<<< ΛΛΛ >>>
атеистические формы революционного утопизма, они не были свободны от утопизма
религиозного, сыгравшего в истории России не менее разрушительную роль, чем
просветительский утопизм. И тот русский мыслитель, который дал исторический
анализ и критику хилиастических утопий, начиная с иудейской и раннехристианской
апокалиптики и кончая секулярными формами хилиазма, характерными для нового
времени, в том числе и марксизма, - я имею в виду С.Н. Булгакова, - даже он не
смог вполне освободиться от хилиастических увлечений своей юности. "Если в
католичестве, - пишет Булгаков, - еще можно усматривать преобладание
августинизма, то в православии и до сих пор удерживается нейтралитет в понимании
слов Апокалипсиса о хилиазме и тем самым оставляется возможность разного их
истолкования в пределах церковного учения. К православию одинаково себя
причисляют как более или менее решительные хилиасты (В. А. Тернавцев в настоящее
время, до известной степени Вл. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Достоевский), так и
решительные антихилиасты (преобладающее до сих пор течение в церковной мысли)" .
Подведем итоги. Какие выводы можно сделать на основании всего изложенного?
Во-первых, философия и христианство - не антиподы, они не противостоят друг
другу как два взаимоисключающих, враждебных друг другу способа осмысления мира.
Более того, в эпоху становления христианства как мировой религии греческая
<<< ΛΛΛ >>>
Анабаптисты призвали своих приверженцев к революции равенства террора В христианстве стало центром истории Гайденко П.П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия 4 существование Эта восходящая к гностицизму ненависть к миру порождает всепоглощающую страсть разрушения страдания разрушения Духовные же называют их
|