ΛΛΛ >>>
Сюжетные мотивы волшебной сказки восходят к глубочайшей старине. Но отчего
позднейший народ обо всем этом помнит и тянет, и тащит за собою сказку? Так, что и само
понятие «народ» невозможно представить без сказки. Какая корысть? Ведь сам народ не зна-
ет и не понимает уже ее древнейших корней. А во многое, что происходит в сказке, уже и не
верит. В прошлом веке и в начале нынешнего русские фольклористы проводили опрос ста-
риков-сказочников: верят они или нет в то, о чем рассказывают? Выяснилось, в большинстве
случаев в собственно сказочные, фантастические элементы волшебной сказки никто не ве-
рит. Другое дело — былины (параллельный фольклорный жанр). Старые крестьяне-
сказители воспринимали былину как быль, как то, что действительно было когда-то на свете.
Даже невероятная физическая сила былинных богатырей получала объяснения. Дескать, в
старое время, когда все было лучше, встречались такие могучие мужики — богатыри. Но
чтобы верить в сказку?..
Спрашивается: почему же доисторическую сказку народ любит и ценит не меньше,
чем свою историческую, сравнительно близкую и правдоподобную былину, а скорее —
больше? Очевидно, сказка, даже понимаемая как вранье или выдумка, выражает очень важ-
ные стороны народного миросозерцания. Сказочные образы не сохранились бы в народной
памяти в течение тысячелетий, если б не содержали в себе какие-то непреходящие, неуми-
рающие ценности всечеловеческого бытия и сознания. Запоминается и передается из поко-
ления в поколение только то, что так или иначе дорого людям. В итоге, сама устойчивость
сказочного предания доказывает, что оно заключает в себе что-то невероятно значительное
(доброе, хорошее, нужное, прочное, вечное) и потому — незабываемое.
Глава первая. СВЕТОВАЯ ПРИРОДА ПРЕКРАСНОГО
ΛΛΛ >>>
Повести о бове королевиче повести золотой Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 11 волшебную Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 11 истоков В других случаях целовал землю человек человек особенно чувствует себя явлением нового времени Синкевич В. Феномен зеркала в истории культуры истории культуры
|