<<< ΛΛΛ >>>
Программа экзистенциальной интерпретации христианства, с которой выступил Бультманн, была наиболее острым
выражением индивидуального противостояния христианина тоталитаризму нацистского режима. Однако после второй
мировой войны такая позиция для многих оказалась уже недостаточной. Молодое поколение, вступившее в новую
историческую эпоху и вновь открывшее единство мира, не хотело мириться ни с приватизацией христианства, от с его
трактовкой как «гражданской религии». Разумеется, никто не помышлял о строительстве Царства Божия на земле. Речь
шла о том, чтобы заново открыть действенный смысл христианской надежды не только для себя, но и для других, чтобы
вернуть христианству мессианское измерение, а институализированной церкви - критическую фущщию по отношению к
любому обоготворению «уже».
Так родилась политическая теология. Ее инициаторы - протестантские теологи Юрген Мольтманн, Доротея Зёлле и
католический богослов Иоганн Вйдтирт Баптист Мец - принадлежали к поколению, детство которого совпало с
торжеством нацистского режима, а юность - с катастрофой войны и тяготами послевоенной разрухи. Это было
поколение, для которого вопрос о христианстве не отделялся от неиживаемого ужаса Освенцима.
«Мне было пятнадцать лет,- рассказывает Доротея Зёлле, - когда закончилась война, и эта величайшая историческая
травма, конечно, в значительной мере повлияла на мое развитие. Одним словом, я росла после Освенцима. Я прочла, что
на языке, который я так люблю,- языке Гете и Гельдерлина,- отдавались приказы об уничтожении людей, об их отправке
в газовые камеры. Узнав об этом, я больше не смогла оставаться в родительском доме, несмотря на весь его либерализм.
Потому что этот либерализм в общем-то ничего не сделал, чтобы предотвратить немецкую трагедию. Катастрофам,
обрушившимся на нас в этом столетии, он не смог противопоставить ничего, кроме относительной просвещенности,
относительного гуманизма и относительной гражданственности. Поэтому я обратилась к христианству. Я искала более
глубокого ответа на мучившие меня вопросы, прочного фундамента для надежды, что в судьбе моего народа еще уступит
перелом и ему простятся грехи его.
Несколько слов скажу еще об одном событии, имевшем для меня решающее значение. О нем сегодня редко
<<< ΛΛΛ >>>
Время как новейшая систематическая теология Новая политическая теология конструирует себя лишь посредством отрицания Современная естественнонаучная картина мира
|