<<< ΛΛΛ >>>
грессизма — как последовательное нарастание сил гуманности, социальной справедливости, экономического
процветания, всеобщего подъема знаний и морали. Однако после первой мировой войны от этих надежд не осталось и
следа. Последующее подчинение церквей тоталитарным режимам, распад того, что раньше именовалось «христианской
культурой», секуляризация христианских ценностей, утопический проективизм, идеологически интерпретировавший
Царство Божие как будущий коммунистический или национал-социалистический рай на земле — все это необычайно
сузило общественную значимость христианских перспектив. Христианская надежда вновь — как это бывало не раз —
свелась к принципу личного спасения в загробном мире, либо к идее «приватного», экзистенциально-
интерпретированного христианства.
Наиболее ярким выражением второй позиции стала концепция Рудольфа Бультманна, известного немецкого экзегета,
историка и теолога. В 1941 г. он выступил с программным докладом «Новый завет и мифология», в котором
представления о космической, исторической, социально-осуществимой в этом мире эсхатологии были решительно
отброшены как мифологические. Библейская и новозаветная эсхатология вместе с представлениями о трехэтажной
вселенной, добрых и злых духах или о грядущем на облаках Сыне Человеческом - это, согласно Бультманну, лишь часть
архаической картины мира, которая уже давно отжила свой век. Сохранять ей верность сегодня бессмысленно и
невозможно. Бессмысленно, потому что в этой мифологической картине мира нет ничего специфически христианского:
это просто космология донаучной эпохи. Невозможно, потому что никто не может принять картину мира актом воли, ибо
картина мира уже определена для человека тем местом в истории, которое он занимает. Такое принятие было бы связано
с отказом от мышления и могло бы привести только к своеобразной форме шизофрении и неискренности. Это означало
бы, что в области веры и религии мы бы опирались на картину мира, которую отрицаем в своей повседневной жизни.
Современная естественнонаучная картина мира не оставляет места для вмешательства Бога или дьявола и его
<<< ΛΛΛ >>>
- профессор систематической теологии университета в тюбингене Пришла церковь Лишь часть архаической картины мира Определяющими мироощущение основателей новой политической теологии
|