Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

13 * И. Хёйзинга придерживается наиболее распространенной в западной исто-
риографии периодизации мировой истории, где Средневековью отводятся V—
XV вв. Однако существуют и другие представления о рубежах этой эпохи, в
зависимости от того, что кладется в основу периодизации: культура (тогда
концом Средних веков оказывается начало Возрождения), религия (в этом

408


случае рубеж отмечает Реформация), социально-экономические отношения
(при таком рассмотрении верхней границей будут буржуазные революции).
Иногда, как, например, в английской исторической науке, период V—X вв. вы-
водится за пределы Средних веков (Middle Ages) и обозначается как Темные
века (Dark Ages). Вообще завершение Средневековья приурочивают к раз-
личным датам: 1453 г. (падение Константинополя); 1492 г. (открытие Аме-
рики); 1517 г. (начало Реформации); 1566 г. (Нидерландская революция);

1648 г. (Английская революция, окончание Тридцатилетней войны); даже
1789 г. (Французская революция).

*^* Summis desiderantes affectibus [лат. Всеми помыслами (или Всеми силами) души] —
булла Иннокентия VIII, провозглашенная в 1484 г. и посвященная борьбе с
ведовством и колдовством. Непосредственным поводом опубликования буллы
было противодействие, оказываемое местным духовенством деятельности
папских инквизиторов Генриха Инститориса и Якоба Шпренгера (будущих
авторов Молота ведьм). Основным содержанием буллы является подтверж-
дение полномочий Инститориса и Шпренгера в деле сыска и преследования
колдунов и ведьм, действия которых описываются в самом начале буллы:

плотские связи с демонами; наведение порчи и болезней на людей, скот и
урожай, причем особо выделяются чары, препятствующие людям исполнять
супружеские обязанности; наконец, отречение от веры. Таким образом, воз-
зрения на ведовство и колдовство, широко распространенные и ранее в на-
роде, но отвергавшиеся Церковью, становятся официальной доктриной, и
ересью оказывается не вера в колдунов, как было прежде, а неверие в них.

1 5* Во времена И. Хёйзинги считалось, что наибольшее число процессов над ведь-
мами приходилось на отсталые, большей частью горные области Европы —
Шотландию, Лотарингию, Швейцарию, Савойю. Эти воззрения опирались на
представления о том, что в основе колдовства лежали пережитки дохристи-
анских верований, а раз так, то наибольшего его распространения следовало
ожидать на культурной периферии. Ныне большинство историков полагают,
что в основе возникновения феномена «охоты на ведьм» лежало сложное пе-
реплетение фольклорных представлений и воззрений теологов и в основном
преследование ведьм было распространено в наиболее урбанизированных ре-
гионах Западной Европы.

16 * Выражение «по эту сторону» для французов означало «по эту сторону от гра-
ницы бургундских владений», т.е. во Франции.

1 ^* Мандрагора — род многолетних трав семейства пасленовых. Обладает опре-
деленными возбуждающими свойствами; корни ее несколько сходны с чело-
веческой фигурой (в немецком языке'слово Alraun [корень мандрагоры] оз-
начает также полезного человеку карлика, эльфа, домового). В средневековой
Европе мандрагора именовалась «цветком ведьм», считалось, что с ее по-
мощью колдуны могут лишить человека красоты и рассудка. Вместе с тем ве-
рили, что она делает ее обладателя неуязвимым, помогает находить клады,
увеличивает мужскую силу, способствует зачатию.

????

1 * Диптих Дирка Боутса Правосудие императора Оттона в настоящее время на-
ходится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе.
2 * Имеются в виду Изабелла, дочь герцога Баварского Стефана III, Мария, дочь

герцога Австрийского Альбрехта (Альберта) III, и Изабелла, дочь герцога Ло-

тарингского Иоанна I. ·

^* Жанровые композиции Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена на светские
темы либо полностью утрачены, либо дошли до нас только в позднейших ко-
пиях.

409


4 * Украшенные вымпелами корабли изображены на картинах Брейгеля Неапо-
литанский порт и Падение Икара.

5 * Скульптурная композиция Колодезь Моисея (чаще — Колодезь пророков) на-
ходится в монастыре Шаммоль в Дижоне. Подробнее о ней см. с. 258—259.

fi * Лувенский алтарь, именуемый также Таинство причастия, принадлежит кис-
ти Дирка Боутса.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Хейзинга И. Осень средневековья 13 франции
Хейзинга И. Осень средневековья 5 франции
В средние века его часто смешивали с дионисием ареопагитом
Драгоценные камни понимались как символы добродетелей

сайт копирайтеров Евгений