Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Где смог бы язычник-инка, не ведающий иудео-христианского просветления, найти решение этой задачи?

Ответ довольно прост: в старых традициях, покойно дремлющих в его собственной культуре. Что такое возможно, предвидел никто иной как апостол Павел, когда он писал, что Теос в прошлом "попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе" (Деян. 14:16-17, выделено мной).

Пачакути взял свидетельство, извлеченное им самим из наблюдений над мирозданием, и поставил его рядом с почти иссякшей в культурной традиции инков памяти о Виракоче - Господе, всемогущем Творце всего.

Единственным, что оставалось от прежней верности инков Виракоче, был храм Кечуаканча, расположенный в верховье долины Вильканота. Пачакути также вспоминал, как его отец Хатун Тупак однажды заявил, что во сне получил наставление от Виракочи. Бог напомнил Хатун Тупаку, что он, Виракоча - истинный создатель всего. Хатун Тупак тут же (не признать ли это самонадеянностью?) взял себе новое имя - Виракоча!

Таким образом представление о Виракоче вероятно уходило в глубокую древность. Поклонение Инти и другим богам оказывалось с этой точки зрения лишь позднейшим превращением более чистой и истинной веры. Кроме того. исходя из описания Метро, можно сделать вывод, что образы, подобные Виракоче, широко распространены в индейской культуре "от Аляски до Тьерра дель Фуэго", тогда как поклонение солнцу встречается сравнительно в немногих районах.

Пачакути, видимо, посчитал, что его отец, совершив фундаментальное и драгоценное открытие, просто не придал ему того значения, которого оно заслуживало. И он решил, что, будучи сыном своего отца, разовьет истину, которой его отец лишь коснулся, до настоящих пределов (а может быть это истина развивала его до настоящих пределов?)

Бог, который создал весь мир, достоин поклонения - решил Пачакути. И было бы непоследовательно поклоняться части его творения, как ему самому. Пачакути принимает быстрое решение: эта псевдобожественная чепуха Инти занимала свое место достаточно долго, по крайней мере для него самого и его высокопоставленных подданных.

Царь приступил к действиям. Он созвал в прекрасной Кориканче совет жрецов солнца, если хотите - своего рода Никейский собор. Один ученый называет этот совет Конгрессом в Кориканче, приравнивая его тем самым к величайшим теологическим форумам в истории. На этом совете Пачакути изложил свои сомнения по поводу Инти в Трех пунктах:

1. Инти не может быть всеобщим, если дает свет одним, отнимая его у других.

2. Он не может быть совершенным, если он не в состоянии дать себе волю и отдохнуть.

3. Не может он быть и всевластным, раз малейшее облако способно его заслонить.

Затем Пачакути освежил угасшую память своих высокородных подданнных о Виракоче, перечислив его, внушающие благоговение, качества. Доктор Брандидж из Университета в Оклахоме следующим образом объединяет описание царем Виракочи: "Он - древний, недосягаемый, высший и извечный. Не нужны ему и грубые утешения супруги. Когда пожелает, он является триединым... в остальных же случаях лишь небесное воинство и архангелы сопутствуют его одиночеству. Он сотворил все народы, равно как и всех духов, своим Словом (эхо Гераклита, Платона, Филона и апостола Иоанна!) Он - владыка судьбы человека, питающий его и предопределяющий его сроки. Он - истинная суть жизни, ибо согревает людей с помощью сотворенного им сына Пунчау (солнечный диск, который каким-то образом отличается от самого солнца). Он - источник покоя и порядка. Он сам по себе - благословение, и питает жалость к ничтожеству людей. Он единый судит их и прощает, и дает им силу бороться со злом в них самих".

Затем Пачакути приказал, чтобы отныне и впредь Инти рассматривался лишь как "родственник" Бога - благосклонно созданное им существо. Молитвы же должны быть адресованы Виракоче - с глубочайшим благоговением и смирением.

Следствием этого "собора" явилось сочинение царем Пачакути почтительных гимнов Виракоче - тех самых, которые, видимо, вошли в коллекцию Де Молины.

Часть священнослужителей солнца реагировала "крайне враждебно". Решения Пачакути подрывали их законные права. Другие сочли логику Пачакути бесспорной и согласились на преданность Виракоче. Но и среди последних многие были обеспокоены одной практической проблемой - как себя поведут массы, когда жрецы солнца объявят им: "Все, чему наши священнослужители учили вас в последние несколько столетий, было неверным. Инти - вовсе не бог. Громадные храмы, построенные вами с таким трудом и благоговение - и по нашему распоряжению - больше ни к чему. Все ритуалы и молитвы, связанные с Инти, бессмысленны. Мы должны теперь начать все сначала, с новым истинным богом - Виракочей"?

Не посеет ли такое заявление цинизм в их души? А может даже приведет к народному восстанию?

Пачакути склонился к доводам политической целесообразности. "Он распорядился... чтобы служение Виракоче оставалось привилегией правящей знати, [поскольку оно]... является слишком тонким и отвлеченным делом для простых людей (sic!)".

Мы можем для справедливости приписать Пачакути надежду на то, что культ Виракочи, распространив со временем свое влияние, найдет путь и к низшим слоям населения. Но как раз времени-то у его многообещающей реформации оставалось не слишком много. Царь даже не предполагал, насколько роковым было его решение предпочесть в религиозных делах высшую знать. Общеизвестно, что исторически высшие классы - довольно кратковременное социальное явление. Выживают как раз обыкновенные средние люди. И это опять подтвердилось в отношении высшей знати инков. После смерти Пачакути - не успело еще закончиться столетие, как безжалостные испанские завоеватели уничтожили и царский род, и высшую знать. А поскольку низшие слои были обречены на духовную слепоту с их ошибочными представлениями об Инти и прочих ложных богах, они оказались неспособными продолжить реформы Пачакути. Таким образом, эта мини-реформация скончалась в детском возрасте.

Отчего империя инков пала в течение всего лишь столетия после своего расцвета при царе Пачакути? Был ли разгневан Виракоча тем, что высшая знать скрыла истину о его существовании от простых людей? И что бы случилось, если бы европейские христиане-миссионеры добрались до Перу на два-три поколения раньше, чем конкистадоры? Безусловно, то было наилучшим временем для принятия Благовествования. В царской семье, как и среди знати, интерес к единому всевышнему богу достиг высшей напряженности. И у принесших Благовествование было бы в распоряжении почти столетие для сбора славного духовного урожая, прежде чем грянуло нашествие конкистадоров. Более того, сами инки верили смутному пророчеству о том, что Виракоча однажды пришлет им благословение с запада, то есть - с моря. Но сострадательные христианские носители Благой вести, кто бы они ни были, упустили случай. Вместо них явился бессердечный завоеватель и торговец Писарро со своей армией грабителей. Писарро прибыл в Перу по морю и, притворясь, что действует от имени Бога, использовал надежды склонявшихся к единобожию инков, чтобы уничтожить и самих инков и их империю.

Но еще до Писарро похожие надежды ацтеков использовал для уничтожения их цивилизации Эрнандо Кортес. Насколько иначе развернулась бы история, если бы только истинные носители Благовествования пришли первыми! Не только для того, чтобы доставить Благую весть, но чтобы послужить ацтекам, инкам и другим, находившимся в опасности народам в качестве добровольных "юридических консультантов", обучая их, как обращаться с жестокой торгово-политической силой, готовившейся нагрянуть. Инки и ацтеки не поклонились бы тогда Писарро и Кортесу, как осуществлению пророчеств, поскольку пророчества к тому времени уже были бы осуществлены. И государства Майя, Инков и Ацтеков сохранились бы до нынешнего дня.

Сколько же иронии в том, что испанские католики в их рвении покончить с идолопоклонничеством уничтожили монотеистическую веру, которая фактически представляла собой временный Ветхий Завет, готовивший души тысяч людей к принятию доброй вести о воплощении Виракочи в Личность Сына Его. Заметьте, что я сказал "временный" Ветхий Завет, а не "подобие" Ветхого Завета.

Однако "рука" Омара Хайяма "без устали пишет". И "написав, опускается к новой строке". Слишком поздно теперь оживлять Пачакути и его народ, чтобы мы смогли поступить с ними справедливее, чем испанцы. Что важно сейчас? Чтобы мы, дети нашего, нынешнего времени справедливо вели себя с детьми потомков Пачакути, переживших испанскую бойню - с индейцами кечуа.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Термина распространенным среди христиан 7
Будешь ты в благословение
Охотники за головами скрежет правило
Благословение откровения образом
Привезти оттуда в афины человека по имени эпименид корабль сказала

сайт копирайтеров Евгений