Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сняты краски, и смыты румяна;

И томительно тянутся скучные дни

Пошлой прозы, тоски и обмана!..

О воздержании говорит ал. Павел: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7.5). Это временная мера. Временное воздержание необходимо (врачи также говорят о его пользе), оно не должно быть чрезмерным, а главное насильственным с чьей-то стороны. Брачное воздержание не следует отождествлять с монашеским воздержанием. В браке должна быть подавлена похоть. В монашестве должно быть подавлено (сублимировано) само половое желание, ибо у монашества иные цели: «Не борьба с полом составляет смысл монашества, а борьба с грехом, и целомудрие, воздержание от половой жизни есть не цель, а средство этой борьбы» (Кстати, именно поэтому священник должен очень осторожно, с духовной, а не с «сексопатологической» стороны подходить к брачным проблемам, а монаху, кроме исключительных случаев особой духовной опытности, вообще не следует заниматься этими проблемами - это не его «сфера».) Воздержание в монашестве должно стать средством полного перехода половой энергии в энергию любви к Богу, это жертва земным ради более скорого узнавания небесного. Воздержание в браке помогает половым отношениям не только в смысле временной сублимации, когда каждый из супругов может заняться «внутренним деланием», а потому, что при отказе на определенный срок от телесного сближения им предоставляется возможность проверки искренности чувств и духовного единения. Временное воздер­жание увеличивает любовь.

Когда читаешь, к примеру, следующее высказывание монахини Синклитии: «Если возникает в твоей мысли образ красивого лица, представь себе того же человека обезображенным мертвым трупом, и порочное желание оставит душу» (подобное можно часто встретить и в буддизме), - становится понятным, что это иной опыт по отношению к браку, иной чуть. (Если на каждую девушку смотреть как на потенциально разлагаю­щийся труп, возможность брака автоматически исключена.) Конечно, нельзя не заметить, что знание опыта древней христианской монашеской .аскезы полезно для решения некоторых проблем в половой сфере, даже необходимо. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил: «Дев­ство и брак не для всех, но целомудрие для всех». Как известно, подвиж­ники боролись не только с внутренними страстями, но и с привходящими извне злыми духами - «бесами», как бы соответствовавшими в дьяволь­ском мире каждому душевному и телесному греху. Блудная страсть признавалась одной из самых сильных и трагических в судьбе человека, но если монах побеждал ее в себе или (в редких случаях) вообще ее не ведал, то подчас он подвергался внешнему воздействию беса блуда. «Когда человек Божий все почти победит страсти, остается еще растущим бес. томящий тело, возбуждая его огненным некиим движением к похотению плотскому. Бывает же сие с телом, потому что такая сласть похотная свойственна естеству нашему... почему она и неудобь побеждаема, а потом, и по попущению Божию. Ибо, когда Господь увидит кого из подвижников слишком высоко восходящим в преумножении добродете­лей, тоща попускает ему иной раз быть возмущаему сим скверным бесом, чтобы он почитал себя худейшим всех живых людей. Такое нападение. иногда бывает после совершения добрых дел, а иногда и прежде, чтобы движение сей страсти заставляло душу казаться пред собой непотребнейшею, как бы ни велики были совершенные ею дела. (Против сего беса) будем бороться воздержанием, безгневием и углублением памяти о смер­ти, чтобы... чувствуя в себе непрестанно действо Святаго Духа, соделаться в Господе выше и это страсти», - говорит блаж. Диадох. Бес блуда - это как бы некий духовный вирус, разжигающий - против воли и, если можно так выразиться, не ко времени и месту, - похоть, вызывающий забвение Божьего присутствия, оглупляющий и порой доводящий до безумия.

И если верующий человек имеет об этом некое знание и «методику» борьбы, то непросвещенные совершенно не защищены от сего беса, чем и объясняется недоумение врачей и журналистов, вначале заигрывающих с распущенностью и извращенностью, а затем ужасающихся конкретными из ряда вон выходящими случаями половых преступлений.

Разговор о блудном бесе имеет еще один оттенок. Христианство называет человека падшим и наше «нормальное» состояние противоестественным, ибо человек выбрал зло и грех, часто выбирает и поныне. Но человек никогда бы не выбрал зла, если бы дьявол не сделал его привлекательным. Весь аскетический опыт христианства свидетельствует о чрезвычайной «сладости» греха, тем более греха блудного. В рассказе о гибели Содома читаем о жене Лота, которая оглянулась на гибнущий город и превратилась в соляной столп. Так порой человек, решившийся отказаться от распутной жизни, долго еще не находит для этого сил, ибо воспоминания возвращают его к картинам притягательности блуда. (Человеку девственному и неискушенному в этом смысле гораздо легче.) Поэтому блуд, будучи отвратителен по существу, в образах и видениях становится привлекательным. Во время блудного искушения необходимо в молитве увидеть пустоту и гибельность этой привлекательности пред Лицом живого Бога, ибо двум господам служить невозможно.

О чувственном экстазе. Среди нынешних «откровений» в сфере половой жизни (хотя это всё забытое старое) часто к месту и не к месту говорят о высшей точке любовного акта, сопровождающейся наслаждением и семяизвержением - так называемом оргазме. Об этом много написано с точки зрения медицинской и практической, но нам кажется, что с оргазмом связана некая тайна, которую можно понять только в религиозном смысле. Уже было сказано, что брачные половые отношения связаны с тайной Божественной любви и Творением, зачатием нового. Высшим и завершительным моментом этих отношений и является оргазм. При этом человек как бы возносится на уровень, равному которому по силе душевных и телесных ощущений нет в любых других его жизненных занятиях. Причем длится это лишь несколько мгновений. Как только акт любви завершился, происходит довольно резкое снижение ощущений, человек возвращается в привычную сферу. Многие этот возврат воспринимают с оттенком уныния от кратковременности испытанного с любимым человеком счастья в единении (любопытно, что великие христианские мистики во время молитвы испытывали совсем иной - духовный - экстаз, восхищение, а потом тосковали из-за краткости того состояния).

Итак, оргазм - это миг единения, восхождения, наслаждения, возможного зачатия и возвращения с переживанием кратковременности происшедшего. Но это означает, что момент оргазма есть чувственный, зримый символ «воспоминания» о потерянном рае, то есть о бывшем до грехопадения общении с Богом и друг с другом, в любви; жалкий и временный слепок с будущей вечной и духовной радости Царства Христа.

VII. Проблемы зачатия

В современном мире большинство людей любит детей. «Детям - все лучшее», «Дети - цветы нашей жизни» - эти лозунги были очень гаспространены у нас в недавнее время. И даже если лозунги эти были только на словах, само подобное отношение к детям кажется естественным и извечным; мало кто задумывается о примерах совсем иного отношения древних культур, когда не совсем здоровых детей разбивали о камни (Спарта), приносили своих «первенцев» в жертву (Финикия), закапывали живых девочек, как лишних представительниц «второсортного» пола, в песке (домагометанская Аравия).

«Не препятствуйте (детям) приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14), - говорит Христос. Христианское отношение к детям вроде бы постепенно утвердилось в мире (очень постепенно: вспомним работные дома в Англии, детей «врагов народа» в СССР, детскую проституцию в Сингапуре). Но умиленности и сердобольности добропорядочных людей в условиях кризиса далеко не достаточно; наша страна здесь бьет рекорды: огромный процент брошенных или проданных детей, в том числе детей-инвалидов; детей, которых психически и физически калечат родители - безбожники, алкоголики, насильники; детей, которые с доверчивой вначале, а затем сломанной и даже испорченной душой пытаются растить себя сами, оставленные на произвол мира, лежащего во зле; не говорим уже о миллионах абортов. В последний год смертность в России превысила рождаемость - это результат «смутного времени», хотя снижение рождаемости в цивилизованном мире вообще является одной из закономерностей природы, замеченной еще Вл. Соловьевым: «В пределах живых, размножающихся исключительно половым образом, чем выше поднимаемся мы по лестнице организмов, тем сила размножения становится меньше, а сила полового влечения, напротив, больше... У человека сравнительно со всем животным царством размножение совершается в наименьших размерах, а половая любовь достигает... высочайшей силы».

Безусловно, современный мир, изменив отношения к половым процессам, теряя тайну брака, изменил отношение и к детям. В XIX в. у людей, богатых и бедных, рождалось до 12-15 детей, многие из них умирали еще младенцами, и человек говорил: дети - дар Божий, Бог дал - Бог взял, Он силен дать еще. Человек XX века в этом отношении подозревает своего предка в прикрытом религиозностью подсознательном равнодушии к личности ребенка и предпочитает иметь двоих, но по силе прокормить их и дать образование, нежели «плодить нищету». В этом современный человек отчасти прав, ибо он интересуется личностью своего ребенка (в нормальной семье), хотя ему приходится больше дрожать за своего порой единственного «наследника». Человек прошлого века, как и за тысячу лет до него, доверял число детей, их пол, здоровье, долголетие Богу. Человек нашего века пытается сам регулировать рождаемость и даже пол. И это в то время, когда одна половина всего количества родителей мечтает иметь ребенка и добивается этого любым способом, начиная с покупки сирот и заканчивая зачатием в «пробирке», другая половина уничтожает зачатую жизнь или всеми способами не дает зачатию произойти.

Противозачаточная деятельность человечества (осуждается Католицизмом на официальном уровне и Православием на частном) имеет причины субъективные (вина) и объективные (беда).

К первым относится только одна: половые отношения, переставая быть частью тайны Божественного замысла о человеке и превращаясь в «секс», свидетельствуют об эгоизме «партнеров» - зачем им дети, которые их «свяжут», когда их цель не связь, а временное наслаждение временного союза.

Однако существуют причины иного рода. Во-первых, это тяжелые экономические условия, в которые поставлена молодая семья. Волей-неволей ей приходится регулировать и ограничивать число детей, вернее, отказываться от дара, который предлагается Богом. Это трагедия, которую переживают и верующие супруги, вынужденные пользоваться противозачаточными средствами и методами. «Добровольное ограничение в браке позволяется тогда, когда рождение ребенка связано с определенными опасностями. ...Супруги могут решиться на это лишь с молитвой ко Господу о руководстве и милосердии... С православной точки зрения, ни одно из противозачаточных средств не лучше другого - все они одинаково безрадостны для истинно любящих», ибо в акт любви (Бог есть любовь, и в любви «зачал» мир) вносится страдание от внутреннего раздвоения. Но дело не только в этом. Конечно, есть семьи, где идут на благородный риск и вопреки всему, надеясь на милость Божию, рожают 5-10 детей. Но в целом использование противозачаточных средств, в частности, презервативов, там, где существует брак, где отношениями движут не эгоизм и похоть, свидетельствуют об ответственном подходе человека к планированию своей семьи, ибо в отличие от животного ему дано это право.

Во-вторых, это причины медицинского характера, разного рода противопоказания, в основном у женщин. Необходимо помнить о том, что беременность и роды сильно изнашивают организм женщины.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Возникла своеобразная мифологическая схема истории половой моралипервобытная беспорядочность отношений
4 зачатия
Кто безумней желаньем кипит открытым стыдливой

сайт копирайтеров Евгений