<<< ΛΛΛ >>>
девственности. Страус становится символом справедливости, потому что его перья, будучи совершенно
одинаковой длины, навевают представление о единстве. Благодаря усвоению традиционного поверья о том,
что пеликан кормит своих птенцов кусками мяса, которые он клювом отрывает от своей груди, эта птица
становится символом Христа, отдающего свою кровь за человечество и превращающего свою плоть в
евхаристическую пищу. Считалось, что единорога можно поймать, если, привлеченный девой, он упокоит
свою голову на ее лоне; единорог вдвойне стано-
75
вится христологическим символом — как образ единородного Сына Божия, рожденного из чрева Марии;
кроме того, однажды воспринятый как символ, он становится даже реальнее страуса и пеликана (ср.: Reau
1955, АА. VV. 1976, De Champeaux-Sterkx 1981).
Таким образом, символическое значение присваивается на основе определенного соответствия, схематичной
аналогии, сущностного отношения.
Говоря о присвоении символического значения, Хёйзинга подчеркивает, что на самом деле в двух реалиях
абстрагируются некие родственные свойства, которые и становятся предметом сопоставления. Находясь
посреди своих гонителей, девственницы и мученики сияют, как белые и алые розы среди шипов, в
окружении которых цветут; и для обоих видов сравниваемых образов общим является цвет (лепестки-кровь)
и драматизм ситуации. Однако по нашему мнению, чтобы на абстрактном уровне была выработана
гомологическая модель такого рода, прежде того должно произойти упомянутое короткое замыкание. В
<<< ΛΛΛ >>>
Раскрывает нам красоту Речь идет об исходе сынов израилевых из египта во времена моисея Как бы накладывается слияние сущности существования сущность Теории искусства художника достоинство
|