Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО — один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 25 декабря (7 января) и установленный в воспоминание о чудесном рождении Иисуса Христа Сына Божия от Девы Марии. Упоминания об этом событии содержатся в Новом Завете (Мф, I, 25, Лк XI, 6-8); более подробно оно описано в Протоевангелии Иакова. Канонические евангельские тексты повествуют также о поклонении волхвов (Матф II, 1-12) и пастухов (Лк II, 8-20) Божественному младенцу вскоре после Его рождения. С догматической точки зрения Рождество Христово — воплощение Бога-Слова в человеческом образе — центральный момент в истории Божественного домостроительства, начало человеческого спасения; вместе с тем это исполнение ветхозаветных пророчеств о явлении Мессии, Спасителя и Небесного Царя. Почитание Рождества Христова получает распространение уже в раннехристианские времена; первоначально оно отмечается совместно с Крещением (раннехристианский праздник Богоявления — см.), но с IV века оба праздника получают самостоятельность. Праздничные каноны были составлены в VIII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Изображения, связанные с темой Рождества (прежде всего — “Поклонение волхвов”), получили распространение уже в раннехристианском искусстве, в катакомбах и на саркофагах. В более позднее время, при сложении иконографии “Рождества”, наряду с каноническими текстами было использовано апокрифическое Протоевангелие Иакова и некоторые богослужебные тексты. Начиная с XVI века, появляется пространная редакция иконы “Рождества”, включающая в себя изображения всех событий, так или иначе с ним связанных — от Благовещения до Бегства в Египет, Избиения младенцев и убийства Захарии (отца Иоанна Крестителя). Икона “Рождество Христово” входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ, преподобный (кон. V в. —560 г.) — выдающийся гимнограф. Уроженец Сирии, был диаконом в Берите (Бейруте), затем в Константинополе; возможно, принял пострижение. Создатель особой формы богослужебного песнопения — кондака (см.); автор около 85 (по другим сведениям — около 60) кондаков. Не смотря на то, что кондаки впоследствии были вытеснены из богослужения канонами, некоторые из кондаков Романа Сладкопевца до сих пор используются в православной церковной практике (например, кондак на Рождество Христово). Память 1 (14) октября.

 

С

САККОС (евр. — рубище, вретище) — нижнее облачение епископов; близок стихарю, но короче его и украшен звонцами. Означает одежду печали и смиренья (Иер XLVIII, Лк X, 13). Звонцы саккоса означают благословление слова Божия, исходящее из уст епископа.

САНКИРЬ — в иконописи темный, оливковый или коричневый тон, поверх которого клались остальные, более светлые слои в живописи лица, рук и других открытых частей тела (личного письма).

СВЯТИТЕЛЬ — общее наименование, относящееся к святым епископам.

СВЯТЫЕ ДАРЫ — квасной хлеб (см. Просфора) и вино, особым образом подготовленные на проскомидии (см.), чудесным образом преобразующиеся во время литургии в плоть и кровь Христову — в напоминание о символическом жертвоприношении Христа во время Тайной вечери. Вкушения Св. Даров верующими составляет таинство причащения.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, преподобный (1321-1391 гг.) — русский святой, подвижник, основатель монастырей и преобразователь русского монашества, выдающийся общественный деятель. Уроженец Ростова; после смерти родителей некоторое время жил в Хотьковском Покровском монастыре, а затем вместе с братом Стефаном (преподобный Стефаний Пермский) удалился в пустынь близ Радонежа, где выстроил первую деревянную церковь в честь Св. Троицы (ок. 1335 г.) — на месте будущей Троице-Сергиевой лавры. В 1337 г. принял монашество; в 1353 г. стал вторым игуменом основанного им монастыря. Деятельность Сергия привлекла внимание константинопольского патриарха Филофея, приславшего ему параманд и схиму (см.), а также грамоту с предложением ввести в монастыре общежительный устав. Принимал активное участие в политической жизни — по поручению митрополита Алексия мирил враждовавших между собой князей; благословил св. Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В монашеской практике придерживался умеренной (без аскетических крайностей) традиции палестинского монашества, делая акцент на созерцательной молитве — источнике мистических откровений; близок отчасти исихазму (см.). Первые жития преп. Сергия были составлены Епифанием, иноком Троице-Сергиевой лавры, и Пахомием Сербом. Общерусское почитание с 1452 г. Память 25 сентября (8 октября) — Преставление и 5 (18) июля — Обретение мощей.

СИМВОЛ ВЕРЫ — краткое изложение основных догматов православного вероучения. Состоит из 12 членов, в которых излагаются догматические представления о взаимоотношении лиц Св. Троицы, о воплощении и искупительной жертве, о Страшном Суде, воскресении мертвых и жизни вечной, а также о крещении и христианской церкви. Первоначально произносился при принятии св. крещения и формулировался по-разному в различных древнехристианских церквях. После официального принятия христианства, для достижения единства в вероисповедании и в целях борьбы с ересями был составлен единый Символ Веры, утвержденный на I Никейском (первые 7 частей) и II Константинопольском (последующие 5) Вселенских соборах. Символ Веры включен в чинопоследование Божественной литургии — он исполняется всеми собравшимися в храме в самом начале литургии верных, на которой присутствуют только принявшие св. крещение. Римско-католическая церковь внесла добавление в 9й член Символа Веры, согласно которому Дух Святой исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына (см. Филиокве). Икона, символически иллюстрирующая текст Символа Веры, известна в русской иконописи, начиная с середины XVI века.

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ, преподобный (949-1022 гг.) — византийский богослов и проповедник, один из представителей мистического богословия. Учился в Константинополе, затем поступил на императорскую службу. Принял пострижение в Студийском монастыре, перешел в обитель св. Мамонта, где был избран игуменом и принял священнический сан; впоследствии основал свою собственную обитель. Нравоучительные “Слова” Симеона Нового Богослова раскрывают путь аскетического самоочищения и мистического созерцания, ведущий к познанию Бога и единению с Ним, и во многом предвосхищает учение Григория Паламы (см.). Особую часть его творческого наследия составляют гимны — духовные стихи, в которых запечатлен личный опыт мистического общения с Богом. Память 12 (25) марта.

СИМЕОН СОЛУНСКИЙ (? — ок. 1429 гг.) — византийский богослов и церковный деятель, архиепископ Фессалоникийский с 1406 г. Возглавил оборону Фессалоник от турецкого нашествия (город удалось взять только после его смерти). Известен прежде всего как автор ряда сочинений, в которых подробно раскрываются и символически истолковываются все стороны православного богослужения и церковной жизни, объясняется назначение и смысл различных обрядов и священных предметов. Среди них центральное место занимает фундаментальный труд — “Диалоги о вере, священнодействиях и таинствах церковных”.

СИМЕОН СТОЛПНИК, преподобный (356 — 459 гг.) — подвижник, прославившийся своими аскетическими подвигами; основоположник новой формы аскезы — столпничества. Уроженец Киликии, принял пострижение в одном из сирийских монастырей. Разногласия, возникшие вследствие некоторых аскетических крайностей, вынудили его покинуть монастырь, и некоторое время он провел в полном одиночестве. В 423 г. избирает прославившую его форму подвижничества — уединяется на небольшой каменной площадке на вершине столба (башни) и проводит все свои дни в молитве и проповедях, которые произносит для многочисленных паломников. Прославился многочисленными чудесами. Первое житие Симеона Столпника составлено его учеником Антонием. Память 1(14) сентября.

СИНАКСАРЬ (от греч. — собирать) — внебогослужебные церковные собрания, которые посвящались псалмопению и благочестивому чтению (главным образом, житийной литературе); были широко распространены в раннехристианскую эпоху. Это же название было присвоено особому сборнику, который содержал избранные места из житий святых, расположенные в порядке календарного поминовения, и предназначался для чтения в подобных собраниях.

СИНОДИК (от греч. — собрание) — особая памятная книжка, куда вписываются имена живых и мертвых, поминаемые священником во время богослужения — на литургиях и вселенских панихидах.

СКИНИЯ (греч. — шатер) — древнееврейский переносной храм, созданный по указаниям Бога, которые Моисей получил на горе Синай (Исх XXV, 8-40 — XXVI). Состояла из двух отделений: святилище и святая святых, где находился ковчег завета.

СКРИЖАЛЬ — 1. Каменная доска с высеченным на ней текстом 10 заповедей, полученная Моисеем от Бога на горе Синай (Исх XXIV, 12, XXXIV, 1-4).

2. Четырехугольный плат с изображением креста или иконы в центре; нашивается на архиерейскую мантию у плечь и у подола, символизируя в совокупности Ветхий и Новый Заветы.

СЛУЖЕБНИК — богослужебная книга, которая содержит неизменяемые молитвы ежедневного общественного богослужения, произносимые священником и диаконом. Включает в себя тексты литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста, литургии преждеосвященных даров, а также некоторые другие неизменяемые молитвы. Для удобства богослужения в Служебник могут быть включены фрагменты некоторых других богослужебных книг.

СОБОР АРХАНГЕЛОВ — 1.Общее наименование нескольких праздников, посвященных поминовению небесных сил: Собор архангела Михаила и прочих бесплотных сил — 8 (21) ноября; Собор архангела Гавриила — на следующий день после Благовещения, 26 марта (8 апреля) и др.

2. Икона, представляющая архангелов Михаила и Гавриила (иногда в окружении других небесных сил), которые поддерживают перед собой круглый щиток с изображением Спаса Эммануила (см.). Иконография “Собора архангелов” восходит к античному победному “образу на щите”, который несли крылатые богини победы — Ники; в христианском искусстве на щите изображался монограмматический крест, а Ники были отождествлены с ангелами. Впоследствии крест был заменен изображением воплотившегося Христа. Основной догматический смысл композиции “Собор архангелов” — воплощение как победа над смертью, изначально предопределенная Божественным промыслом (отсюда — дополнительная тема предвечного совета небесных сил). Распространение этого изображения связывается также с победой над иконоборцами и восстановлением иконопочитания (843 г.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Присваивавшийся различным изображениям богоматери
В живописи один из сюжетов
К апокрифическим источникам восходят изображения рождества богородицы иерархия изображения
Как правило

сайт копирайтеров Евгений