Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Одевалаль нагаго,

Обувала-лъ босаго.

Кормила ль голодного.

Укалывала ль слепому дороженьку?

[22, № 490]

Иначе: Судья-Христос спрашивает явившуюся душу, творила ли она, живя на земле, добрые дела? Душа держит ответ [22], причем ей приходится го- ворить правду, ибо каждая ее неправда будет изоб личена, так как каждый грех каждой души, по представлению предка, «записан в книги святые», в «кни ги евангельские» [22, 156, 158, 171] и «нельзя грешным грехов потаить» [22, 171].

Сам же суд над душой происходит через взве шивание добрых и дурных дел души. Добрые дела души, по представлению предка, полагаются на одну чашку весов, а на другую — злые; и, смотря по тому, которая чашка перевешивала, душа определялась «Судьей Праведным» или на жительство в рай, или изгонялась в ад, «в места темныя»,

Во тьму во кромешную,

В пропасти глубокий [22, 178].

Такое представление предка сохранили нам ду ховные стихи и лубочные картины, изображающие частный суд, из каковых одной из древнейших счи тается картина, написанная Авраамием Смоленским, умершим в 1221 году 125 .

Однако прежде совершения над душою суда она, по древнерусскому представлению, должна была

'- 5 Буслаев в своих «Исторических очерках» говорит, что сюжет картины заимствован Лвраамием из Жития Василия Нового [33, /19], но мне кажется, что не только Жигис давало Авраамию материал, но и народное представление частного суда, ибо здесь видна более простая форма представления частного суда, а древнерусский чело век, говорит Буслаев, отличался неподвижностью в идеях [33, 149].

 

пройти мытарства. Представление о мытарствах пре док низвел до уровня своего наивного понимания и прежнего материального способа представления. После смерти душа, по представлению предка, не сразу отправляется на суд к Богу. Она первые два дня блуждает по земле «ищущи, яко горлица гнезда» [142, 361]. В третий же день по своем исходе из тела, душа идет на поклонение к Богу, и после это го она водится по мытарствам, где истязуется пока занием всех дурных дел, совершенных человеком при его земной жизни. Во время всего путешествия души по разлучении ее с телом ее сопровождает свет лый дух. На мытарствах светлый дух старается за щитить душу показанием добрых ее дел. На четвер тый день душа снова является к Богу для поклоне ния Ему. После этого поклонения душе показывается рай, по которому она ходит до двадцатого дня. В 20-й день душа в третий раз является на поклонение Богу и затем ей показывается ад, где она видит различ ные мучения грешников. Это хождение по аду про должается до сорокового дня, в который душа в последний раз поклоняется Богу и по Его суду определяется ей местом жительства рай или ад, смот ря по тому, что «уготовала душа себе при жизни» [142, 369].

Представления мытарств, хотя и даны были пред кам книжной литературой, преимущественно Жити ем Василия Нового, которое в Древней Руси особен но было распространено, о чем свидетельствует множество списков этого сочинения, рассеянных по всем концам нашего отечества 126 , однако они получили у них право гражданственности и как отображение их

126 О влиянии Жития В. Нового, а также и других, перешедших на Русь эсхатологических памятников, на русскую письменность и на народные воззрения подробнее смотри: [162, 148\.

 

взгляда явились в русских синодиках, а также и в духовных стихах.

Возьмут душу грозные ангелы, —

говорится в духовных стихах, —

Понесут они душу грешную

Да по воздуху по небесному —

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

религиоведения Соболев А. Загробный мир по древнерусским представлениям 13 вертепах
Перед последним кушаньем
В одном стихе о страшном суде говорится течет речка огненная
Иным будет грешникам зима зла студеная
религиоведения Соболев А. Загробный мир по древнерусским представлениям 2 великаго

сайт копирайтеров Евгений