Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Ирина Герасимова

в начало

Злобин Александр Георгиевич

Родился в 1959 году в Москве. В 1982 году закончил международное отделение факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. С 1983 по 1991 год работал в Главной редакции информации Иновещания Гостелерадио – мл. редактор, корреспондент, ст. редактор, выпускающий. 1991–1995 годы – руководитель службы информации радиостанции «Радио РОКС», 1995–1997 годы первый зам. директора, главный редактор «Новостей 2x2» телеканала «2x2». С 1997 по 2001 годы – зам. директора, зам. главного редактора Дирекции информационных программ телеканала ТВЦ. С 2002 года – зам. директора канала «Маяк-24», зам. директора Дирекции информационных программ ГРК «Маяк».

Меняется страна меняются новости

К середине 90-х годов в стране сложилось достаточно своеобразное информационное пространство. Всего за несколько лет у всех СМИ – по вполне объективным причинам – резко поменялись ориентиры. На первый план вышли такие параметры, как прибыльность и рейтинги. Многие СМИ, прежде всего информационные, все чаще использовались в качестве инструмента влияния различными политическими силами и быстро наращивавшими свое могущество бизнес-группировками. Это в большой степени определяло информационную политику телеканалов, радиостанций и печатных изданий.

Конечно, по всем каналам передавались так называемые главные новости – материалы о визитах президента и его заявлениях, о федеральных выборах, о шумных отставках и неожиданных назначениях на высшие государственные посты, об экономических пертурбациях, о крупных катастрофах. В случае с политическими и экономическими новостями СМИ различались трактовкой тех или иных событий, комментариями к ним, которые по форме могли быть авторскими, но достаточно четко отражали ту или иную позицию.

Свобода СМИ, во всяком случае, формальная, зародившаяся еще в конце 80-х годов, неизбежно вела к развитию так называемой расследовательской журналистики. Впоследствии, правда, иногда выяснялось, что многие расследования или разоблачения были в той или иной форме заказаны или откровенно проплачены заинтересованной стороной. Немало места уделялось криминалу, который, как полагали многие редакторы, должен привлечь дополнительное внимание аудитории. Тем более что в тот период первичного передела и дележа госсобственности – от крупных заводов до мелких магазинчиков – недостатка в соответствующем материале не было.

В годы становления российских СМИ все это в разной степени относилось практически к любому из них – и частному, и государственному. Естественно, «Маяк» не мог оказаться исключением – такова была общая и, стоит особо заметить, вполне объективная тенденция.

] ] ]

Изменения в экономической и политической ситуации в России, произошедшие в 2000–2001 годах, предопределили и серьезные перемены в системе российских СМИ. К тому же начали меняться и настроения аудитории, а значит, и запросы потребителей информации. Публика все яснее понимала «цену» многих журналистских расследований, осознавала, что криминальные истории мало влияют на ситуацию в стране в целом и на частную жизнь каждого конкретного человека.

Экономическая и политическая стабилизация выдвинули на первый план интерес к четкой, проверенной информации о важных событиях в политике и экономике, о решениях органов власти на самых разных уровнях. От СМИ ждали толковых и внятных разъяснений, какое влияние эти события в итоге окажут на жизнь конкретного человека, его семьи и близких, на его бизнес или карьеру. То есть большинство людей, особенно образованных, все чаще уходило от пассивного потребления информации вообще и склонялось к поиску информации, касающейся или могущей так или иначе коснуться именно его. Ценность такого рода информации только усиливалась, если она подавалась с толковым авторским комментарием или комментарием эксперта в той или иной области. Конечно, при обязательном условии, что выступление эксперта полностью понятно не вполне подготовленному человеку.

Немалое влияние на ситуацию на российском информационном поле оказали крупные теракты с многочисленными жертвами, буквально потрясшие страну в последние годы. В отличие от криминального беспредела 90-х, которое большинство населения все же воспринимало как «разборки» в среде лишь определенных групп, теракты показали, что эта проблема может коснуться любого. Отсюда очевиден повышенный интерес аудитории к проблемам безопасности, к тем мерам, которые предпринимают власти для противодействия натиску терроризма.

] ] ]

Примерно на тот же период пришлась серьезная перестройка службы информации «Маяка». Весной 2000 года в диапазоне ФМ начал вещать информационный канал «Маяк-24». Необходимо было полнее удовлетворить изменившиеся ожидания и потребности аудитории, о которых сказано выше. С этой целью в дополнение к кратким информационным сводкам была введена новая программная позиция, фактически главная передача канала – «Час новостей». Таким образом, появилась возможность не только расширить поток информации, в том числе и столичной, и региональной, но и гораздо подробнее – с привлечением в прямой эфир специалистов и экспертов – рассказывать о значении и последствиях тех или иных событий. Такая форма, кроме всего прочего, позволила повысить роль ведущего программы, который объективно становился ее соавтором. И в некоторых случаях выражение им своей позиции оказывалось вполне уместным.

Вообще оперативное создание достаточно объемного «Часа новостей» предъявило новые требования не только к планированию, но и к работе корреспондентов. Все чаще – по несколько раз в выпуске – корреспонденты включались в прямой эфир и рассказывали о происходящем в режиме диалога с ведущим. Это не только позволяло слушателям держать руку на пульсе события, но и придавало другую, более высокую степень достоверности самому сообщению в прямом эфире, если сравнивать его с заранее подготовленным, отредактированным и тщательно смонтированным материалом. Региональные и зарубежные корреспонденты стали рассказывать не только о конкретных «горячих» событиях, но и об опыте решения тех или иных социальных или экономических проблем, который мог бы оказаться полезным и в других местах.

Все больше времени в эфире занимает прикладная информация. Это и городские новости о том, что происходит рядом со слушателем, и новости о курсах валют и тенденциях валютного рынка, о ценах на нефть, которые теперь стали интересовать практически каждого, сообщения по проблематике, связанной с автомобилями или недвижимостью. Эти рынки в последние годы развиваются у нас в стране невиданными доселе темпами, и соответствующая информация объективно становится интересной все большему числу людей.

Появились и новые большие тематические информационные программы. В частности, на «Маяке-24» выходят передачи, посвященные экономике, культуре, кино. Они включают в себя расширенный обзор новостей по теме, и беседы в прямом эфире с гостем или экспертом. Кроме того, увеличилось место, которое занимают в информационных выпусках новости спорта. Рост спроса на такого рода тематическую информацию – тоже вполне объективная тенденция. После трудных 90-х годов у многих в нашей стране появилась возможность не думать ежесекундно о хлебе насущном, а все больше проявлять внимание к тому, что интересует людей в стабильных развитых обществах, в том числе и к здоровому образу жизни.

] ] ]

Государственный статус «Маяка» не может не оказывать влияние на работу его информационной службы. Речь идет прежде всего о том, что от выпусков новостей «Маяка», «Маяка-24» и других государственных радио- и телестанций люди ожидают наиболее полную, точную и исчерпывающую информацию о деятельности и – что, может быть, еще важнее – намерениях власти, о ее отношении к тем или иным проблемам. Этот же статус подразумевает более строгие, или даже более жесткие, по сравнению с некоторыми коллегами, принципы отбора и обработки информации.

За многие годы в сознании людей закрепился стереотип – если что-то передали по «Маяку», то, значит, все именно так и есть. Такая степень доверия аудитории представляет для нас огромную ценность и одновременно обязывает тщательнейшим образом проверять всю выпускаемую в эфир информацию. Впрочем, строжайшие принципы двойной перепроверки фактов всегда применялись самыми авторитетными мировыми информационными вещателями, например, Би-би-си. С другой стороны, все это не только не исключает, но и требует соблюдения других не менее важных принципов информационной журналистики – оперативности, объективности, доходчивости информации. Не говоря уже о столкновении мнений журналистов, различных экспертов и специалистов по той или иной проблеме в прямом эфире. Тех споров, в которых только и может родиться истина.

] ] ]

За последние годы в стране произошло бурное развитие радиорынка, появилось множество новых станций. Соответственно обострилась и конкуренция. В этих условиях стабильные, а в период действительно серьезных событий, когда спрос на информацию резко возрастает, растущие рейтинги информационных каналов «Маяка» ясно свидетельствуют – заработанный годами авторитет наших станций удается поддерживать и укреплять.

Сергей Курохтин, Александр Злобин

в начало

Семенов Юлий Александрович

Родился в 1933 году в Москве. Окончил исторический факультет и аспирантуру МГУ. На радио с 1963 года. Комментатор, обозреватель, зам. Главного редактора Главной редакции общественно-политических программ (1-я программа Всесоюзного радио). С 1990 года – политический обозреватель Гостелерадио, телерадиокомпании «Останкино» в составе «Маяка», а затем – радиостанции «Маяк». Постоянный ведущий авторской программы «Народ и власть: вопросы и ответы». Лауреат премии Союза журналистов СССР и российской премии имени А.С. Попова. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Награжден орденом Дружбы.

Стал ли «Маяк» посредником между властью и народом?

Десятилетиями власть была закрытой. Информация о ее действиях строго дозировалась и заменялась пропагандой. Появление в партитуре советских СМИ «Маяка» резко повысило спрос на информацию и ее оперативную доставку до людей. Но тогдашней власти это почти не коснулось.

Положение начало меняться с первыми шагами перестройки. Могу сказать о некоторых ситуациях, в которых участвовал лично, уже перейдя на «Маяк». Помню, как меня и других журналистов впервые допустили в кулуары Мраморного зала Кремля, где заседал Пленум ЦК КПСС. В перерывах мы могли общаться с его участниками. А после пленума я пригласил к телефону сперва члена Политбюро А.С. Дзасохова, а потом секретаря ЦК П.К. Лучинского. И мы выходили с ними в прямой эфир. Это было нечто невиданное по сравнению с прежними временами.

Я не говорю уже о депутатах, союзных и российских, у которых вообще начались «медовые годы» братания с прессой. Политики оценили значение известности и популярности, которые им могут дать только СМИ.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

сайт копирайтеров Евгений