<<< ΛΛΛ >>>
любимого героя в русских народных сказках. Но фигура Вора вызывает у Трубецкого еще
большее недоумение и даже отчаяние. Ведь получается так, что, помимо дурацкой лени, рус-
скому народу нравится воровство. «Есть сказки, где хищения облекаются таинственным
волшебным покрывалом, но есть и другие сказки, выражающие низшую ступень нравствен-
ного сознания, где воровство, ничем не прикрытое и не приукрашенное, нравится само по
себе, как «художество» и как наука устроения лучшей жизни»37.
Напрашивается вывод, что все это свидетельствует о нравственном падении русского
народа или каких-то низших слоев народа. Ведь предметом воспевания оказывается ничем
не прикрытое и не ограниченное никакими моральными запретами воровство, которое поль-
зуется неизменным успехом в сказках подобного сорта. А поскольку воровство действитель-
но широко практиковалось и практикуется на Руси, это может навести нас на самые мрачные
мысли по поводу безнравственности русского человека и русской народной культуры.
На самом же деле это совсем не так. Потому что сказка, как мы раньше отмечали, это
не воспитательно-дидактический жанр. И сказка не отображает действительность, а ее пре-
ображает. Реалистический подход здесь неуместен и противоречит идейной и образной
структуре сказки. Сказочный вор не имеет (или почти не имеет) никакого отношения к тем
ворам, которые промышляли в реальной жизни. Стоит обратить внимание, что сказочный
вор нисколько не скрывает своей профессии, а открыто о себе заявляет: «Я — вор». Далее,
воровство для него это не способ наживы или устроения лучшей жизни, как думал Трубец-
<<< ΛΛΛ >>>
Он обучен од ному искусству воровству крадовству да пьянству блядовству Для начала с иконой георгия победоносца обходили скотину Связанное с успением пресвятой богородицы христос обещает Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 7 говорит Ограниченное никакими моральными запретами воровство
|