Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В сем Риме, некогда геройством
знаменитом,
Кроме убийц и жертв не вижу
ничего.
Жалеть об нем не должно:
Он стоил лютых бед несчастья
своего,
Терпя, чего терпеть без подлости
не можно.

Тогда они проецировались на
деспотическое правление Павла I,
которое вскрыло современникам очевид-
ность того, что безудержное
самовластие лишает человека последней
привилегии: быть честным перед судом
совести. Самому Карамзину удалось
найти выход в "независимости духа".
"Мы наслаждаемся деятельностью
душевных сил своих в полной
независимости духа, поклоняясь не
идолам, а только Богу", - таковы
истоки бесстрастия Карамзина26.
Карамзин мог быть счастливым,
обладая богатством внутренней
свободы, по праву мудреца, свысока
взирать на трепетавший пред волей
владыки мир. Правда, в Александрово
____________________
26 Переписка Н.М.Карамзина и кн.
П.А.Вяземского. 1810-1826 // Из
Остафьевского архива. Спб., 1897.
С. 107.

362

царствование это было куда легче, чем
под Николаевской десницей, хотя вряд
ли бы Карамзин изменился, владея
щитом отстраненного видения.
Незадолго до смерти он завещал
остававшимся с Николаем: "Для
существа нравственного нет блага без
свободы; но эту свободу дает не
Государь, не Парламент, а каждый из
нас самому себе, с помощью Божиею.
Свободу мы должны завоевать в своем
сердце миром совести и доверенности к
Провидению"27.
Благие, прекраснодушные порывы
учителя разбивала сама жизнь, верным
оставалось одно: для существа
нравственного нет блага без свободы.
Иллюзия внутренней свободы
рассеивалась в прямом луче
политического надзора за каждым, не
утратившим способности думать, а
возможные формы благостного
существования "человека
нравственного" времен Павла ("кроме
убийц и жертв не вижу ничего")
поразительно сходились с масками
николаевской драмы: "тиран, предатель
или узник".

____________________
27 Карамзин Н.М. Неизданные
сочинения и переписка. Спб., 1862.
Ч. I. С. 195.

363

А как все начиналось! Какой мощный
гуманистический заряд давали человеку
первые "дни Александровы"! Могло ли
помыслить о возможности нравственных
издержек поколение, входившее в жизнь
с такими словами: "Надобно сделаться
человеком, надобно прожить недаром, с
пользою, как можно лучше. Эта мысль
меня оживляет, брат! Я нынче гораздо
сильнее чувствую, что я не должен
пресмыкаться в этой жизни; что должен
возвысить, образовать свою душу и
сделать все, что могу для других. Мы
можем быть полезны пером своим..."28.
Они были полезны пером и мыслью,
они радостно и преданно пестовали
юную Россию и им же пришлось пережить
казнь повинных "в умысле". То, что
сделалось нормальным через сто лет,
тогда, в 1826 г., еще не укладывалось
в голове: "Может ли мысль быть
почитаема за дело?" - спросит тогда
же П.Вяземский.
В 1810 г. В.А.Жуковский как-то
заметил: "Политические происшествия
можно назвать воспитанием того
отвлеченного существа, которое
называется нациею"29. Тогда он еще не
____________________
28 Жуковский В.А. Соч.: В 3 т. М.,
1980. Т. 3. С. 421.
29 Жуковский В.А. Соч.: В 3 т. М.,
1980. Т. 3. С. 424.

364

мог предвидеть, как одни
"политические происшествия" могут
просто оборвать душевные силы нации,
укротить общество, воспитанное в иной
системе координат, при иных
"политических происшествиях". Уже в
феврале 1826 г. В.А.Жуковский выразил
состояние общества, вдруг
обнаружившего петлю на шее: "Теперь
нет ничего другого для подкрепления
души и для сохранения деятельности,
кроме веры в Провидение"30.
Поколение переживало крушение
идеалов, с которыми выходило в жизнь.
Нравственные нормы переставали быть
нормами - общество постепенно
оставляло достигнутые высоты. Письма
не доходят, сетовал Жуковский. "Их
читают, это само по себе разумеется -
смиренно соглашался он с подобным
"законным беззаконием". Соглашался,
но и выносил свой суд. "И хотя была
бы какая-нибудь выгода от такой
ненравственности, обращенной в
правило! Что ж выиграли, разрушив
святыню - веру и уважение
правительству? Как же хотеть уважения
к законам в частных людях, когда
правительства все беззаконное себе
позволяют? Я уверен, что самый верный
хранитель общественного порядка есть
____________________
30 Там же. С. 490.

365

не полиция, не шпионство, а
нравственность правительства"31.
Надежда Карамзина на закон Божий и
совесть, коим должны следовать
русские государи, сродни надежде на
"нравственность правительства"
Жуковского. Это не выражение
пресловутой классовой ограниченности
дворянства, это его родовая черта,
это склад миропонимания, это тот
мировоззренческий предел дворянства,
который не предполагает или еще не
вмещает хотя бы равное обращение
нравственных и юридических, правовых
критериев в оценке. Они прекрасно
знают Вольтера и Руссо, владеют
понятиями естественного права и
общественного договора, они угнетены
окружавшим их социальным бесправием,
но в решительном приговоре они
никогда не произнесут: закон должен
гарантировать, но скажут: совесть
должна диктовать.
Критерий нравственности
правительства был решающим для
русского дворянства (может быть,
такова вообще особенность русского
восприятия власти), здесь явлено
чисто русское "непокорство слуги",
когда свое неуважение, или презрение,
или даже свой бунт верноподданный
____________________
31 Там же. С. 444.

366

русского царя мог выразить лишь в
частном порядке. Даже если уже ясно,
что эта власть "не нравственна", что
она пренебрегает священным долгом че-
сти, - все равно вне ее жизнь не
мыслится. Письмо Ф.И.Тютчева графине
А.Д.Блудовой 1857 г. неожиданным
образом подтвердило стойкость этого
нравственного суда над вознесенным,
проклятым, но еще необходимым
самодержавием:"Я говорю о самой
власти во всей сокровенности ее
убеждений, ее нравственного и
религиозного credo, одним словом - во
всей сокровенности ее совести.
Отвечает ли власть в России всем этим
требованиям? Какую веру она
исповедует и какому правилу следует?
Только намеренно закрывая глаза на
очевидность, дорогая графиня, можно
не замечать того, что власть в России
- такая, какою ее образовала ее соб-
ственное прошедшее своим полным
разрывом со страной и ее историческим
прошлым, что эта власть не признает и
не допускает иного права кроме
своего, что это право ... исходит не
от Бога, а от материальной силы самой
власти, и что эта сила узаконена в ее
глазах уверенностью в превосходстве
своей весьма спорной просве-
щенности... Одним словом, власть в
России на деле безбожна, ибо

367

неминуемо становишься безбожным, если
не признаешь существования живого
неприложного закона, стоящего выше
нашего мнимого права, которое по
большей части есть нечто иное, как
скрытый произвол. В особенности
грустно и безнадежно в настоящем
положении то, что у нас все общество
- я говорю об обществе
привилегированном и официальном -
благодаря направлению, усвоенному им
в течение нескольких поколений, не
имеет и не может иметь другого
катехизиса, кроме катехизиса самой
власти"32.
Таково было миропонимание общества
и такому миропониманию
соответствовало мироустройство, след-
ственно, о какой реальной
защищенности законом могла идти речь,
если "у нас нет никакого уважения к
закону и законности. Никто не
совестится избегать или уклоняться от
законов. Это происходит потому, что у
нас закон не является властью
моральной, а представляет собой
только личную волю"33.

____________________
32 Тютчев Ф.И. Соч.: В 2 т. М.,
1980. Т. 2. С. 184-185.
33 Вяземский П.А. Записные книжки.
С. 175.

368

Заметим, что на пике николаевского
царствования уже не слышно речей о
"правах нации", "о прославленных
правах гражданина", даже - о
сословных правах. Права человека
мыслятся только как гарантия нрав-
ственного существования в пределах
частных понятий: человеческое
достоинство, честь, невмешательство в
личную жизнь, получивших вдруг
жизненно важный смысл. В сущности,
это заведомо обреченная форма
протеста личности против удушающего
влияния неограниченного самодержавия.
Самодержавие эволюционизировало от
"просвещенного абсолютизмиа" к
"необузданному самовластию", пройдя в
начале XIX в. пик своего совер-
шенства. Этому движению обратного
хода не дано. Но должно было
смениться не одно поколение, чтобы
стало очевидным для общества, что
"самодержавие в хороших руках и на
известное время дело благое и нужное.
Но самовластие всегда вредно и
гибельно"34.Пока общество не изживет
иллюзию надежды на "нравственное
правительство", которое сменит
самовластие тирана, до тех пор
умозрительное понимание права не

____________________
34 Там же. С. 277.

369

сменится осознанием его единственной
действенности.
В 1834 г. на почте было вскрыто и
передано Николаю I письмо Пушкина к
жене. Узнав об этом, Пушкин записал в
дневнике: "Государю неугодно было,
что о своем камер-юнкерстве отзывался
я не с умилением и благодарностью. Но
я могу быть подданным даже рабом, -
но холопом и шутом не буду и у царя
небесного. Однако какая глубокая
безнравственность в привычках нашего
правительства! Полиция распечатывает
письма мужа к жене и приносит их
читать царю (человеку бла-
говоспитанному и честному), и царь не
стыдится в том признаться и давать
ход интриге, достойной Видока и
Булгарина! Что ни говори, мудрено
быть самодержавным"35.
Проблема отнюдь не частная, как
может показаться на первый взгляд.
Конфликт возник в результате стол-
кновения принципов монархического
правления с неприкосновенными правами
человека: тайна семейной жизни. "Без
тайны нет семейственной жизни", -
скажет тогда же Пушкин. Конфликт
выходил и за рамки сугубо этического
звучания, поднимая вопросы о пределах
____________________
35 Пушкин А.С. Указ.изд. Т. 7. С.
287.

370

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Такая подмена есть свидетельство наивности политического сознания общества
Средства тому уже всецело находились в воле человека
К северному крылу декабристского движения общества общество
Худушина И. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства конец XVIII первая треть XIX вв.. истории 13 нравственного
человек просто прекрасен

сайт копирайтеров Евгений