Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

211

своих картинах "Посейдон", "Запрещено
сомневаться в богах" атмосферу
холодного эротизма, ремистифициро-
ванной гомосексуальности. В этом
контексте его работа "Рука заменяет
интеллект" представляет собой
квинтэссенцию "двойной живописи": два
персонажа этой картины,
символизирующие прошлое и настоящее,
увлеченно разрисовывают друг друга,
образуя своими позами иллюзию
художественного зазеркалья, двоящейся
исторической жизни культуры.
Энигматически-экспрессионистская
ветвь этого течения представлена
трансавангардистами - М. Морли,
Р. Бэрни, Г. Гарустом, С. Коксом и
др. Вдохновляясь художественными
принципами Ф. Бэкона, эти художники
создают сновидческие
экспрессионистско-гиперреалистические
коллажи, в которых, как в
перевернутом бинокле, возникают
гротескные архетипы бегства в природу
("Без названия" К.Ле Брена),
сексуально-мистического экстаза
("Экстаз: Святая Аньес" С. Кокса),
борьбы христианства с язычеством
("Борцы" Г. Гаруста).
Этическая направленность,
повышенный интерес к фигуративности
характерны для другого течения по-
стмодернизма в живописи -

212

повествовательного (нарративного).
Театрализация мира искусства здесь
противопоставлена его драматизации.
Э. Лэсли, Ж. Бил, Д. Хокни, Р. Китаж
напряженно размышляют о соотношении
искусства и морали в предлагаемых
обстоятельствах этического
релятивизма. Используя в своем твор-
честве некоторые приемы
натуралистического и реалистического
искусства, они вместе с тем
дистанцируются от реализма как
творческого метода, ассоциируемого с
дидактизмом, иллюстративностью,
пропагандистской направленностью.
Основные темы, волнующие
нарративистов - насилие, война
(особенно вьетнамская), проза
повседневной жизни и ее
экзистенциальные тайны. Доминирующие
приемы - фото-, гипер- и традиционный
реализм в сочетании с приемами поп-
арта, минимализма и абстракционизма.
Современные образы жизни и смерти
Христа (Э. Лэсли), маньеристско-
джинсовые аллегории человеческих
страстей (Ж. Бил), плюралистическое
видение ситуаций с разных точек
зрения - мужской, женской,
негритянской и так далее
(Ж. Валерио), художественный анализ
стадий насилия (М. Мазур), "ползучего
фашизма" и войны (Р. Китаж) носят

213

притчевый характер. В картинах
Р. Китажа "Нет так нет", "Восхождение
фашизма", "Три грации" мотивы
похищения Европы сочетаются с
фаллической символикой эрекции зла,
овеществляемого в атомной бомбе.
Пассивность, бессилие, тоскливое
ожидание художника, неспособного
противостоять насилию, оттеняются
агрессивно-паническим эротизмом,
садомазохистскими стереотипами
поведения персонажей (Ж. Мак Гэрэл,
В. Крозье, Д. Сал, Э. Фишл).
Вместе с тем нарративизм не чужд и
идиллических мотивов красоты и
скромности провинциальной жизни ("Мои
родители" Д. Хокни), слияния человека
с природой. Экологическая
проблематика, являющаяся для по-
стмодернизма магистральной,
пронизывает творчество Ж. Финли.
Поклонник Г. Торо, Финли создает
образцы садово-паркового искусства
средствами живописи, скульптуры,
поэзии. Его "Маленькая Спарта" -
иронический синтез японского сада
камней и романтического парка с
павильонами, руинами, стилизованными
надписями на них. Идея о том, что
классический союз искусства и религии
трансформировался в постмодернистский
тандем искусства и туризма, вылилась
в оригинальную попытку создания

214

образцов нового публичного искусства,
обладающего моральной
направленностью.
В отличие от нарративизма,
аллегорический постмодернизм
воздерживается от моральных суждений.
Это искусство субъективных
исторических аллюзий, облекающее
современные реалии в исторические
одежды. Постмодернистские аллегории
апеллируют не столько к центральным
классическим архетипам, сколько к их
неброским аксессуарам, создающим в
своей совокупности сюрреалистически-
загадочную атмосферу этого течения
живописи. Идея плюралистической
интерпретации аллегорий в контексте
современной культуры доминирует в
работах С. Робертса, В. Сивитико,
Л. Перри, М. Ирлбэчера и др. Так, в
картинах последнего "В саду", "Сцена
на пикнике" аллегорический эффект
возникает из контраста вневременного,
стилизованного под старину пейзажа и
современных поз и манер персонажей.
Ироническое включение современных
аксессуаров типа одноразовых бумажных
стаканчиков, символизирующих
загрязнение окружающей среды, или
приемов каратэ, которыми дамы
обороняются от своих кавалеров, раз-
рушают идиллию, трансформируя ее в
аллегорию потребительства. Аллегории

215

садизма и нарциссизма - излюбленные
мотивы Б. Сивитико, сочетающего аб-
страктно-экспрессионистскую и
натуралистическую технику для
создания таких гибридных персонажей,
как набоковская Лолита с ружьем
("Марс и Венера").
Прошлое выступает в аллегорической
живописи в качестве идеала, с позиций
которого ведется критика настоящего.
Эмблемой этого течения могла бы
служить "Стоящая фигура" М. Костаниса
- греческая туника, окутывающая
пустоту. Исчезнувшие гуманистические
идеалы прошлого, чья полая оболочка
вызывает лишь чувства фрустрации и
ностальгии - еще одна ипостась по-
стмодернистской идеи симулакра,
присутствия отсутствия, означающего
без означаемого.
Внутренней полемичностью отличается
постмодернистский "реализм",
стремящийся синтезировать реали-
стические и натуралистические
традиции прошлого с приемами
искусства "новой реальности".
Многообразие подходов к этой задаче
позволяет условно разделить ис-
следующих ее теоретиков и практиков
постмодернизма на приверженцев
архетипического реализма, фоторе-
ализма и так называемого навязчивого
реализма.

216

Архетипический реализм (Л. Фрэнд,
П. Рилстэйн) провоцирует зрителя,
добиваясь посредством фотосдвига,
отбора деталей создания телесных
знаков основных психологических
состояний, экзистенциальных ситуаций.
Такого рода "абстрактный реализм"
может сочетаться с физиологизмом в
изображении, например, старости,
болезни, страданий (А. Куц).
Ироническим отчуждением отмечены
фотореалистические опыты Р. Эста и Ж.
де Эндриа. Манекеноподобные
обнаженные фигуры Эндриа ("Сидящая
брюнетка на пьедестале", "Сидящие
мужчина и женщина"), воспроизводящие
роденовские позы - своего рода киче-
вые антигерои, пародирующие
примитивных идолов коммерческой
рекламной красоты. Их цветущая плоть
контрастирует с внутренней пустотой
моделей, находящихся в
антипигмалионовских отношениях со
своим создателем ("Автопортрет со
скульптурой"). Ситуация аутсайдеров
культуры усугубляется в так
называемом атлетическом реализме -
гиперреалистических символах
сексуальности мощных фигур, лишенных
головы и ног (Р. Грэхэм).
Что же касается так называемого
навязчивого реализма, то он сочетает
традиционную натуралистическую

217

технику с современными кино-, фото-,
видеоприемами воздействия на зрителя.
В творчестве М. Леонарда,
Б. Джонсона, С. Холи гипнотически
жизнеподобные детали создают
атмосферу солипсистской замкнутости,
свидетельствующую об издержках нуле-
вого градуса интерпретации.
Своеобразной антитезой
проанализированным течениям живописи
предстает сентименталистский по-
стмодернизм. Ироническое начало в нем
приглушено ради поисков позитивной
модели современного искусства.
Перспективы развития искусства
связываются с его экологизацией,
толкуемой в неоутопическом ключе как
антитеза постапокалипсису
технотронной цивилизации. Интерес к
руссоизму, романтизму, дионисийским
мотивам, пристальное изучение
творческого опыта Коро, Пуссена, Де
Шовенна, Сезанна, Мане, Сёра, Гогена,
Дега создают почву для развития
лирической струи постмодернизма, чье
кредо - благородство и серьезность
творчества.
Постсентименталистов привлекает
сопоставление героического в человеке
и возвышенного в природе, че-
ловеческого и бестиального.
Вневременные сцены борьбы охотника и
дикого зверя не предполагают раз-

218

вязки, символизируя современное
понимание роли человека не как царя,
но части природы. Женщина или добрый
дикарь как воплощение природного
начала - излюбленные персонажи
пасторалей П. Шермули, Э. Эрайка,
М. Эндрюса, Б. Джекина, Р. Шэффера,
М. Эндрежевика. Эскейпистская
направленность их новых Аркадий в век
"утраченной невинности" - апофеоз
созерцательного покоя и
чувственности, "зеленой мечты"
постхиппи. Многочисленные обманки,
симулакры постсентименталистов,
противопоставляющих классицистскому
единству смешение места, времени и
действия, симультанность
интерпретации, создают мелод-
раматический фон этого диссидентского
крыла постмодерна.
Таким образом, в постмодернистской
живописи вещность объекта дополняется
его концептуальным измерением.
Плюралистическая концепция живописи
выражается как в претензиях на
стереоскопичность творческого
видения, как бы соединяющего в
картине позитив с негативом, так и в
привилегированной роли ин-
терпространства - того поля
напряжения между картиной и зрителем,
в котором рождается множественность
интерпретаций. Тот же принцип

219

характерен для такого специфически
постмодернистского жанра как
инсталляции с элементами хэппенинга.
Повышенное внимание к визуальному
контексту произведения - одно из
важнейших условий развития
постмодернистской архитектуры.
Стремление вписать новые здания и
ансамбли в сложившуюся городскую
среду, примирить эстетику и технику,
преодолеть издержки функционализма,
вернув в архитектуру декоративность,
принимают оригинальные формы в
различных ее направлениях -
фундаменталистском, ренессансном,
урбанистическом, эклектическом.
Фундаменталисты унаследовали
простые, строгие формы модернистской
архитектуры - куб, конус, четы-
рехугольник, треугольник, а также ее
излюбленные материалы - сталь,
дерево, стекло. Вместе с тем традиция
эта получила новую, ироническую
окраску. Модернистский архитектурный
тип претерпел сюрреалистические
смещения: так, появление декоративных
труб, символизирующих тоску по
утраченному культу очага, множества
маленьких черных окон на белых
стенах, воплощающих пространственно-
геометрический подход к организации
среды обитания, стали для Л. Кана,
А. Росси, О. Андерса, К. Роу

220

элементами игры с рационалистическими
формами предшествующего периода.
Установка на классическое равновесие
форм, симфоническую организацию
городского пространства, где
публичное и частное гармонически
уравновешены, характерна для
творчества Л. Крайе. Отвергая
урбанистическую сверхцентрализацию,
он выдвинул концепцию камерного
градостроительства, где компактный
городской блок с пешеходными зонами
вступает в равноправный диалог с пло-
щадью, образует в городском
пространстве своего рода остров
частной жизни. И если частный дом
обнаруживает черты нового тосканизма,
то город в целом подчиняется
конструктивистским принципам.
Эклектическое сочетание
конструктивизма и маньеризма, четкой
пространственной логики и архаической
помпезности архитектурных деталей
характерны для таких
фундаменталистов, как К. Пелли,
Э. Плэтер-Зайберк, Ф. Монта, М. Бота,
М. Мэк, Т. Вотнэб и др. Тяга к
парадоксальным гибридам круглого и
квадратного, открытого и закрытого,
величественного и миниатюрного,
цветовым и фактурным контрастам
создает игровое пространство,

 

221

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Применив выводы об алгоритмах творчества к искусству всех времен
Маньковская Н.Б. Париж со змеями Введение в эстетику постмодернизма 5 посредством
Эстетике культуры искусства
Постмодернистская архитектура
Лиотаром характеристику искусства постмодернизма как изображения неизобразимого

сайт копирайтеров Евгений