Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

виду пар, который принимают за душу умершего, воз носящегося на небо [219, 370].

Наблюдая явления природы, предки наши не могли не заметить и того обстоятельства, что дым или пар в пространстве принимает вид облака. Это, в свою очередь, дало им повод представлять душу в образе облака. Остатки такого представления мож но видеть в сохранившейся похоронной причети, где говорится:

Как душа да с белым телом ликовалася. Быв, как облако, она да подымалася [18, 205].

Душу облаком представлял и родственный нам народ — греки. Указание на такое их представление находим в «Илиаде», где говорится, что душа Пат- рокла ушла от Ахилеса, как облако сквозь землю [52] 23 .

Таковы были первоначальные представления предка о душе. Эти представления были у него в период бессознательного обоготворения сил приро ды. Древний человек в это время догадывался о душе как о силе только по тем проявлениям творческой деятельности, какие замечал в окружающем его воз духе, огне и других вещественных элементах.

Когда же первобытный человек стал отличать то, что он видел, от того, что побуждало видимое к дей ствию, словом — отличать внутреннее от внешнего, — тогда представление души из области стихийной перешло в область зооморфическую, и в этом направлении он стал представлять ее в образе птицы, бабочки, мухи или вообще крылатого насекомого. Основание такого представления, по объяснению г. Афанасьева, таится в отдаленных веках язычества, когда молниям

23 Тирольские крестьяне верят до сих пор, что душа человека выходит изо рта в виде белого облака [186, 15].

придавался мифических образ червя, гусеницы, а ветрам — птицы, душа человеческая роднилась с теми и другими стихийными явлениями, а потому в представ лении древнего человека она принимает и те образы, какие давались им грозовому пламени и дующим вет рам [13, 214 - 215].

Остаток древнего представления души в образе крылатых насекомых мы и посейчас встречаем на Руси. Так, напр., в Ушицком уезде душу народ пред ставляет в виде мухи [199, 149]. В Грубеновском же уезде простолюдины думают, что душа летает во вре мя сна человека летучей мышью [199, 149]. Душа ведьмы, возвратившейся с ночных похождений, летает, по народному поверью, около своего тела му хою и пчелою, пока не попадает в тело — свое жили ще [13, 218; 75, 195]. В Ярославской и Олонецкой гу берниях на бабочку смотрят как на душу человека, называя ее «душечкой» [13, 216; 18, XIII ; 91, 193; 224, 277].

Если же мы обратимся к родственным нам на родам, то и у них мы найдем отголоски древнего представления души в образе насекомых. Еще в древ нюю эпоху греки бабочку считали душою человека. Они называли ее « petomenh yuch » — летающая душа. Слово « yuch » у них означало как душу, так и бабочку. Современные же греки называют бабочку « yucarouda » — душечка 24 . Славяне-сербы рассказы вают, что душа BJeniTH 4 bi (ведьмы, колдуньи) лета ет во время сна бабочкой или птицей, и если спя щую в^ёштицу перевернуть головою туда, где были ее ноги, то возвратившаяся душа не найдет входа в свою телесную обитель и будет продолжать летать

21 «В]ештица се зове жена, Koja , има у себи некая ^аволски дух, кози у сну не изи1де и сотвори се у лепира, у кокош или у Цурку» (в бабочку, курицу или индейку) [234].

[13, 216]. Считают бабочку душою человека также чехи и болгары [13, 216; 91, 193] 2 i .

Что же касается представления души в образе птицы, то остаток его мы находим в похоронной при- чети, где часто встречаем такие обращения к умер шему:

Появись приди, надежная головушка,

Хоть с чиста поля явись ясным соколом,

Со темных лесов явись сизым голубем,

Хоть с глубоких озер серой утушкой

[18, 174],

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На заре христианства мы встречаем указание на страну умерших под словами нав
Свет родиму мою матушку получив благодарит
По представлению предка представления представление
От языческого периода русского человека нам
Домовой это теперь своенравный дедушка

сайт копирайтеров Евгений