Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Сост. Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Настоящий справочник ставит своей целью устранить определенные трудности, которые могут возникнуть у слушателей лектория Государственной Третьяковской галереи при знакомстве с древнерусским искусством как в рамках традиционного цикла, так и в цикле лекций по иконографии. Наряду с некоторыми специфическими терминами, имеющими непосредственное отношение к технике древнерусской живописи, в него включены богословские понятия, а также термины, касающиеся различных сторон религиозной жизни (богослужение и др.). Кроме того, словарь содержит краткие биографические сведения о крупнейших православных богословах и о некоторых святых, особенно почитаемых на Руси, изображения которых часто встречаются в древнерусской живописи. В него включены также краткие сведения по иконографии; с учетом того, что большинство упомянутых здесь иконографических типов подробно рассматривается в лекциях, мы сочли возможным ограничиться их кратким описанием.

 

А

ААРОН — ветхозаветный первосвященник, брат Моисея (см.). Упоминается в Пятикнижии Моисея. По Божественному повелению он и его сыновья были определены на особое священнослужение и посвящены Моисеем (Лев VIII). Избрание Аарона в сан первосвященника было впоследствии подтверждено тем, что из двенадцати жезлов, положенных главами колен Израиля на святая святых, расцвел только его жезл (Числ XVII). Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника-Христа (см. Архиерей Великий, Евхаристия). Процветший жезл Аарона в христианской традиции понимается как один из прообразов воплощения Бога-Слова.

АВРААМ (евр. — отец множества) — ветхозаветный патриарх, родоначальник избранного народа, призванный для сохранения истинной веры и заключивший завет с Богом (Быт XI — XXVI). Важнейшие эпизоды священной истории, связанные с Авраамом — явление трех ангелов в Содоме (см. Троица) и жертвоприношение Исаака, сына Авраама, понимаемое как прообраз новозаветной жертвы Христа.

Лоно авраамово — 1. Иносказательное выражение, употребляющееся в священных текстах для обозначения места вечного блаженства (см. напр. Лк XVI, 22-23 — Притча о богатом и Лазаре).

2. В живописи — один из сюжетов, служащих для изображения рая, используется, как правило, в композициях Страшного Суда. Обычно изображается сидящий Авраам с невинными душами (младенцами) на коленях или же Авраам, Исаак и Иаков, восседающие на тронах.

АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ, преподобный (вторая половина XII — начало XIII века) — русский святой. Принял пострижение в монастыре Пресвятой Богородицы в Селище (близ Смоленска) . Изгнан из монастыря завистниками. Был подвергнут епископскому суду и оправдан. В последние годы жизни управлял монастырем св. Игнатия. Общерусское почитание с 1547 года. Последователь палестинской ветви восточного монашества, а также преподобных Антония и Феодосия Печерских. Житие Авраамия, составленное, по преданию, его учеником Ефремом, известно только по спискам XVI — XVII веков. Память 21 августа (3 сентября).

АГИОГРАФИЯ (греч. — описание святых) — раздел церковной истории и литературы, посвященный изучению житий и жизнеописаний святых, а также литературного, исторического, археологического, литургического и народно-культового материала, связанного с ними.

АГНЕЦ (лат. — ягненок) — 1. Однолетний без всякого порока ягненок мужского пола, которого израильтянам было предписано вкушать с особыми обрядами при совершении праздника Пасхи (см.) — (Исх XII, 3-11, Числ IX, 10-12, Втор XVI, 2-6).

2. Иносказание непорочности Иисуса Христа и Его искупительной жертвы за людские грехи (Ис I-III, 7, Ин I, 29, 36). Образ закланного агнца — Христа, чья искупительная жертва дает Ему право снять печати с Книги жизни, играет исключительно важную роль в христианской эсхатологии (Откр V, 6).

3. Часть просфоры, которая вырезается на проскомидии (см.) и преобразуется затем в тело Христово.

АКАФИСТ (греч. — пение несидальное) — особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых, состоящее из 24 частей (12 кондаков и 12 икосов) сообразно числу букв греческого алфавита, с которых начинается каждая часть самого первого акафиста, посвященного Богоматери (см.). Акафист было принято слушать стоя (в современной церковной практике — стоя на коленях).

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ — хвалебное песнопение в честь Богородицы, состоящее из 13 кондаков и 12 икосов. Его первое исполнение предание относит к 7 августа 626 года (т.е. ко времени осады Константинополя персами и аварами), хотя составлен он был, по всей вероятности, несколько раньше, в V-VI веках. Первая половина акафиста (до кондака VII) посвящена изложению новозаветных событий, происходивших при участии Богородицы (Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы , Рождество Христово, Поклонение пастырей, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Сретение), остальная часть текста — прославление Христа и Богоматери. Иллюстрации Акафиста появляются в монументальной живописи и иконописи, начиная с XIV века, сначала в Сербии, а затем в России. К этому же времени относятся первые иллюминированные рукописи Акафиста.

АЛЕКСЕЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ (V век) — один из самых популярных святых в Византии и на Руси, по происхождению римлянин. Сын богатых и набожных родителей, покинувший родительский дом в день собственной свадьбы. Прожил семнадцать лет на паперти храма Богородицы в Эдессе и еще семнадцать — в Риме, в доме собственных родителей, оставаясь неузнанным. Один из самых ярких примеров христианского терпения и смирения в подвиге добровольной нищеты. Древнейшее житие восходит к V-VI векам. Память 17 (30) марта.

 ΛΛΛ     >>>   

2 живописи
Второе обретение главы иоанна предтечи 24 февраля
Введения богородицы во храм
Богоматерь гора нерукосечная
Джеймс Давид. О щедрости христианин и деньги

сайт копирайтеров Евгений