Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таковым рисуется христианином-предком «мес то адовое» и пребывание в нем душ грешных.

Нельзя, однако, здесь не отметить того факта, что большую часть адских мучений предок заимствовал из тех эсхатологических сказаний, преимущественно апок рифов, которые с христианством распространялись по Русской земле. Фантастические по преимуществу, эти сказания близко подходили к младенческому уму предка и производили на него своей наглядностью в представлении загробного мира сильное впечатление. Предок невольно поддавался их обаянию и многое из них заимствовал для своих представлений о загроб ной участи умерших. Так, например, в апокрифах: «Хождение Богородицы по мукам» и в «Хождении апостола Павла по мукам» [195, 23 - 30; 195, 40 - 58], в которых особенно подробно рассказывается, за какие грехи какие будут муки, мы находим следую щие виды адских мучений:

змеи ядовитым [195] будут: для блудников (26), блудниц (36) и для читавших св. книги и объясняв ших их другим, но не творящих волю Божию (26);

черви лютые: для ростовщиков (24, 51), калуге- ров, творящих блуд и оскверняющих св. Крест (36), дьяконов, берущих недостойные приносы (51), для немилующих вдов, сирот и нищих (52), для отрица ющих Воскресение Христово (55);

река огненная: до верха погружены в нее — «иже крьест чьнъш держаще кльноуться лъжами» (24); до шеи — евшие человеческое мясо (24); до пояса — дети, проклятые своими родителями (24, 33); до колен погружены — разговаривающие в церкви, рано выходя щие из нее, а также епископы, не ходившие в благоче стии, не творившие праведного суда, не миловавшие вдов и сирот и непризиравшие странных и убогих (50);

огненное озеро: для крестившихся, но делающих дела дьявольские (27);

смола кипучая: для жидов, мучивших Иисуса Хри ста (27, 37), для блудивших с кумами, матерями и деть ми, для отравителей, разбойников и детоубийц (27);

повешение за язык: для клеветников и для тех, которые разлучают брата от брата, мужа от жрны (25, 35); пропасть огненная: для поганых, сотворивших милость, но не признавших Бога (53);

пекло, преисподняя, жаркий огонь: для чернориз цев неправедных, похотников и не миловавших си- рот (53);

одр огненный: для тех, которые в святую неделю к заутрени не вставали по лености (25, 34);

столы огненные: для тех, «иже попов не чьтоут, то ни встают им, егда приходят от церкве Божые» (25, 34),

Как видим, мучения, которые назначаются греш никам в приведенных апокрифах, мы встречали и в представлениях предка, выраженных в тех духов ных стихах, которые он сложил по принятии хрис тианства, которые распевал сам и которые еще и поныне распеваются на Руси «калеками перехожи ми». Как там, так и здесь из видов мучений указы ваются: змеи ядовитые, черви лютые, река огненная, смола кипучая, повешение за язык, пропасти огненные и преисподняя; видно даже сходство в рас пределении адских мук между грешниками. Так, блудникам, как там так и здесь назначаются — змеи ядовитые, ростовщикам — черви лютые, клеветни кам — повешение за язык. Однако, заимствуя мно гое из апокрифов, предок давал много и своего. Его фантазия находила помимо апокрифов новые виды мучений: морозы лютые, смрад-чад, терзание пла мени, повешение за хребет, полки горячие, возка дров для подтопки адских горнов, выгребание из печки жара руками и проч. Кроме того, как видно из духовных стихов, предок чаще останавливался на грехах против ближних: убийстве, воровстве, чародействе, клевете, ябеде и т. д., чем апокрифы, в которых хотя и указываются грехи против ближ них, но на первый план преимущественно выдвига лись грехи против Бога — грехи веры: неверование в Бога, отрицание воскресения и Иисуса Христа, непризнание Его Богом, нехождение и нестояние в церкви и т. п.

Внося в свои прежние представления о загроб ной жизни представление об аде с его мучениями, предок вносил в свои понятия и идею о загробном суде, которой в язычестве у него не было.

Идея загробного суда явилась у предка не случайно — она явилась как плод принятых им хрис тианских понятий о добродетели и о грехе. Добро детель должна быть вознаграждена — грех нака зан. Очевидно, что должно быть и то, что могло бы дать правильную оценку и определить соответству ющее вознаграждение или наказание, т. е. должен быть суд над душами. Распространявшиеся с христианством по русской земле различные эсхатоло гические сказания, говорившие о всеобщем суде и о частном 124 , давали фантазии предка обильный ма териал для представления этого суда. Народ вос пользовался их сюжетами, облек идею загробного суда в чувственные образы, и у него сложилось представление, по которому душа по смерти восхо дит на небеса к Богу,

К Самому Христу, Сыну Божию, К Сыну Божию, к Судье Праведному [22, № 490].

Здесь над ней происходит суд. Христос — «Су дья Праведный» — спрашивает явившуюся душу:

Слышала-ль она звону колоколънаго, Перенимала-ль читальице церковное, Слышала-ль пение Господнее, Почитала-ль отца духовнаго.

'"Из сочинений, изображающих суд Божий, особенно были рас пространены в Древней Руги: Слова св. Ефрема Сирина, Слово Пал ладия Мниха и Житие Василия Нового.

 

Имела-ль среду и пятницу,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Что же касается самой страны умерших представление пространство
Или в песне два брата с сестрою говорится два су бора напоредо расла
Указание на такое их представление находим в илиаде
Повешение за хребты над калеными плитами
Иным будет грешникам зима зла студеная

сайт копирайтеров Евгений