<<< ΛΛΛ >>>
2
целостно и завершено в самом себе. Именно непрерывность и взаимосвязанность исторического процесса и дает право
говорить об ответственности человека перед историей. Во всяком случае, ход истории в современном его понимании
опроверг мифологическую эсхатологию. Мир по-прежнему стоит на своем месте, второго пришествия не произошло,
поколение первых христиан умерло с той же естественной необходимостью, с какой умирали люди до них и после них.
История не пришла к концу и, как знает каждый школьник, она и дальше будет продолжаться. Даже если мы и до-
пускаем, что мир, в котором мы живем, придет к концу во времени (например, в результате ядерной войны), то мы знаем,
что этот конец примет форму естественной катастрофы, а не мифического события, вроде того, что ожидает Новый Завет.
И если мы объясняем второе пришествие в терминах современной научной теории и пытаемся согласовать его, скажем, с
угрозой ядерной катастрофы, то мы тем самым занимаемся все той же — хотя и не сознательной! — критикой мифологии
Нового Завета.
Это вовсе не означает, оговаривается Бультманн, ни редуцирования, ни вычитания христианской мифологии в
современном христианстве. Мифология Нового Завета должна быть не отброшена, но экзистенциально
интерпретирована. Миф нуждается не в космологическом, а экзистенциальном толковании - только так он может
рассказать нам о специфической действительности человека, о его самопонимании перед лицом трансцендентного и,
таким образом, поставить перед решением в пользу подлинного иди неподлинного существования.
Так, христианская эсхатология, но Бультманну,- это экзистенциальное событие, совершающееся здесь и сейчас в
самом акте веры отдельного человека. Своим выбором, решением, своим «да» он вступает в осуществленность
ожидаемого «еще не». Возвещая свою веру, он реализует конец власти мира сего и его ценностей. Ибо для того, кто
действительно верит в абсолютную суверенность Бога, мир уже подвергся суду, его конец уже наступил, и всякие
<<< ΛΛΛ >>>
Поскольку в предвосхищении этой надежды всецелостность истории утверждается как стоящая под знаком Преподает фундаментальную теологию в университете мюнстера Определяемой основополагаюшей теологической установки политической теологии
|