Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНАЯ СИСТЕМА — архитектурная система (композиция), при которой к подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре цилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру (таким образом купол оказывается над перекрестьем двух взаимно перпендикулярных осей храма). Сформировалась полностью уже к V веку (церковь св. Давида в Салониках, Греция); получила широчайшее распространение в византийской и древнерусской архитектуре, начиная с IX-XI вв.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ — см. Богоявление.

КТИТОР (греч. — строитель) — человек, предоставивший необходимые средства для сооружения храма или его ремонта, а также для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями (в том числе и для украшения храма росписями).

 

Л

ЛЕВКАС (греч. — белый) — в иконописи название грунта, представляющего собой тертый мел, размещенный на животном или рыбьем клею. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску; после высыхания шлифуется.

ЛИТИЯ (греч. — усердная молитва) — часть всенощного богослужения, совершаемая накануне православных праздников. Совершается также в случае общественных бедствий, соединяясь с молебном и крестным ходом, установлена также для моления об умерших.

ЛИТУРГИЯ (греч. общее делание) — основное христианское богослужение; определенная последовательность молитв и священных действий, главными из которых являются подготовка, освящение и причащение Святых Даров (см. Евхаристия). Установлена в воспоминание о причащении апостолов, которое совершил Христос во время Тайной вечери. Включает в себя, как правило, проскомидию — подготовительную часть; литургию оглашенных, на которой могут присутствовать готовящиеся принять св. крещение; и литургию верных (анафору), на которой совершается само таинство причащения — на ней могут присутствовать только христиане. По преданию, первые чинопоследования литургии были составлены апостолами Иаковым и Марком; в IV в. возникла необходимость пересмотра и определенной унификации различных списков литургий, что было осуществлено для восточной церкви Василием Великим, а вслед за ним — Иоанном Златоустом. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста используются православной церковью до настоящего времени, однако в V-IX вв. их тексты были подвергнуты значительным изменениям, были добавлены определенные песнопения и т. п. Православная церковь использует также сокращенный чин литургии преждеосвященных даров, на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященные ранее, на предшествовавшей литургии.

ЛИТУРГИЯ СВ. ОТЕЦ — в церковном искусстве особая композиция, располагавшаяся, как правило, в нижнем регистре росписей алтарной абсиды средневекового православного храма и включавшая в себя изображения отцов церкви в священническом облачении с книгами и свитками в руках (иногда на свитках изображаются тексты литургических молитв). В ряде случаев в центре такой композиции изображался объект поклонения и служения св. отцов — Этимасия, Спас Нерукотворный и другие символические прообразы жертвы Христовой. Появляется к началу XI века и получает широкое распространение в XII-XIII вв.

ЛОР (греч.) — деталь облачения архангелов — широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями; заимствована из облачения византийских императоров.

 

М

МАКАРИЙ (1482-1563 гг.) — святитель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 г. Принял пострижение в Пафнутьеве-Боровском монастыре, с 1526 г. — архиепископ Новгородский. Один из последователей Иосифа Волоцкого. Ориентировался на союз православной церкви и самодержавия, способствовал укреплению власти Ивана IV. Выступил инициатором канонизации местных святых, созвал т. наз. Стоглавый собор ( 1551 г.), причем был редактором и одним из основных авторов его постановлений. Автор многочисленных посланий, поучений и назидательных сочинений, составитель т. наз. Великих Миней Четьих, включавших в себя жизнеописания святых, а также извлечения из сочинений отцов церкви и других знаменитых церковных писателей. Был известен также как иконописец и покровитель церковной живописи, ему приписывается составление некоторых сложных и оригинальных иконографических программ. Память 30 декабря (12 января).

МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ (Египетский), преподобный (301 — 391гг.) — христианский святой, подвижник и проповедник, один из основоположников монашеской жизни. Совершал аскетический подвиг в пустынях Египта. В “Словах” Макария Египетского, записанных его учениками, излагается учение о вездесущем Царстве Божием, о благодати и об “умной” молитве, через которую возможно полное единение с Богом (см. также Исихазм). Память 19 января (1 февраля).

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК, преподобный (582-662 гг.) — один из отцов церкви, богослов и борец с ересями. Принял пострижение в 613 г.; до этого был секретарем императора Ираклия. Выступал против ереси монофелитов; за исповедание православия был сослан в 659 г. на Кавказ, где и скончался. В антиеретических трудах Максима Исповедника получает дальнейшее развитие понятие “ипостасного единства” и излагается учение о гармоническом единстве двух воль Иисуса Христа — божественной и человеческой — без слияния их в единый акт. Ему принадлежат также “Мистагогия” — капитальное сочинение, посвященное символическому истолкованию литургии и комментарии на сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту. Память 21 января (3 февраля).

МАНДОРЛА (итал. — миндалина) — в иконописи сияние в форме овала, в котором изображались Христос и Богоматерь.

МАФОРИЙ (греч.) — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери — одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 г. он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе (см. также Влахерны, Покров).

МЕЛЬХИСЕДЕК (евр. — “царь мой — праведность”) — ветхозаветный царь и первосвященник, служитель “Бога Всевышнего”, благословивший Авраама после победы над союзом четырех царей во главе с Кедерлаомером. Мельхиседек вышел навстречу Аврааму и вынес ему хлеб и вино — прообраз новозаветной евхаристической жертвы (Быт XIV, 18-20). Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника Христа (“...Ты священник вовек по чину Мельхиседекову — Пс С1Х, 4; ср. Евр V, 6 и VII, 1-17). Жизнеописание Мельхиседека, история и истолкование его служения в канонических библейских книгах отсутствуют; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах, (см. также Архиерей Великий ).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Один из типов изображения богоматери правило изображения
Символически истолковываются все стороны православного богослужения
Наименование чудотворной иконы богоматери
К апокрифическим источникам восходят изображения рождества богородицы иерархия изображения

сайт копирайтеров Евгений