Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

в начало

Соловьев Сергей Александрович

Практикующий рекламный сценарист и продюсер с 1990 года. Основатель и руководитель агентства «Мастерская маркетинга и рекламы Сергея Соловьева». Занимается рекламным обслуживанием ведущих российских и зарубежных торговых марок. Автор научного исследования «Реклама на радио: анализ практики и проблем».

Деловой партнер

Официально датой рождения негосударственного (коммерческого) радиовещания в России можно считать 30 апреля 1990 года, когда в Москве с разницей в несколько часов вышли в эфир на различных частотных каналах сразу две новые радиостанции: Радио «Ностальжи» и Радио «Европа плюс». Спустя несколько месяцев появились радиостанции «Эхо Москвы» и «М Радио», а в течение 1991 года открылось еще несколько коммерческих радиостанций как в Москве, так и в других крупных российских городах. Естественно, что с самых первых месяцев работы на новых радиостанциях появились рекламные службы, которые и начали продвигать на рынок коммуникаций радиорекламу. Появилась рекламная служба и на радио «Маяк». В начале пути популярность и эффективность рекламы на «Маяке» была огромной. В эпоху накопления капитала и в отсутствии технологий медиапланирования на «Маяке» рекламировались практически все структуры, ведущие свои рекламные компании.

Это было время бирж, банков, торговых домов, совместных предприятий, крупных оптовых компаний и многочисленных компьютерных, ксероксных и прочих фирм, занимающихся экипировкой начинающего российского бизнесмена. Рекламные кампании на коммерческом и государственном радио в те времена во многом совпадали, так как аудитории слушателей новых радиостанций только формировались, и программные директора станций искали свою индивидуальную позицию на складывающемся рынке СМИ. Структура эфира радио «Маяк» органично вошла в коммерческие (как правило, европейские или американские) форматы вещания. Ведь основа любого коммерческого формата – это создание «радиофона», такое радио не обязательно слушать, а тем более вникать в услышанное. Это некая уютная реальность, сравнимая с пачкой сигарет и чашкой кофе. Так вот «Маяк», созданный 40 лет назад, и был по сути своей такой же ненавязчивой необходимостью, существующей в информационно-музыкальном формате, естественно, идеологически соответствуя всем законам времени.

Прежде чем проследить, как приживалась реклама на «Маяке» последние годы, хотелось бы назвать отличительные особенности рекламы на радио и уникальные преимущества радиорекламы по сравнению с прочими видами. Итак:

– Радио слушается всеми категориями населения. Это преимущество было уникальным для «Маяка» на первых порах, так как «Маяк» был в каждом доме и доверие к нему было безграничным, а соответственно и доверие к рекламе

– Радио слушается повсюду, не мешая заниматься другими делами.

– Реклама на радио наиболее оперативна, является лучшим дополнением к рекламе на телевидении. У «Маяка» было и есть множество подобных проектов, подобных телевизионным, в частности, еженедельные розыгрыши лотереи «Русское лото» с прямой трансляцией в эфире.

– Радио экономичное и сравнительно недорогое СМИ.

– Радио – единственное СМИ, заставляющее работать воображение.

Здесь хотелось бы вспомнить одну историю. В одной из западных стран однажды произошла встреча коммерческого директора крупной радиостанции и руководителя компании по продаже автомобилей, который рассказал, что в рекламе новой модели он планирует использовать телевидение, журналы и наружную рекламу, чтобы покупатель, увидев, смог бы как можно лучше оценить новое авто. К услугам радио было решено не прибегать, так как, по мнению продавца, с его помощью невозможно продемонстрировать внешний вид машины.

– Простите, а автомобиль какого цвета будет изображен в рекламе? – поинтересовался представитель радио.

– Красного, – ответил продавец.

– Жаль, что я не смогу стать вашим потенциальным покупателем. С детства не люблю красный цвет...

– И, наконец, последнее преимущество рекламы на радио – возможность выбрать ту целевую группу, которая наиболее интересна.

Чем стремительнее развивалось коммерческое радиовещание, тем больше сужались целевые группы радио «Маяк» и тем избирательнее рекламодатель стал относиться к рекламе на «Маяке». За 13 лет существования рекламной службы «Маяка» было несколько структурных изменений в рекламной политике продаж. Так в середине 90-х годов рекламная служба «Маяка» была объединена с коммерческой службой радиостанции «Европа Плюс» и клиентам предлагался пакет из рекламных услуг двух радиостанций. Этот проект просуществовал недолго, так как потребности рекламодателя и целевые аудитории двух радиостанций уже практически не пересекались. В последние годы продажами рекламного времени на радиостанции «Маяк» занимается компания «Видео Интернейшнл», а также собственная служба рекламы в структуре радиостанции.

Сегодня слушатели радиостанции, а соответственно и потенциальные потребители рекламы – это люди среднего и старшего возраста, то есть те, кто живет и не изменяет своей любимой радиостанции многие годы. Возможно, поэтому более 70 процентов всех рекламных сообщений относятся к продукции фармацевтических компаний и прочих лекарственных препаратов. Несомненно и то, что наиболее эффективна на радиостанции «Маяк» реклама общественно-политических событий (например, выборы или программа Переписи населения).

Нужна ли или нет реклама на государственном радиовещании? Ответ подскажет время. Если государство сможет провести политику создания настоящего общественного радиовещания и обеспечить необходимое финансирование для работы ключевых, самых затратных служб любого вещания (информационной, культурной, спортивной, образовательной, детской и так далее), тогда, возможно, коммерческая реклама сможет уступить место рекламе социальной или просветительской. В любом случае качество вещания государственного радио не может зависеть от конъюнктуры рекламного рынка и платежеспособности тех или иных рекламодателей, поэтому деловое партнерство рекламы и государственного радио скорее можно считать вынужденным, чем органично необходимым.

Сергей Соловьев

в начало

Ермолаев Сергей Иванович

Родился в 1949 году. Окончил Московский электротехнический институт связи по специальности «радиосвязь и радиовещание». С 1971 по 1975 годы работал в НИИ, занимаясь вопросами магнитной записи. С 1975 по 1977 годы – служба в Советской Армии. С 1977 по 1999 годы работал в службе радиовещания Телевизионного Технического Центра в должностях: старший инженер, начальник смены, начальник отдела, заместитель начальника и начальник службы радиовещания. С 2000 года – Технический директор радиокомпании «Маяк». Отвечает за эксплуатацию и модернизацию технологических средств радиовещания, обеспечивающих круглосуточное стереофоническое вещание по трем радиопрограммам («Маяк», «Маяк-24» и «Юность»). «Почетный радист».

Техника постоянный и надежный соавтор

Когда-то в любой точке страны, настроившись на частоту 549 КГц, можно было услышать позывные «Маяка». Причем, если случалась пауза в работе радиостанции длительностью более 10 секунд, это считалась серьезным браком со всеми вытекающими последствиями. Эфирный персонал «Маяка» от оператора магнитной записи до диктора – был уверен, что длительная пауза в эфире радиостанции может привести к большим неприятностям на рейсах «Аэрофлота». Официально всем было объявлено, что по частотам «Маяка» самолеты определяют свое местоположение. А тех, кто поступал работать на радиостанцию, шепотом, под большим секретом информировали, что, если радиостанция будет молчать больше 10 секунд, наши «враги за океаном» воспримут это как сигнал о том, что наше руководство замыслило что-то и хочет дезориентировать противника. У противника могут сдать нервы и тогда... В какой-то мере, может быть, это и влияло на работу технического персонала Государственного Дома звукозаписи и радиовещания (ГДРЗ), который обеспечивал подготовку и выдачу в эфир передач радиостанции. Но главное было в другом: люди просто добросовестно и честно относились к порученной им работе, нередко проявляя чудеса изобретательности. Руководили этим процессом начальник службы радиовещания Е. Вальтер и инженер-конструктор А. Барашков.

Сначала позывные «Маяка», которые должны были звучать в эфире дважды в час с точностью до секунды, запускались оператором по студийным часам с обычного магнитофона вручную. Однако, как ни старайся, а необходимой точности при таком дедовском способе не достигнешь. Случались ошибки. И тогда создали «Ваньку» – устройство звуковой и световой сигнализации, которое напоминало оператору о том, что необходимо прекратить «микширование» предыдущей передачи и начинать выдавать в эфир позывные. «Ванька» этот прижился, его усовершенствовали, и стал он самостоятельно «микшировать», запускать и останавливать позывные с точностью до секунды. Первоначально это были электромеханические устройства, выполненные с использованием телефонных шаговых искателей и ювелирно изготовленных рычажных кривошатунных механизмов. Затем им на смену пришла электроника.

Это лишь один из примеров, доказывающих, что технические работники не стояли в стороне от забот редакции. Известно, что на «Маяке» впервые была реализована «радиоперекличка»: с помощью пульта «Эфир-1» радиослушатели могли услышать репортажи корреспондентов из разных городов страны в режиме «радиомоста». Наибольшую популярность этот вид радиопередач приобрел при трансляции спортивных матчей по футболу и хоккею. Для организации таких «радиоперекличек» потребовалось провести огромную подготовительную работу с предприятиями Министерства связи. Один из важных этапов в совершенствовании процессов подготовки и выдачи в эфир программ «Маяка» проходил на технической базе Олимпийского телерадиоцентра в Останкине (АСК-3 ТТЦ), куда в 1981 году перевели Всесоюзное радиовещание. Первоклассные специалисты В. Чибисов, С. Мацаль, В. Малышев, Ю. Шошенков, В. Лебединский, В. Шафров, А. Путинцев, А. Фалинский, Исаичев, Ш. Билялов, А. Бугорков, А. Овчинников и другие разрабатывали и внедряли в эксплуатацию новые технические решения. С их помощью степень автоматизации выдачи в эфир радиопрограмм была значительно увеличена. Прежний «Ванька» стал техническим комплексом. Он не только автоматически микшировал предыдущую передачу и запускал позывные, но и автоматически производил обмен сигналами с Центральной Радиовещательной Аппаратной (ЦРВА) для своевременного подключения и отключения радиопередатчиков страны с учетом поясного времени. Кроме того, автоматизированный «Ванька» выдавал в эфир сигналы точного времени. Аккуратно и безопасно для эфира «подслушивал» эфирную фонограмму, выдавал сигнал тревоги при паузе, длительность которой превышала 5 секунд, автоматически выравнивал громкость звучания речи и музыки.

Именно на «Маяке» впервые стали применяться компьютерные технологии создания и выдачи в эфир радиопрограмм. Первопроходцами здесь стали специалисты Ленинградского НПО «Дигитон» под руководством А. Грудинина. По техническому заданию инженеров, работающих на радиостанцию «Маяк», они разработали комплекс, в котором информационная звуковая передача и создавалась, и выдавалась в эфир с помощью компьютерных технологий, без участия традиционных магнитофонов и магнитной ленты. В дальнейшем этот опыт применили при создании технического комплекса Государственной радиокомпании «Маяк» и нового радиодома «Радио России».

В 1998 году радиостанцию «Маяк» перевели из Останкино на свое прежнее место – в Дом радио на Пятницкой. К этому времени Главная редакция информации Внутрисоюзного радиовещания («Маяк»), преобразованная в Государственную радиовещательную компанию «Маяк», уже обеспечивала круглосуточное стереофоническое вещание программ «Маяк», «Юность», а с апреля 2000 года – «Маяк 24».

Сегодня технический комплекс ГРК «Маяк» – один из самых сложных и крупных в мире радиовещательных комплексов. Его основой является внутренняя локальная компьютерная сеть. В ее состав входит более 200 компьютеров и 15 серверов. Радиовещательный комплекс, объединенный единой локальной сетью, включает в себя три радиовещательных аппаратных, шесть аппаратных записи и монтажа фонограмм, 39 рабочих станций «Дигитон» и 8 серверов.

Компьютерную сеть ГРК «Маяк» можно разделить на три основных части: сеть звуковых файлов, информационная сеть и сеть «Бухгалтерия».

Информационная сеть обеспечивает работу сотрудников по обработке материалов информационных и рекламных агентств, информации из сети Интернет. По сети происходит обмен звуковыми и информационными материалами с агентствами и корреспондентами, между сотрудниками компании. Этот же участок сети используется руководством для управления Компанией.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

сайт копирайтеров Евгений