Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Логика Иисуса была безупречной. Если людям предстоит обратиться от тьмы к свету, надо сначала открыть им глаза, чтобы они увидели разницу между светом и тьмой. А что необходимо, чтобы открыть людям глаза?

Нечто неслыханное!

Но что же такого невероятного мог Павел - рожденный иудеем и обратившийся в христианство - предложить наводненным кумирами Афинам, чтобы открыть им истину о Всевышнем? Вряд ли он рассчитывал, что в религиозной системе, полностью основанной на политеизме (многобожии), может содержаться хоть малейшее допущение, что монотеизм (единобожие) - лучше.

Да вот же! "Проходя и осматривая" (Деян. 17:23), Павел отыскал посреди этого мира нечто, вне этого мира стоящее - жертвенник, не связанный ни с одним идолом! Алтарь с любопытной надписью: "неведомому богу". Павел увидел разницу между этим алтарем и остальными кумирами. Алтарь был его союзником - ключом, который, вероятно, откроет замки умов и сердец этих стоических и эпикурейских философов. И когда они предложили Павлу изложить его взгляды в более подходящем для разумного спора месте, чем базар, он был к этому готов.

Ареной для Павла стал Ареопаг, то есть собрание на Аресовом холме - группа видных афинян, собиравшихся, чтобы обсуждать вопросы истории, философии или религии. Именно здесь, на этом самом холме почти шесть столетий назад Эпименид встал лицом к лицу с проблемой афинской эпидемии.

Павел мог бы начать свою речь на Аресовом холме, просто назвав черное черным. Он сказал бы:

"Мужи Афин, при всей вашей возвышенной философии вы все еще миритесь с идолопоклонством, хотя может быть и не участвуете в нем! Покайтесь - или вы погибнете!" И каждое его слово было бы истинной правдой!

Далее он мог бы попытаться "обратить их от тьмы к свету", как повелел Иисус. Но это было бы все равно, что в футболе рвануться вперед и оказаться один на один с вратарем, без мяча в ногах. Прежде нужно овладеть мячом. Именно поэтому Иисус поставил требование "открыть им глаза", в качестве предварительного условия для обращения людей от "тьмы к свету".

Павел "овладел мячом", сказав следующее:

"Афиняне, по всему вижу я, что вы как-то особенно набожны (удивительная сдержанность, учитывая отвращение, испытываемое Павлом к идолопоклонничеству). Ибо, проходя и осматривая ваши святыни (обладая биографией Павла, можно было бы назвать их и "мерзкими идолами"), я нашел и жертвенник, на котором написано НЕВЕДОМОМУ БОГУ."

Затем Павел произнес слова, ждавшие шесть веков, чтобы быть наконец сказанными: "Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам" (Деян. 17:22-23). Был ли Бог, которого проповедовал Павел, действительно чужим богом, как подозревали философы? Совсем нет! По словам Павла, Ягве - иудео-христианский Бог - был предвосхищен эпименидовыми жертвенниками. Таким образом. Он был Богом, Который уже принимал участие в жизни Афин. Разумеется, Он обладал всеми правами на провозглашение здесь Его Имени!

Но знал ли Павел историческое происхождение этого жертвенника и идеи неведомого бога? Есть свидетельство, что знал! Так как Эпименид, вдобавок к своей способности проливать свет на темные проблемы взаимоотношений человека с богом, был еще и поэтом!

И Павел однажды цитировал его стихи! Оставив посланником на Крите человека по имени Тит, чтобы укрепить на этом острове церковь, Павел позднее писал ему наставления, поучая, как себя вести с критянами: "Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые". Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере" (Тит. 1:12-15).

Слова, приводимые Павлом, взяты из стихов, приписываемых Эпимениду. Обратите также внимание на то, что Павел называет Эпименида "пророком" (profhthV). Это слово он обычно использует, говоря о пророках как Ветхого, так и Нового Заветов. И уж конечно Павел не удостоил бы Эпименида званием пророка, если бы не знал о его личных свойствах и деяниях! Человека, которого Павел цитирует, как обличающего определенные пороки в других, он по существу оценивает, как свободного от этих пороков.

Далее в своем обращении на Аресовом холме Павел утверждает, что Бог "произвел весь род человеческий... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас" (Деян. 17:26-27). Эти слова могут представлять собой косвенное упоминание об Эпимениде, как о язычнике, который "ощутил и нашел" Бога, хотя и с неведомым именем, но, как оказалось - находящегося недалеко! [*] .

Следует предположить, что члены собрания на Аресовом холме были знакомы с историей Эпименида по произведениям Платона, Аристотеля и других авторов. Они, должно быть, пришли в восторг от того, что Павел начал свою речь с тезиса, столь тонко отражающего точку пересечения двух культур. Но был ли способен этот воспитанный иудейским законоучителем Гамалиилом христианский апостол настолько удержать внимание мужей, достаточно долго питавшихся логикой Платона и Аристотеля, чтобы донести до них Благовествование?

После великолепного вступления успех Павла в главной части его речи зависел от одного обстоятельства. Назовите это "непрерывной логикой". До тех пор, пока каждое удачное заявление Павла будет логически вытекать из предыдущего, философы готовы его слушать. Но как только он позволит себе пропуск в доводах - они тут же его прервут? Таково было правило философского воспитания. которое они получили - дисциплина, которой они подчинялись сами, и каковой точно так же готовы были потребовать от любого чужестранца, утверждавшего, что он может предложить нечто, заслуживающее их внимания.

Могла ли попытка Павла благовествовать выдержать это тщательное испытание?

Несколько минут Павел в самом деле держался очень хорошо. Начав со свидетельства, явленного Эпименидовым жертвенником, он перешел далее к свидетельству о сотворении рода человеческого. Затем он продвинулся от свидетельства о творении к пустоте идолопоклонничества. К этому моменту он даже имел право определить афинское идолопоклонство, как "невежество", не потеряв при этом своих слушателей. Он сказал: "[Теос] ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа" (Деян. 17:30-31).

Иначе говоря, отыскав и использовав нечто неслыханное, чтобы "овладеть мячом", Павел "устремился к воротам", послушно исполняя второе указание Иисуса - он старался обратить афинян "от тьмы к свету". И тут Павел сказал: "Он [Бог] подал удостоверение всем, воскресив Его из мертвых"

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Символизируемый светящимся фонарем
вится милосердный господь
Открыть им истину о всевышнем вряд ли он рассчитывал
Влиянию христианства
Литературные памятники академии наук ссср памятники учениях

сайт копирайтеров Евгений