Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

резко изменилась. В начале же XIX в.
наблюдался спад крестьянского недо-
вольства, а из регулярных обзоров
III-го отделения с очевидностью
следовало, что "настроение умов
удовлетворительно только в низших
сословиях"42. Да, "барство дикое"
встречалось повсюду на Руси, но между
крестьянином и царем стоял помещик,
против которого и был направлен
локальный гнев доведенных им же до
отчаяния. Помещик, таким образом,
ограждал верховную власть от
объединенных выступлений крепостных.
Но и тот же помещик брал на себя
присущие верховной власти
патерналистские функции, ибо от
благополучия его крестьян нередко
зависело и его собственное благополу-
чие. В такой опеке заключался часто
не принимаемый во внимание весьма
важный элемент ответственности, в том
числе и нравственной, помещика за
вверенные ему (подаренные) высочайшей
волей крепостные души. Факт
____________________
42 См.: Петербургское общество при
восшествии на престол императора
Николая. По донесениям М.Я.Фока
А.Х.Бенкендорфу. Июль-сентябрь
1826 г. // Русская старина. 1881.
Т. 32, № 9. С. 188; 32. № 11. С.
529.

127

помещичьей заботы и ответственности,
ограждавшей крестьянина в его
социальном бесправии, приводил
Н.М.Карамзин в качестве довода
превосходства крепостного права перед
его отменою. Мы далеки от оправдания
системы крепостничества, просто
необходимо понять, что ее проявления
в России были различны. Отеческое
отношение к крестьянству в России,
очевидно, встречалось не реже зверств
Салтычихи. Именно оно двигало
Милорадовичем, который, умирая от
пули декабриста П.Каховского, завещал
освободить своих крестьян. Именно оно
владело помещиками, возводившими
сельские больницы, школы, подобно
Л.Н.Толстому, или выпускавшими книги
"Сельское чтение", подобно князю
В.Ф.Одоевскому.
О социальном гнете церкви в России
вообще следует говорить весьма
осторожно. Православная церковь была
заложницей самодержавия, а бесправное
положение духовенства, часто
материально зависимого, приближало
его более к народу, к низшим слоям
общества.
Так что если и были в России
механизмы социального и
экономического угнетения народа (а
они были), то были и механизмы снятия
социальной напряженности. Такая

128

ситуация благоприятствовала
возможности внеправового бытования
народа. Механизмы сдерживания
социальной активности одновременно
обеспечивали и лояльность сословий.
Пока идея правового равенства была
достоянием только высшего общества
(интеллектуальным трофеем), она была
безопасна. Отсюда такая
непоследовательность политико-
правовой мысли и деятельности в конце
XVIII - начале XIX вв., ибо тот
класс, который ею обладал, все-таки
не был так беспредельно унижен и
угнетен. Идея естественного права
начинала приобретать свою взрывную
силу лишь тогда, когда субъектом
права стал ощущать себя крепостной
раб. Не ранее чем к концу 40 х началу
50-х гг. XIX в. идея равенства в
общественном сознании стала
приобретать сколько-то строгий юриди-
ческий смысл, что воплотилось в
судебной реформе 1864 г.
До середины 30-х гг. все общество,
все сословия, правда, в различной
степени последовательности, мыслило
себя в категориях религиозно-
нравственных, отсюда "книжность" идеи
социального равенства по праву. Более
понятной оставалась христианская идея
равенства, основанная на евангельских
принципах равенства всех перед Богом.

129

О том, что идеалы равенства, в 20-
30-е гг. XIX в. манившие средний и
низший люд, исходили из христианского
идеала, свидетельствуют отчеты III
отделения, российского политического
сыска, объективность которых у нас
нет оснований отрицать, ибо носили
они сугубо "служебный" характер. "У
партии мистиков много приверженцев в
городах среди дворянства, чиновников
и монахов, почему они и поддерживают
сношения с некоторыми раскольничьими
сектами. Возможно, что найденные во
многих местах империи афиши и плакаты
с призывами к восстанию исходят из
этого источника. Главной доктриной
большинства сект в той или другой
форме было всегда равенство согласно
евангельскому слову. Это было
доказано при раскрытии тайн секты
мартинистов или Новикова"43.
Возможно, не без основания тень
московских масонов и в 1830 г.
беспокоила правительство, во всяком
случае, нам важно то, что идея
социального равенства связывалась по-
прежнему, как в веке XVIII, с
____________________
43 Граф А.Х.Бенкендорф о России в
1827-1830 гг. (Ежегодные отчеты III
отделения и корпуса жандармов) //
Красный архив. 1929. Т. 37 (6). С.
143.

130

христианскими идеалами. В российских
условиях преломленная в требование
отмены крепостного права, она
получила широкое распространение в
массах не столько, думается, потому,
что Сен-Симон повлиял на Белинского,
а Белинского читал русский
крестьянин, сколько в силу
укорененности христианских идеалов в
социальных низах. Под "расколом"
обобщенно понимались секты, которые
равно воспринимались в тех или иных
местах как хранители истинной веры.
Главной идеей, утешавшей народ в те
годы, оказывалась идея христианского
равенства. Между ней и идеей полити-
ческой свободы, двигавшей
оппозиционностью дворянской
аристократии в конце XVIII - перв.
четверти XIX вв., лежала пропасть.

131

Глава III. Рубеж свободного выбора

Очевидно, лишь с большими
оговорками определенная часть
русского общества может
рассматриваться как полномочный
выразитель самосознания всего народа.
Если правомерно утверждение, что
самосознание общества выражает его
наиболее просвещенная, рефлек-
сирующая, мыслящая часть, в том числе
и потому, что более иных владеет
даром самовыражения, то правомерно
также и то, что не в меньшей мере
лицо эпохи представляет общество, не
то чтобы не мыслящее, но та часть
общества, которая далеко не всегда в
рефлекcирующей верхушке своих
социальных представителей согласна
видеть и своих выразителей. Как пра-
вило, это большая часть общества и
есть опора власти, ее негласная
поддержка, выражение консервативной
направленности развития. Именно о ней
писал А.Х.Бенкендорф в 1821 г.:
"Утвердительно можно сказать, что
внутри России и не мыслят о
конституции. Дворянство, по одной уже
привязанности к личным своим выгодам,
никогда не станет поддерживать какой-
либо переворот; о низших же сословиях

132

и говорить нечего: чернь всегда и
везде была и будет чернью. Русские
очень привыкли к образу настоящего
правления, под которым живут спокойно
и счастливо и который соответствует
местному положению, обстоятельствам и
духу народа, и что и мыслить о
переменах не допустит"1.
Этим описанием, пусть лица
заинтересованного, мы и ограничимся,
однако в дальнейшем все же будем
учитывать инерционную роль этой
социальной силы.
Рассматривая историческую ситуацию
начала XIX в. в России, да и в Европе
в целом, в первую очередь приходится
учитывать "эффект присутствия
Наполеона". Этот выскочка,
французский император, поражал совре-
менников какой-то фатальной
удачливостью и разрушительной
энергией. Наполеон являлся наглядным
уроком бездействия правительства и
угрозой абсолютным монархиям. Именно
с Наполеоном император Александр
Павлович вступил в единоборство,
возглавил борьбу по созданию
международной коалиции против
____________________
1 Записка А.Х.Бенкендорфа о тайных
обществах в России // Лемке М.
Николаевские жандармы и литература.
1826-1855. Спб., 1909. С. 580.

133

Франции, понимая, что от исхода ее
усилий зависит судьба российского
самодержавия.
Если внешняя политика Александра I
преследовала цель военного поражения
Франции, то во внутренней политике
русский царь исходил из стремления
предотвратить повторение пагубного
примера, предупредить угрозу,
заявленную свободной Францией. Это
был именно тот конкретный случай,
когда "импульс буржуазного развития
идет не только (а порой и не столько)
изнутри, но и извне, от уже
сравнительно развитого буржуазного
Запада, который выступает как в
качестве примера, так и в качестве
внешней угрозы"2. Александр I, не
обременяя себя сомнениями, является
ли и насколько Россия европейской
страной, всеми помыслами и силами
стремился к титулу "Император
Европы", который до поры носил
Наполеон. Это вторая, очень ха-
рактерная для всей эпохи Александра I
черта - "эффект включенности в
Европу" - определяла общественное со-
знание того времени. Император, видя
упоительную силу и заразительность
провозглашенных свобод и идеи
____________________
2 Пантин И.К., Плимак Е.Г.,
Хорос В.Г. Указ.соч. С. 25.

134

гражданского равенства, мог опасаться
разрушительных для трона последствий,
но претила ему, в то же время, и
слепая реакция. Цель политики
Александра I заключалась в
предотвращении равно как революции,
так и реакции путем введения
либерально-буржуазных принципов в
рамках "законно-свободных учреждений"
в условиях монархического правления.
Это был тот редкий случай, когда
самодержавие, адекватно оценивая
ситуацию, осознавало единственно
верную возможность либерального
развития и в этом направлении
сосредотачивало свои усилия, не
дожидаясь социального кризиса. Таков
был свободный выбор русского царя и
он соответствовал конкретной истори-
ческой фазе развития русского
государства. Возможно, поэтому
молодой русский император занял
лидирующее положение среди
европейских монархов, пользуясь безу-
словным авторитетом. Обновление, по
мысли Александра I, должно было
охватить все государства Европы -
внешнеполитические проблемы занимали
его тогда едва ли не больше, чем
внутренние. Он горел желанием со-
вершенствовать если не мир, то хотя
бы Европу. После победы над
Наполеоном Александр пытался

135

проводить принципы теории "вечного
мира", который устанавливается, по
мысли основателя этой теории Сен-
Пьера, в ходе постепенного
совершенствования правительства.
Конкретную же форму совершенствования
правительств Европы Александр I
связал с идеей герцога Сюлли об
организации "лиги христианских
государей", положив ее в основу
"Священного союза". По замыслу,
монархи, входившие в "Священный
союз", "соединенные узами братства",
в своих действиях должны были
руководствоваться "заповедями святой
веры и законами Бога Спасителя".
Подданные "Священного союза"
составляли единое христианское
сообщество вне конфессиональных и
национальных отличий.
Александр I, действительно, был
незаурядной личностью. По тому, что
было им задумано, можно предположить,
что Россию ожидала встряска не
меньшей силы, чем устроенная сто лет
назад Петром Великим. Он слишком
хотел видеть Россию не просто
обновленной, не только европейской,
но ведущей европейской державой,
первой в едином христианском
содружестве.
Однако Александр переоценил свои
силы: политика "Священного союза"

136

свелась к так презираемой им реакции.
Внутри страны император не решился на
"коренные преобразования". Ничего из
столь мудро задуманного Александром I
не было реализовано - о его
деятельности следовало бы писать в
сослагательном наклонении. Отдельные
принятые законы касались в основном
усиления централизации
государственной власти и исправления
злоупотреблений, допущенных Павлом I.
Александр так и не решился ввести
конституцию в России.
Один из последних конституционных
проектов правительства "Уставная
грамота" (1820) (над ней работали
Н.Н.Новосильцев и П.А.Вяземский,
находясь на службе в Польше) была
опубликована польскими повстанцами
только в 1831 г., что послужило
поводом для беспокойства уже
Николая I. Тогда же он написал князю
Варшавскому: "Напечатание сей бумаги
крайне неприятно; на сто человек
наших молодых офицеров девяносто про-
чтут, не поймут или презрят, но
десять оставят в памяти, обсудят - и
главное не забудут. Это пуще всего
меня беспокоит"3.
____________________
3 Шильдер Н.К. Император Николай
Первый. Его жизнь и царствование.
Спб., 1903. Т. 2. С. 390.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Внерелигиозное видение человека
Сильное самодержавие
Растворяющего в себе отдельные человеческие воли
Мы постигаем феномен пушкина
Правительство все еще единственный европеец в россии самодержавие общества

сайт копирайтеров Евгений