Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

118 Флоренский П.А. Сочинения. Т.1. Столп и утверждение истины (I). М., 1990, C. 3.

119 Там же, C. 488.

120 Там же, C. 43.

121 Если в самом Евангелии о самом Богооткровении сказано: Исследуйте писания (Иоанн 5 : 39), то, очевидно, что и догматы Церкви вряд ли могут быть вполне выведены за сферу применимости разума.

122 Ересь Аполлинария Лаодикийского (IV в.), согласно которой Христос в Вочеловечении не "воспринял" человеческий разум; осуждена на двух поместных соборах 381 и 382 гг.

123 См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. IV. М., 1993, С. 346-347.

124 Подробнее о средневековых позициях по этому вопросу : Шишков А.М. Философия как служанка теологии": удался ли схоластичесмкий эксперимент? // Рождественские чтения 2000. Христианство и философия. М., 2000, С. 59 - 73.

125 Под критическим здесь подразумеваются философские ресурсы отличения от догматов псевдодогматов, под "эвристическим" - возможности предположений относительно будущих догматических определений. Таким образом, философская рациональность может быть привлечена и к уточнению проблемы возможности "развития догматов" [Лекция 6.3].

126 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, С. 10 - 11.

127 Таково, по-существу, определение и последнего по времени из учебников по данному предмету в отечественном богословии, согласно которому нравственное богословие есть "учение Церкви о нравственному сознании и нравственном поведении человека". // Архим. Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, С.5.

128 Прот. Георгий Флоровский, пытаясь выразить то, что по-существу невыразимо, правильно указывал, что понятие обожения "способно запутать, если мыслить в "онтологических" категориях. Это правильно: человек попросту не может "стать" Богом. Но святые отцы мыслили в "личностных" категориях, и в этом месте имелась в виду тайна личной общности (с Богом). Theosis означает личную встречу. Обожение и есть эта внутренняя встреча человека с Богом, в которой все человеческое бытие, так сказать, к ак в половодье наполняется Божественным присутствием". - Цит.по: Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. М., 1999, С. 160.

129 Весьма характерно, что некоторые Отцы Церкви прямо отождествляли то, что называется нравственным богословием, с тем, что здесь обозначается как теотека. См., в частности Преп. Симеон Новый Богослов. Нравственные Слова. Кн.1, гл.6. О том, как все святые соединяются со Христом Богом и становятся одно с ним. // Альфа и Омега, 1996, № 9/10, С. 97-100.

130 В качестве прямого антипода христианскому закону обратнопропорциональной зависимости между духовными достижениями человека и его самооценкой можно представить иерархию ступеней "прогресса" бодхисаттвы, получившее нормативную трактовку в трактате "Дашабхумика-сутра"(II - III вв.) традиции йогачары. На первой ступеньке, "радостной", начинающий бодхисаттва овладевает совершенством щедрости, попечителен о всех, сострадает живым существам, которые не заботятся о своем "освобождении", и готов пожертвовать ради них женами, детьми, членами тела, здоровьем и самой жизнью, но "радостной" эта ступенька оказывается потому, что уже на ней он ликует из-за своего превосходства над "обычными людьми". Далее следует стадия "незагрязненности", на котором адепт овладевает совершенством нравственности (шила), а затем стадия "лучезарности", когда он становится способным к уразумению сокровенных умозрительных истин и овладевает совершенством терпения (кшанти), ибо денно и нощно упражняется в изучении махаянских сутр: теперь он уже должен излучать свет в небесных регионах. Постепенно он должен достичь последней, десятой ступени "облако учения" (дхармамегха): с облаком он сравнивается потому, что, подобно тому, как оно проливает дождь, так и он будет "дождит" свои милости на все живые существа и должен стать уже Майтреей, который ожидает своего часа на небе тушита, чтобы явиться на землю новым буддой. Так восхождение адепта, начавшееся с ликования по поводу превосходства над "обычными людьми", завершается полнотой самообожествления с претензией на восседание на "небесных престолах".

131 Это следует уже из первой интерпретации Иисусом Христом Моисеевых заповедей в Его нагорной проповеди: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... (Матфей 5 : 21-22). В своем толковании к этим стихам свт. Иоанн Златоуст поясняет: "Кто не предается гневу, тот, без сомнения, не решится на убийство; кто обуздывает гнев свой, тот, конечно, не даст воли рукам своим. Корень убийства есть гнев. Поэтому, кто исторгает корень, тот, без сомнения, будет отсекать и ветви, или - лучше - он не даст им и возникнуть". - Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского избранные творения. Толкование на святого Матфея евангелиста. Т.1. СПб., 1993, С.177.

132 Преп. Симеон Новый Богослов, комментируя Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, и они да будут в нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня (Иоанн 17: 21), раскрывает смысл выраженного здесь догматического основания обожения: "ведь Он дарует нам стать с Ним в такие отношения по положению и благодати, какие у Него от природы существуют с Отцом Его". - Преп. Симеон Новый Богослов. Нравственные Слова. Кн.1, гл.6. О том, как все святые соединяются со Христом Богом и становятся одно с ним, С. 98.

133 Существо христианской антропологии состоит в том, что к священнослужению как молитвенному общению с Богом (ради которого, в конечном счете, и создан был человек) и предстательству в нем не только за себя, но и за всю Церковь призван каждый христианин, а не только рукоположенный. Ср. апостольское обращение ко всем христианам: И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Петр 2:5).

134 Приведенный евангельский текст никак не позволяет, таким образом, считать, как это иногда делается, что даны заповеди только о любви к Богу и ближнему и ясно указывает на то, что заповедь о любви к ближнему строится, в определенном смысле, по образцу заповеди об истинной любви к себе (тот, кто не желает подлинного добра себе, никак не может заботиться о других). Потому правильно поступали те авторы, которые излагали заповедь о любви к себе между двумя другими (а не после них). См., к примеру, из старых работ: Бажанов В.Б. Об обязанностях христианина. СПб., 1848. Уже согласно блю Августину, если человек любит Бога, то он не заблуждается в любви к самому себе, а также заботится и о том, чтобы ближний также любил Бога (О Граде Божием XIX.14).

135 Ср. стандартное определение: "Православное нравственное богословие есть наука, систематически излагающая христианские истины и правила христианской деятельности или христианские обязанности, на основании Слова Божия и согласно учению Православной Церкви..." - Архим. Гавриил, ныне епископ Старицкий. Православное нравственное богословие, составленное применительно к программе семинарского курса. Тверь, 1891, С.1.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

При наличии темы
Большинство других направлений философии
религиоведения Шохин В. Теология. Введение в богословские дисциплины 12 явлений

сайт копирайтеров Евгений