
поражении - победа декабристов.
Победа нравственного выбора вполне
соответствовала прекраснодушной
александровской эпохе, равно как
выбор в пользу неограниченного
самодержавия соответствовал коренной
сути русской государственности. А
конституционные бумаги Александра
Павловича и декабристов по приказу
Николая Павловича были равно изъяты,
заперты и ушли из жизни общества, как
будто их и не было...
Россия шла своим крестным путем.

194

Часть вторая

"Дух смирения, терпения, любви..."

Золотой век России... Это сильное
государство, это бесспорный приоритет
национально-государственных
интересов, это время объединяющих
общество надежд. Надежд на тот
вариант государственного развития,
при котором интересы сильного
государства учитывали бы и интересы
человека. Надежды не оправдались. Но
разве безысходность - главный итог
золотого века? Нет, это скорее
настроение. Бесспорный же итог
заключается в том, что за это время
сформировался человек, осознавший
свои интересы, почувствовавший
потребность в правах, понявший, что
он достоин того, чтобы с ним
считалась власть. Он знает, что
зависим и подчинен, он согласен быть
подданным, но холопом, шутом даже не-
бесного царя уже быть не согласен. На
заре золотого века это заявил
М.В.Ломоносов, и на закате его будто

195

эхом то же повторил Пушкин: "И у царя
небесного..."
Да, за века Екатерины и Александра
появился новый человек, заявивший о
своем праве на права, но не только
это. Не менее значима и история
духовных стяжаний русского человека.
Ее страницы не столь явны, скорее
сокрыты, но они бесценны и трагичны.
Может быть, именно они и объясняют
причину неудачи борьбы за права,
может быть, они откроют истоки
терпения непонятной русской души...

Глава I. Старая вера новой России

Очевидно, со второй половины
XVII в. правомерно выводить самое
начало кризиса церковного сознания,
вызванного в первую очередь реформой
патриарха Никона. Отход от
официальной церкви старообрядчества
означал неприятие данной, конкретной,
никоновской (читай: неверной,
богопротивной) церкви, что соответ-
ственно не противоречило созданию
своей, истинно православной церкви.
Нюансы обряда в данном случае имеют
второстепенный характер. Главное же
заключалось в том, что критическое
отношение к государственной церкви
(что само по себе не ново) впервые

196

привело к решительному и массовому
отказу от нее и появлению иной
конкурирующей церкви. Хотя
религиозное миропонимание общества
еще и не было вовсе поколеблено, а
реакция на "неверную" церковь все же
имела формы церковные, с расколом
все-таки связаны первые симптомы
кризиса церковного сознания, ибо
тогда впервые была нарушена
исключительность единой церкви.
Именно крах идеи единой и
непогрешимой святой церкви дал
импульс к зарождению и довольно
стремительному распространению
различного рода сект и религиозных
течений на Руси с конца XVII в.
Исключительную услугу процессу
секуляризации религиозного сознания
оказала не только церковная реформа
Петра Великого, но и вся его
деятельность. С реформ Петра для
России началось Новое время. Корни
многих вечных вопросов, вставших
перед русским обществом, уходят в
этот вековой перелом. Без оглядки на
петровские преобразования невозможно
понять процессы духовной жизни
интересующего нас периода последней
трети XVIII - первой трети XIX вв.
Переворот был грандиозен. Прервался
естественный ход вещей. Сколь
молниеносны были петровские перемены,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Совершенная умозрительность первых 117политических проектов составляет одну из характернейших
Если дворянство различалось в том числе
Худушина И. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства конец XVIII первая треть XIX вв.. истории 12 мистика
Екатерина признавалась сегюру о
Оригинал макет подготовлен к печати в институте философии ран оператор е

сайт копирайтеров Евгений