<<< ΛΛΛ >>>
ной или забавной игры это служит проявлением эстетической природы сказки.
23
Глава пятая. СКАЗОЧНЫЙ ВОР И ШУТ-СКОМОРОХ
Отсюда мы можем и должны перейти к сказочному герою другого типа, который по
имени, по определению и по своей профессии — вор. Это фигура не столь значительная и
центральная, как сказочный дурак. Но все же достаточно популярная и весьма колоритная. И
что особенно странно — любимая народом, хотя в повседневной жизни, в действительности,
как известно, народ воров не жалует. Возникает законный вопрос, почему же в сказках вор
иногда выходит в заглавные герои? А если присмотреться внимательнее, то и многие сказоч-
ные герои, отнюдь не воры, а люди благородные — например, прекрасный Иван-царевич —
занимаются воровством, хотя это в сказке рассматривается и подается, словно какие-нибудь
рыцарские подвиги. Допустим, Иван-царевич выкрадывает жар-птицу, гусли-самогуды, а за-
тем похищает и Елену Прекрасную. Но воровство здесь как бы не замечается, а просто вхо-
дит в состав волшебного сюжета и заслоняется понятием чуда и магических способностей
героя. То есть колдовство скрывает под собой воровство.
Однако это воровство выходит иногда на поверхность сюжета, и тогда главным пер-
сонажем сказки становится профессиональный вор. Этот вор, в виде сказочного героя, от-
нюдь не скрывает своего воровского призвания, но откровенно объявляет, что он обучен од-
ному искусству: «Воровству-крадовству да пьянству-блядовству». Иными словами, он хо-
<<< ΛΛΛ >>>
Христианизированная народная культура Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 6 формула О давно прошедшем времени сказок Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры Кто на них изображен
|