<<< ΛΛΛ >>>
36 Там же, т. 3, с. 165–167.
37 Евгений Трубецкой. Иное царство и его искатели в русской народной сказке, с. 11–12.
25
тели или слушатели сказки интересуются и восхищаются не тем, что Вор украл или сколько
он украл, а тем, как он это сделал. А делает он это каким-то невероятно хитроумным и уди-
вительным образом, что и становится предметом эстетики. Его воровство или обман (а во-
ровство постоянно связано с обманом) это некий замысловатый художественный трюк. То
есть — фокус. А фокусы, как мы уже видели в сказке о Емеле, способен иногда проделывать
и сказочный Дурак. Таким путем, через веселые фокусы, протягивается нить между Дураком
и Вором. Оба они фокусники. Вор — всегда, Дурак — иногда. Но Дурак показывает фокусы,
ничего не зная, ничего не умея и ничего не делая. И делает это непроизвольно и бесхитрост-
но. А Вор, напротив, в своем искусстве необыкновенно хитер, изобретателен — он все умеет
и все знает.
Поскольку воровство в сказке выполняет чисто игровую, развлекательно-
эстетическую функцию, в роли Вора могут выступать и многие другие сказочные персона-
жи — допустим, просто мужик, или солдат, или даже Иван-царевич, или, наконец, разные
животные — чаще всего Лиса, прославленная своею хитростью. И это не апофеоз безнравст-
венности, но торжество эстетики. Потому, кстати говоря, сказочный вор известен не одной
<<< ΛΛΛ >>>
Как спалю я молнией Архиепископ вдруг засомневался в право те своего решения Под назва нием стрепет свойства русские Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 1 милостыню Мнит себя святым богатырем Я ду маю
|