Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

III. Черты брачных отношений в Ветхом Завете

Всё вышесказанное необходимо было потому, что невозможно рас­смотреть проблему половых отношений вне Божественного замысла о человеке. Однако замысел этот на протяжении всей Библии раскрывается не сразу. Ветхий Завет прослеживает судьбу взаимоотношений Сущего Бога (Ягвэ) с народом Израиля. Смысл ветхозаветного исторического пути Израиля приготовление к приходу Мессии-Христа. В Ветхом Завете, как и во всем дохристианском мировоззрении, нет развитого понятия самобытной человеческой личности. Здесь, особенно в ранний период, присутствует безликая масса народа, управляемого царями или религиоз­ными вождями. И бессмертие понимается не в личном плане, а в смысле бессмертия рода или всего Израиля. И оттого, что спасение мыслится не как личностное, а всего Израиля в целом, - всё религиозное брачное законодательство нацелено именно на продолжение рода и на детей как на единственную цель брака. Чтобы Израиль спасся, чтобы в нем как можно скорее, «вернее», родился Спаситель, чтобы исполнилось Божие обещание Аврааму о бесчисленном его потомстве и - Моисею о завое­вании земли обетованной, размножение должно было стать главным смыслом брачного союза. Отсюда происходит вся кажущаяся нравствен­ная парадоксальность брачных отношений в Ветхом Завете, во многом неприемлемых для христианина.

Примеры (курсив мой. - Л.Ш.):

Быт. 16, 2-4: «И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее... И взяла Сара... служанку свою, Египтянку Агарь и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою».

Быт. 19, 30-32: Лот с дочерьми, спасшись из погибшего за грехи плоти Содома, «жил в пещере... И сказала старшая младшей: отец наш стар; и нет человека на земле, который вошел бы к нам... Итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя».

Быт. 29, 21-28: «И сказал Иаков Лавану: дай жену мою; потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней... Вечером же взял (Лаван) дочь свою Лию... и вошел к ней (Иаков). Утром же оказалось, что это Лия. И (Иаков) сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? ...Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту... Иаков так и сделал...»

Быт. 30, 1-3: «И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову... сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее».

Быт. 38,6-10: «Взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему: и потому, когда входил к жене брата своего, изливал (семя) на землю... Зло было пред очами Господа то, что он делал, и Он умертвил его». Фамарь обманным путем все-таки зачала от своего свекра Иуды.

Итак, продолжения рода необходимо достичь любой ценой, ибо чрез чадородие происходит спасение. При этом имеет значение наличие по­томства у семьи (клана) в целом, но не обязательно у каждого из членов семьи. Дети - Божий дар. Он их дает или не дает. Бездетные наказаны Богом, даже прокляты, ибо могут не войти в число спасаемых колен и родов. Дети принадлежат не столько двоим родителям, сколь роду (се­мени).

Эпоха Моисеева Закона вносит существенные изменения в древние воззрения. Закон интересует уже не только продолжение рода, но и стремление к нравственной чистоте.

Появляется Декалог, и в нем на седьмом месте стоит знаменитое «не прелюбодействуй», что означает следующее обращение к народу Израиля: «Не совершай измену браку или иных мерзостей плоти, ибо брак свяще­нен перед Богом, Которому ты обязан спасением от рабства, и в Котором вообще твое спасение». Притч. 5, 18-19; б, 32: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей... груди ее да упоявают тебя во всякое время; любовью ее услаждайся постоянно... Кто же прелюбодействует с женщиною... тот губит душу свою...»

Даже физиологическая нечистота мужчин и женщин осмысляется религиозно по схеме: беда-вина-необходимость искупления - за нечис­тоту приносится жертва. Израиль должен был стать «островком» предан­ности Единому Богу среди моря язычества и полового распутства; отсюда строгое осуждение и наказание за обычные среди соседних народов разврат и извращения; «да истребится душа» такого человека из Израи­ля-не раз повторено в Пятикнижии. («Не оскверняйте себя ничем этим... ибо все эти мерзости делали люди сей земли... и осквернилась земля... свергнула народы, бывшие прежде вас» - Лев. 18, 24-28). Половые отношения должны быть одухотворены, упорядочены и осмыс­лены, хотя главная цель остается прежней - «песок морской», образ бесчисленности потомков. Вот любопытное подтверждение (Втор. 23, I): «У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне». То есть человек, не способный к продолжению рода, как бы не существует для Израиля, не вписывается в глобальный смысл существования избранного народа (для сравнения вспомним по­пулярность кастратов в Египте и других странах). Еще цитата (Втор. 24, 5): «Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается... в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою». Это, конечно, не поблажка молодо­жену, а ради потомства: оставил Израилю «семя» - можешь воевать.

Но следует ли из этого, что в ветхозаветной истории было искажено представление о браке, данное в книге Бытия? Ведь и Христос упрекает иудеев в жестокосердии по отношению к браку, говоря, что «сначала не было так» (Мф. 19, 8). По-видимому, непонимание райского смысла брачного союза было обратной стороной особого самоощущения библей­ского народа. Ведь и древнегреческое законодательство видело в детях назначение брака, но Израиль всегда подсознательно стремился к иному: чем больше потомков, чем больше «вариантов» соединений, тем вероятнее приход Мессии, тем ближе время Дня Господия.

Обрезание. Со времен Авраама и до наших дней у некоторых народов, прежде всего у иудеев и мусульман, совершается известный обряд обре­зания крайней плоти у мальчиков, который у неосведомленных людей вызывает недоумение и который ученые прагматики объясняют гигиени­ческими соображениями. Не знаем, насколько гигиенична могла быть сама операция в древности, совершавшаяся каменным ножом в «несте­рильных» условиях, но сами обрезывавшиеся знали совсем иное значение обрезания.

Казалось бы, удивительно - обрезание является знаком Союза-Завета с Богом, его непременным условием (см. Быт., 17 ст.). Сам Моисей, призванный Богом, чуть не погибает из-за того, что не обрезаны его дети. Тогда его жена, обрезав сына, бросает крайнюю плоть к ногам мужа и говорит: «ты жених крови у меня» (Исх. 4, 25). Св. an. Павел открывает, что обрезание было прообразом крещения, употребляет термин «необре­занное сердце». В Церкви особо вспоминается день Обрезания Господа Иисуса (1 янв. н. ст.). Но если вспомнить, какую смысловую нагрузку несли древние половые символы, всё станет понятным. Как уже было сказано в гл. 1, мужской половой орган был символом Божественной креативной мощи и плодовитости. В Библии встречаем, что в знак клятвы Аврааму (патриарху рода) раб кладет ему руку под «стегно» (Быт. 24, 9). В их понимании - это место («причинное») связано с Творцом (Первоп­ричиной). Поэтому, обрезывая крайнюю плоть, древний семит совершал символическое жертвоприношение: во-первых, он как бы отдавал частицу самого себя Богу, во-вторых, жизнь всего своего потомства, кое «выйдет» из детородного органа, он тоже посвящал Богу, а в-третьих, свою произ­водительную силу он как бы соединял с силой Творца, Который стано­вился как бы Соучастником половой тайны человека. И тогда жертва обрезания становилась символом соединения с Богом, «обожением» (жен­щин в Израиле не обрезывали, ибо само собой разумелось их приобщение к спасению через соединение с обрезанным мужем).

IV. Развитие темы половых отношений у пророков и «мудрых» Ветхого Завета

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

10 размножение
Когда человек божий все почти победит страсти
Обуздание похоти похоть это естественное половое желание отношения половые

сайт копирайтеров Евгений