Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ИПОСТАСЬ (греч. — сущность, основание) — богословское понятие, введенное для разграничения лиц Св. Троицы; по своему происхождению — философский термин, использовавшийся последователями Аристотеля в значении “индивидуальный, реально существующий”. Первоначально между богословами не существовало единого мнения относительно употребления этого термина: одни употребляли его в значении “сущности”, другие — в значении “лица”. После собора 362 года, созванного Афанасием Александрийским специально для разрешения противоречий, понятие “ипостась” стало употребляться только в значении лица Св. Троицы при указании отличительных свойств каждого из трех лиц. В дальнейшем это понятие было окончательно доработано богословами Ново-Никейской лиги — Василием Великим и Григорием Богословом (см. также Троица).

ИРМОЛОГИОН (греч.) — собрание ирмосов; богослужебная книга, которая содержит изменяемые и неизменяемые молитвы, извлеченные из других богослужебных книг и предназначенные для церковного пения.

ИРМОС (греч. — связывающий, соединяющий) — первый стих каждой из девяти песен канона утрени, определяющий своим мелодическим и ритмическим строем пение всех последующих стихов данной песни (тропарей) — последние, в свою очередь, сообразуются с ирмосом в числе стоп и слогов.

ИСАЙЯ (евр. — спасение Господне) — старший из четырех великих пророков Израиля, совершавший свое служение во дни правления иудейских царей Озии, Иофама, Ахаза, Езекии и Манассии, от которого претерпел мученическую кончину (VIII в. до Р.X.). Библейская книга Исайи содержит описание его призвания (Ис VI), обличительные речи , пророчества о судьбе еврейского и других народов и, наконец, знаменитые пророчества о Мессии и множество символических прообразов его явления; среди них наиболее известно пророчество о чудесном рождении Христа, которое приводится в тексте Нового Завета: “се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил” (Ис VII, 14). Память 9 (22) мая.

ИСИХАЗМ (греч. — безмолвничество) — мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех его душевных и духовных сил. Сформировалось уже в ранневизантийскую эпоху (IV-IХ вв.) в египетских и синайских монастырях, а затем получило широчайшее распространение на Афоне. В первой половине XIV века основные теоретические положения исихазма были обоснованы в сочинениях Григория Синаита, Николая Кавасилы и, в особенности, Григория Паламы (см.) — создателя фундаментального учения о сообщаемости Божественных энергий, которое имело чрезвычайное значение для аскетической практики. К последователям исихазма на Руси принадлежали Сергей Радонежский, Нил Сорский и другие подвижники.

 

К

КАДИЛО — металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.

КАНОН (греч. — норма, правило) — 1. Совокупность правил, предопределяющих форму и содержание средневекового искусства; знак-модель умонепостигаемого духовного мира, т.е. конкретная реализация принципа несходного подобия (образа) . На практическом уровне канон выступает как структурная модель художественного произведения, как принцип конструирования известного множества произведений в данную эпоху.

2. Особый жанр богослужебных песнопений. Состоит из девяти песен. Структура канона предполагает соотнесенность каждой их песен по образу и словесному составу с одним из событий библейской истории: 1) благодарственная песнь Моисея и Мариам после перехода через Чермное море (Исх XV, 1-19); 2) обличительная песнь Моисея, предостерегающая от идолопоклонства (Втор XXXII, 1-44); 3) благодарственная песнь Анны, матери пророка Самуила (1 Цар II, 1-11); 4) песнь Аввакума о воплощении (Авв III); 5) песнь Исайи о воплощении (Ис XXVI); 6) молитва пророка Ионы (Иона II,3-10); 7-8) молитва трех отроков в пещи огненной (Дан III, 26-45); 9) благодарственная песнь Богородицы по получении ею благовестия о рождестве Иисуса Христа (Лк 1, 46-55). Большинство богослужебных канонов были составлены Андреем Критским, Иоанном Дамаскиным и Козьмой Маюмским. Исполняется канон на утрене, полунощнице, повечерии и молебнах.

3. Постановление вселенских соборов об основах вероучения и церковной жизни.

4. Совокупность канонических книг Ветхого (22) и Нового Заветов (27).

КАФИЗМА (греч. — пение сидальное) — общее название разделов Псалтири (см.), на которые она подразделяется для удобства при ее богослужебном использовании; всего их двадцать. Порядок чтения кафизм указан в Типиконе и других богослужебных книгах. При чтении кафизм присутствующим в церкви дозволяется сидеть (ср. Акафист).

КИВОРИЙ (греч.) — сень над престолом, поддерживаемая колоннами; к киворию крепились завесы, закрывавшие престол в промежутках между службами. Появляется в IV-VI вв. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (?-444 г.) — святитель, один из отцов церкви, богослов и толкователь Св. Писания, создатель ортодоксального учения о Богочеловеке (см.). Представитель александрийской богословной школы; с 412 г. — архиепископ Александрийский. С 428 г. боролся против ереси Нестория, тогдашнего архиепископа Константинопольского. Участник III Вселенского (Эфесского) собора, осудившего ересь Нестория и утвердившего почитание Девы Марии Богородицей (431 г.). Автор многочисленных полемических сочинений против Нестория, в которых утверждалось нераздельное соединение природ в Христе, начиная с момента Его рождения в мир; в этих сочинениях был введен термин “ипостасное единство”. Кириллу Александрийскому принадлежат также толкования на ряд ветхозаветных книг, собрание трактатов о Троице — “Тезаврос” и апологетическое сочинение, осуждавшее “Речи против христиан” Юлиана Отступника. Память 18 (31) января.

КИНОВАРЬ — сернистая ртуть, краска ярко-красного цвета, применяемая в иконописи.

КИОТ (греч. — ковчег) — деревянный украшенный шкафчик (часто створчатый) или остекленный ящик для икон.

КЛАВ (греч.) — нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края одежды.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ , Тит Флавий ( ок. 150 — ок. 215 гг.) — один из отцов церкви, богослов, апологет христианского вероучения. Изучал античную философию в Афинах и в Александрии, затем обратился в христианство. С 190 г. — главный наставник александрийского огласительного училища — в сане пресвитера; в 202 г. во время гонений Септимия Севера удаляется в Каппадокию. В своих фундаментальных апологетических сочинениях “Увещевание язычников”, “Наставник” и “Строматы” (греч. — смесь, разное) Климент Александрийский соединяет основные понятия христианского вероучения с элементами неоплатонической и стоической философии; к их числу относится прежде всего учение о Логосе — творческой энергии Бога, источнике откровений в Ветхом Завете в эллинистической философии, который отожествлялся с Христом. Полемизируя с другими апологетами, противопоставлявшими филосовскому знанию абсолютную веру, и с гностиками, мистифицировавшими “высшее знание”, открытое только избранным, Климент вырабатывает компромиссную позицию, которая впоследствии будет положена в основу христианской гносеологии (наука о познании). Согласно Клименту, вера — необходимый источник и достаточное условие спасения и в то же время — фундамент познания Бога как бесконечного процесса уподобления Ему; таким образом, Климент постулирует единство веры и знания.

КОВЧЕГ — в иконописи углубленное среднее поле иконной доски.

КОНДАК (греч. — палочка, вокруг которой наматывался пергаментный свиток) — особый жанр ранневизантийской церковной гимнографии, широко распространенный в V-VI веках; состоял, как правило, из 24 икосов. Автором большинства кондаков считается св. Роман Сладкопевец. Начиная с VII века, кондак как основная форма богослужебных песнопений вытесняется каноном; с этого времени кондаком называется краткое молитвенное песнопение, входящее в состав акафиста или канона и, возможно, представляющее собой какой-либо фрагмент прежнего кондака.

КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА — христианские святые, способствовавшие распространению и утверждению христианства в Римской империи. Константин (274-337 гг.) был провозглашен римским императором в 306 году; с 325 г. после многочисленных войн восстановил единоличное управление Римской империей. Перенес столицу в Константинополь. В 313 году в Милане им был издан особый эдикт о веротерпимости, означавший официальное признание христианства и прекращение гонений; за ним последовал ряд законов, способствовавших возвышению христиан и упрочению их положения. Председательствовал на 1 Вселенском (Никейском) соборе (325 г.). Перед смертью принял св. крещение. Христианские историки особо выделяют т. наз. “видение Константина” : перед одной из решающих битв с его противником в борьбе за власть Максенцием в небе появился несомый ангелами крест с монограммой Христа и надписью “Сим победиши”; это видение послужило основой для возникновения разнообразных композиций на тему “Прославление Креста”. Мать Константина Елена (248-327 гг.), приняв крещение, много делала для распространения христианства. В 326 г. совершила паломничество в Святую Землю, где, согласно преданию, обрела крест, на котором был распят Иисус Христос (см. Воздвижение Креста). Память Константина и Елены 21 мая (3 июня).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В живописи один из сюжетов
Помимо изображения богоматери самостоятельно
В контексте храмовой росписи тема заступничества обретает более широкий аспект молитва богоматери
Другая тема иконы служение ангелов богоматери

сайт копирайтеров Евгений