<<< ΛΛΛ >>>
...Мы не сомневаемся, что красота эта повсюду бестелесна. Ведь никто не усомнится, что в ангеле и в душе
она не есть некое тело. Но что она бестелесна также и в телах, это мы и выше показали и теперь выводим в
особенности из того, что глаз видит не что иное, как свет солнца, ибо фигуры и краски тела
воспринимаются, только когда они освещены светом. Они не проникают в глаза со своей материей.
Представляется, однако же, необходимым, чтобы они находились в глазах, чтобы были видимы глазом.
Итак, глазам открывается один только свет, изукрашенный фигурами и красками всех освещенных им тел.
Наполненный таким образом свет глаза воспринимают с помощью некоего свойственного им луча, а
восприняв, видят и его, и все, что находится в нем. Вот почему весь порядок мира воспринимается не таким,
каков он в материи тел, но таким, как он различается в свете, воспринятом глазами. И так как в этом свете
он отделен от материи, он неизбежно чужд телу.
Это еще более очевидно явствует из того, что сам свет не может быть телом, раз он в одно мгновение
заполняет весь мир от востока до запада и без всякого сопротивления проникает тело воздуха и воды и не
загрязняется, даже будучи смешан с нечистыми вещами» (Фичино М. Комментарий на «Пир» Платона. О
любви // Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981. С. 177-179 / Пер. А. Горфункеля, В. Мажуги, И. Черняка).
Ясно, что Фичино не интересует произведение искусства (или вообще какая-либо прекрасная вещь) как
материальный предмет, которым мы наслаждаемся в силу гармонического соответствия материи
божественной идее или замыслу художника, воплощенного в ней. Его интересует переживание красоты как
способа непосредственного соприкосновения с красотой сверхъестественной. Интересно отметить, что в
Средние века — эпоху, которой иногда приписывают умозрительное представление о красоте — имели
<<< ΛΛΛ >>>
Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике истории культуры 12 средневековые Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике истории культуры 1 демонов Страус становится символом справедливости родственные реалиях Абсолютной конкретности бога он противопоставляет на уровне творения конкретность развертывания внимание Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике истории культуры 11 построения
|