Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ОКТОИХ (греч. — восьмигласник) — богослужебная книга, которая содержит изменяемые молитвы для подвижных дней богослужения годичного круга, произносимые на литургии, утрене, вечерне, повечерии, а также на малой вечере и полунощнице (по воскресным дням). Октоих поется на протяжении восьми недель — после недели Всех Святых до пятой недели Великого поста включительно. Каждую неделю поется один из восьми гласов — особых церковных мелодий, разработанных Иоанном Дамаскиным и Федором Студитом.

ОМОФОР (греч. — наплечник) — знак архиерейского (епископского) сана; длинная, широкая полоса материи, украшенная крестами и возлагаемая на плечи поверх всех других священнических одежд. Омофор обозначает заблудшую овцу (т. е. заблудший род человеческий), а облаченный в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнес ее к незаблудшим (т. е. ангелам) в дом Отца Небесного (Лк XV, 4-7).

ОРАНТА (лат. — молящаяся) — один из типов изображения Богоматери, восходящий к раннехристианским изображениям душ умерших, которые молятся за оставшихся на земле живых; представляет Богоматерь без младенца, в рост, с поднятыми и раскинутыми в стороны руками (ладонями наружу), т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы (ср. молитву Моисея во время битвы израильтян с амалекитянами (Исх XVII, 8-16). После сложения системы росписи православного храма (начиная с IX века) Богоматерь Оранта изображается, как правило, в верхнем регистре росписей алтарной абсиды. В контексте храмовой росписи тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” — у нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, который снисходит через нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает таким образом Своим божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм — отсюда Богоматерь Оранта как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви (например, в композиции “Вознесение'). Самостоятельные изображения Оранты в византийской и древнерусской иконописи не сохранились; этот образ используется только в монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве.

ОРАРЬ (от лат. — молиться) — знак диаконского сана, длинная широкая лента, вышитая или цветная. Орарь носится, как правило, на левом плече (у диаконов) или же опоясывается крестообразно, через плечи (у иподиаконов). Опоясание орарем служит знаком того, что его носитель должен смирением, целомудрием и чистотой сердца стяжать себе одежду чистоты. Кроме того, поскольку диаконы во время богослужения изображают собой херувимов и серафимов, то орарь, таким образом, обозначает еще и крылья ангельские. Иногда на ораре вышивается ангельская песнь — “Свят, свят, свят Господь Саваоф”.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ, святые отцы — христианские богословы и церковные деятели, заложившие основы христианского вероучения и обрядности. Деятельность большинства отцов церкви падает на II-VIII века, однако к ним причисляются и некоторые богословы более позднего времени, например, Григорий Палама.

ОХРА — в иконописи земляная краска; цвет от желтого до красно-коричневого — в зависимости от металла, окисел которого входит в состав земли.

 

П

ПАВОЛОКА — ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса (грунта) — для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.

ПАЛЕЯ (от греч. — древний, ветхий /завет/) — книга, содержащая краткое изложение ветхозаветных событий; пользовалась особой популярностью на Руси и отчасти заменяла собой книги Ветхого Завета. Греческий оригинал Палеи появляется не ранее IX века. Различают два основных вида Палеи: Палею Историческую (другое название — “Книга бытия небеси и земли”) и Палею Толковую (“Очи палейные”). Первая содержит краткое изложение ветхозаветной истории от сотворения мира до царя Давида с некоторыми апокрифическими вставками. Что касается Толковой Палеи, то в нее включается меньше исторического материала (хотя хронологически она доводится иногда до самого воплощения Христа); значительное место здесь отводится преобразовательным толкованиям ветхозаветных событий, нередко носящим полемический характер. Текст Толковой Палеи включает в себя также ряд апокрифических сочинений (“Заветы двенадцати патриархов” и др.), а также фрагменты “Шестоднева” Иоанна Экзарха, “Христианской топографии” Косьмы Индикоплова и других популярных в средние века книг.

ПАНАГИЯ (греч. — всесвятая) — 1. Часть просфоры, изъятая на проскомидии в честь Богоматери; в специальных ящичках (панагиарах) переносилась в монастырскую трапезную, где часть ее вкушалась до, а часть — после трапезы. В настоящее время полагается вместе с другими частицами на дискос и освящается на литургии.

2. Нагрудный знак архиереев и архимандритов — небольшая иконка (круглая, овальная, ромбовидная и т. д.), на одной стороне которой изображается, как правило, Спас или Троица, а на другой Богоматерь с младенцем.

3. Особый эпитет, который присваивается, как правило, изображениям Богоматери Знамение (иногда — Великая Панагия); раскрывает дополнительный литургический смысл, присущий изображению Спаса Эммануила в медальоне — символическому прообразу пасхального агнца (т. наз. артоса — круглой пасхальной просфоры).

ПАНИКАДИЛО (греч. — многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад.

ПАНТОКРАТОР (греч. — вседержитель) — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии — Христос восседает на троне, благославляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу с законом (на листах раскрытой книги обычно записываются различные изречения Иисуса, заимствованные из Евангелий). Получает широкое распространение, начиная с IV-VI веков (т. е. после официального признания христианства) в связи с проникновением в христианское искусство элементов позднеантичной иконографии (прежде всего иконографии императора). В более позднее время, наряду с изображением в рост, становится широко известен тип поясничного Пантократора — один из самых статичных иконографических типов, различающийся лишь в деталях: положение книги или свитка, жестблагославляющей руки и т. п.

ПАПОРОТКИ — в иконописи изображение нижних перьев на крыльях архангела — обычно имели другой цвет или оттенок по сравнению с остальной частью крыла.

ПАРАМАНД (греч.) — деталь монашеского облачения; четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди. Обозначает тот крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем.

ПАРАСКЕВА (греч. — пятница) — христианская святая, великомученица, пострадавшая во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане (304 — 305 гг.); за отказ отречься от христианской веры была обезглавлена наместником римской провинции Иконии. Православная традиция знает еще трех соименных ей святых: Параскеву Римскую (II в., память 26 июня), балканскую святую Параскеву — Петку (Х-Х1 вв. , память 14 июля), и малоизвестную мученицу, поминаемую под 20 марта; элементы их житий часто смешиваются между собой. Кроме того, культ Параскевы впитал в себя множество языческих черт и народных поверий; так, она считается покровительницей многих традиционных женских занятий, торговли и т. п. Наконец, по христианским представлениям, Параскева — это персонификация страстной пятницы, отсюда ее изображения с орудиями страстей. Память 14 (27) октября.

ПАРУС — в архитектуре один из элементов перекрытия крестово-купольного храма; сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата в плане к окружности купола. В парусах средневекового или древнерусского храма располагались, как правило, изображения четырех евангелистов.

ПАСХА (евр. — прохождение) — главный христианский праздник, установленный в воспоминание о чудесном Воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия. Первоначально отмечался евреями в память о чудесном избавлении из египетского плена — ангел погубляющий, посланный Богом истребить египтян, проходил мимо домов, на дверях которых была кровь жертвенного пасхального агнца (отсюда происходит название праздника) — (Исх XII, 12-13). На празднование Пасхи иудейской приходится заключительный этап земного служения Христа — Его смерть и Воскресение (Мф XVI, 17-35, Мк XIV, 12-31, Лк XXII, 7-38, Ин ХIII, 1-17). Празднование христианской Пасхи восходит к апостольским временам. Характер праздника, время празднования и способ его вычисления были окончательно определены на 1 Вселенском (Никейском) соборе (325 г.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Обычно такого рода изображения располагаются в центре праотеческого ряда иконостаса русского
В живописи один из сюжетов
Как правило
Архиерей великий воплощения второго

сайт копирайтеров Евгений