Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Отрицательно относилась цензура к представлению на сцене религиозных диспутов. Одним из следствий было запрещение в 1868 г. "Натана Мудрого" Лессинга, продолжавшееся одиннадцать лет. Цензор находил, что "классическая известность" пьесы и ее "высоконравственное направление" вполне заслуживают сценического воплощения, однако он считал, что "допущение теологического диспута перед публикой несовместно с укладом православия". Купировать же соответствующие места было бы, по мнению цензора, равнозначно полному искажению пьесы, поэтому он решил вовсе запретить ее.

Гончаров также считал, что "на сцене неуместно и неудобно выводить даже и поверхностные толки о религиозных вопросах..." В силу этого он высказался за запрещение пьесы Н. В. Попова о раскольниках "Житейские волны, или Отщепенцы". Пьеса неоднократно рассматривалась в цензуре во второй половине 60-х годов, но неизменно признавалась "неудобной" для постановки.

Запретила цензура и драму Навроцкого (Н. А. Вроц-кого) "Боярин Звенигородский". Содержание драмы сводилось к следующему. Денщик Петра I Ртищев хочет жениться на дочери боярина-раскольника, противника преобразований. Боярин бежит с дочерью к раскольникам, но Ртищев настигает их. Не желая возвращаться в Петербург, как того требовал царь, боярин убивает дочь, а сочувствующие ему раскольники поджигают избу, в которой гибнут Ртищев, боярин и они сами — "ради господа". Запрещая пьесу, цензор указывал, что религиозные фанатики выступают в ней как герои, тогда как представители правительственной партии не вызывают симпатий.

Препятствовала цензура появлению на сцене пьес и на другие темы, интересовавшие современников, но не соответствовавшие по трактовке охранительному направлению. К таким пьесам могут быть отнесены, например, появившиеся в 60—70-х годах "Закон и совесть" неизвестного автора, "Свет и тени" Е. Соловьева и др., касавшиеся вопроса о церковном и гражданском браке. Первая пьеса была запрещена на том основании, что ее героиня не одобряла излишних церковных обрядов, считая, например, что "обещание и слово истинно честного человека дороже всякого обряда". По мнению цензора, "подобные нелепые идеи" нельзя терпеть даже в печати, а тем более на сцене. Основанием для запрещения второй пьесы служили суждения автора о церковном браке. Особенно поражен был цензор "смелостью их обобщений". Иной раз, впрочем, цензура ограничивалась исключением отдельных мест и требованием некоторых переделок. Так было, например, в 1870 г. с пьесой Чернявского "Гражданский брак". Цензор потребовал, чтобы из пьесы были исключены "все выраженные протесты в нигилистическом смысле против брачного союза", и сделал ряд других изменений. Автор согласился со всеми замечаниями цензора, и после соответствующих исправлений пьеса была разрешена.

Исключений и замен в пьесах во избежание "кощунства" мы встречаем в практике цензуры множество и по самым различным причинам. Помимо упомянутых выше, приведем еще несколько характерных примеров.

В 40-х годах из пьесы Сухонина "Русская свадьба XVII столетия" были устранены иконы и лампада перед ними, а также упоминания о боге и святых. В пьесе неизвестного автора "Неминуемая смерть, но жив-таки остался" слова одного из персонажей: "Позвольте пожелать всем царства небесного" цензор заменил словами: "Позвольте пожелать всем счастливого пути". В "Царской невесте" Мея было вымарано все, касавшееся духовного платья, удара колокола к заутрене и пр.

По требованию шефа жандармов Бенкендорфа пьеса из жизни Рубенса "Страшный суд" была переименована и стала называться "Рубенс в Мадрите".

Изменено было и название пьесы "Путешествие апраксинского купца в ад и благополучное возвращение". Цензор не счел возможным пропустить слово "ад", и пьеса стала называться: "Необыкновенное путешествие апраксинского купца и благополучное возвращение".

Множество вымарок было сделано цензурой в пьесах А. Н. Островского. В "Бедной невесте" цензор вымарал слова: "Кто богу не грешен, царю не виноват". В других пьесах были вычеркнуты слова: "всенощная", "боже, благослови", "свеча, горящая сверху", и др. Любим Торцов, стоявший, по рассказу Егорушки, с нищими у собора, оказался по воле цензора "у забора" и т. д., и т. д. Не всегда авторы соглашались удовлетворить требования цензуры, и тогда пьеса оставалась под запретом вплоть до революции 1917 г. Так было, например, с трагедией А. К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного". Она рассматривалась в цензуре в 1868 г. Цензура констатировала, что образ царя в пьесе не соответствует "народным представлениям"; кроме того, в пьесе выведены духовные лица, показаны элементы культа (иконы, просфора). Министр внутренних дел предложил автору внести изменения, но тот отказался, и пьеса была запрещена.

Мы привели лишь несколько фактов, имевших место на протяжении восьмидесяти лет XIX в. Но и этого, думается, достаточно, чтобы дать представление об отношении органов цензуры к пьесам, которые они считали почему-либо опасными или просто нежелательными с религиозно-церковной точки зрения. Мы видели, что вследствие "бдительности" цензуры на сцене нельзя была касаться широкого круга тем; нельзя было показывать предметы культа и даже употреблять слова и выражения, постоянно произносимые в жизни. Пьесы, в которых цензор обнаруживал "кощунство", преследовались, хотя было совершенно очевидно, что автор-драматург отнюдь не ставил перед собой задачу дискредитировать православную церковь, а в большинстве случаев, наоборот, прославлял ее святых и стремился упрочить ее авторитет. Ни одному драматургу в те времена не могла прийти мысль написать и поставить пьесу, враждебную церкви, уже по од ному тому, что всем хорошо была известна строгость с какой рассматривались в цензуре драматические произведения.

Вот почему в те времена церковь вполне полагалась на светскую цензуру и не вмешивалась в ее деятельность. Но с наступлением после убийства Александра II полосы реакции положение коренным образом изменилось. Оберкпрокурором синода был назначен К. П. Победоносцев, "дряхлый демон России", по выражению Горького, оказывавший в течение двадцати пяти лет огромное влияние на политический курс правительства. В его лице церковь заявила претензию и на вмешательство в дела драматической цензуры, что нашло особенно яркое выражение в запрещении драмы Л. Н. Толстого "Власть тьмы". Необходимо хотя бы кратко остановиться на сценической истории драмы, чтобы показать роль церкви в жизни театра в одну из самых мрачных эпох — в течение 80-х первой половины 90-х годов.

Драма Толстого была написана в 1886 г. и должна была идти на Александринской сцене, но была запрещена цензурой. Запрещение мотивировалось тем, что в драме содержатся "цинизм выражений, невозможные для нерв сцены" 5. Действительная же причина заключалась в смелом разоблачении и мастерском показе драматургом бедствий тогдашней деревни.

Однако влиятельным друзьям и почитателям писателя удалось устроить чтение пьесы на квартире министра императорского двора в присутствии Александра III. Последнему драма понравилась, и он дал разрешение на ее постановку. Узнав об этом, Победоносцев направил парю пространное письмо со всевозможными нападками на пьесу. Он обращал внимание своего венценосного корреспондента, между прочим, на то, что "баба, убивая несчастного ребенка, не забывает окрестить его и затем давит..." 6

Письмо Победоносцева заставило самодержца "забыть" спой недавний отзыв о "Власти тьмы". "Все, что вы пишете,— отвечал царь,— совершенно справедливо... Мое мнение и убеждение, что эту драму на сцене давать невозможно, она слишком реальна и ужасна по сюжету..."7

После этого драма была, конечно, вновь запрещена. Немалую роль в этом сыграла также реакционная, в том числе и церковная, пресса. В статье, посвященной драме Толстого, "Московские церковные ведомости" писали: "Мы не можем оторваться от мысли, что здесь, в этой кромешной тьме разврата и самых отвратительных преступлений, обесчещен, поруган весь русский родной наш народ"8. Так, прикидывалась защитницей народа церковная печать. Но, обвиняя Толстого в клевете на народ, она в действительности клеветала на великого писателя.

В 1888 г. "Власть тьмы" была поставлена в Париже прогрессивным театральным деятелем Антуаном на сцене основанного им "Свободного театра". С этого момента началось триумфальное шествие драмы Толстого по всем сценам Западной и Восточной Европы; только в России она оставалась под запретом. Разрешение на ее постановку было дано лишь в 1895 г. Этому способствовало, среди других факторов, давление влиятельных общественных и театральных деятелей, воспользовавшихся тем, что недавно вступивший на престол Николай II и близкие к

нему лица пытались на первых порах создать видимость уступок либерально-буржуазной оппозиции.

Но если самодержавие сочло необходимым в обстановке усиливавшейся стачечной борьбы несколько ослабить цензурный гнет, то церковь придерживалась противоположного взгляда: общественный подъем, по ее мнению, требовал еще более суровых мер для борьбы против сценического "кощунства". Эта позиция церкви нашла отражение, между прочим, и в том, как реагировали ее представители на первые постановки все той же драмы Толстого.

Эти первые постановки были осуществлены почти одновременно двумя петербургскими театрами — казенным Александринским театром и частным театром Литературно-артистического общества. Обе постановки широко обсуждались в прессе и дали, в частности, повод для дискуссии о допустимости употреблять крестное знамение на сцене.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Все это делается актерами для
чистой народной литературы у нас нет
Декабрь
Прямо запретить им же самим разрешенную черносотенцы полицмейстер
С какой самоуверенностью действовала духовная цензура

сайт копирайтеров Евгений