Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

99 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992, С. 27 (I.14).

100 Церковь признает семь Таинств (которые следует отличать от обрядов): Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Брак, Елеоосвящение, Священство.

101 Формулировка догмата 367 отцов седьмого Вселенского Cобора об иконопочитании.

102 Формулировка свт. Григория Паламы, вынесенная в сам подзаголовок его диалога "Феофан" (1342 г.).

103 В тринитарном монотеизме христианства осуществляется "снятие" основного различения "естественного разума", непреодолимого для "рациональной теологии" cм. [Лекция 4.2] - различения единства и множества.

104 Ср. "определения" в "Таинственном богословии" (гл. 5) Псевдо-Дионисия (ок. Vв. ): "Поднимемся еще выше и скажем, что она ("Причина всего, сущая превыше всего" - В.Ш.) не есть ни душа, ни ум и не обладает ни представлением, ни мнением, ни разумением, ни мыслью и сама не есть ни разумение, ни мысль. Она неизреченна и непомыслима; она не есть ни число, ни устроение, ни величина, ни малость, ни равенство, ни не-равенство, ни подобие, ни не-подобие. Она не недвижна, и не двигается, и не пребывает в состоянии покоя; не обладает силой и сама не есть ни сила, ни свет; не обладает жизнью и сама не есть жизнь. Она также не есть ни сущность, ни вечность, ни время. Потому до нее невозможно коснуться мыслью." (пер. С.С. Аверницева) // Антология мировой философии в четырех томах. Т.1.Ч.2. М., 1969, С. 609. Ср. "определения" Халкидонского собора : две природы Иисуса Христа как соединенные "неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно".

105 "Итак, обобщающими именами, принадлежащими целому божеству... суть: сверхблаго, сверхбожество, сверхсущность, сверхжизнь, сверхмудрость..." // Там же, С.612.

106 Как подчеркивал выдающийся русский богослов ХХ в. прот. Николай Афанасьев, "в экклезиологии мы можем спокойно складывать местные Церкви; но мы постоянно будем иметь сумму, которая не больше, чем одно слагаемое. Действительно, в экклезиологии единица плюс единица дает всегда единицу. Каждая местная Церковь манифестирует всю полноту Церкви Божией; ибо она и есть Церковь Божия, а не всего лишь часть этой последней". - Цит. по: Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. М., 1999, С. 174.

107 Именно поэтому все христологические ереси (арианство, аполлинаризм, нестрианство, монофизитство, монофилитство) нашли свое отражение и в истории учения о Церкви. См.: Лосский В.Н. Подводные камни экклезиологии. // Альфа и Омега, 1995, № 6, С. 119-126.

108 Первый путь полностью "закреплен" в католическом богословии и был воспринят представителями классической школы русского богословия в XIX в. начиная с митрополита Макария (Булгакова). В ХХ в. по нему следовали такие крупные православные богословы, как Х. Андруцос, Д. Стинилоае. В.Н. Лосский придерживался мнения, что второй путь более соответсвует православному богопознанию. Однако он также цитирует одно из самых возвышенных речений подлинно "опытного" богословия свт. Григория Богослова (Слово 40, на Крещение), из которого следует, что Учитель Церкви мог бы одобрить оба пути: "Я еще не начал думать о Троице, как Едъница снова охватывает меня. Когда Один из Трех представляется мне, я думаю, что Это целое, до того мой взор наполнен им, а остальное ускользает от меня; ибо в моем уме, слишком ограниченном, чтобы понять одного, не имеется больше места для остального. Когда я объединяю Трех в одной и той же мысли, я вижу единый светоч, но не могу разделить или рассмотреть соединенного света". - Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, С. 28.

109 См.: Архим. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб., 1849 и Епископ Сильвестр (Малеванский). Опыт православно-догматического богословия (с историческим изложением догматов). Т.1. Киев, 1892.

110 Подробнее: Прот. Ливерий Воронов. Догматическое богословие. СПб., 1994, С. 58-76.

111 Цит. по: Христу П.С. Учение святителя Григория Паламы о двойственном знании. // Альфа и Омега, 2001, № 29, С. 127.

112 Так, в школе санкхья, специфически близкой буддизму, была сформулирована система 60 предметов учения, отделяющих ее от других мировоззренческих систем, из которых 9 относятся к онтологическим характеристикам взаимодействия двух первоначал мира - первоматерии Пракрити и субъекта Пуруши, один - к телесному существованию индивида после достижения "освободительного знания", а 50 складываются из исчисления разновидностей состояний сознания.

113 Подробнее в связи с дальнейшим материалом настоящей лекции: Шохин В.К. Христианские догматы и философская рациональность: конфронтация или синергия? // IX Рождественские образовательные чтения. Богословие и философия: аспекты диалога. Сборник докладов конференции (25.01.2001, Институт философии РАН). М., 2001, С.185-223.

114 Декан теологического факультета или заведующий соответствующей кафедрой, особенно если он много публикуется и цитируется, считает вполне возможным строить на основании своих личных философских представлений собственную экклезиологию, христологию, пневматологию и даже триадологию, хорошо разбираясь во взаимоотношениях Трех Лиц (в которые, как ему представляется, он имеет доступ беспрепятственный) и создавая впечатление, что почти вся двухтысячелетняя история христианского богопознания имеет для его выкладок не более, чем "факультативное" значение.

115 В последующих изданих этой первой системы лютеранской теологии его позиция по отношению к разуму в богословии смягчается.

116 Kierkegaard S. Tagebьcher. Bd. I. Mьnchen, 1953, S. 52.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С православной оценкой этих явлений можно ознакомиться по основы социальной концепции русской оценкой русской
Как таковой в качестве одной из богословских дисциплин правомерны ввиду содержания пророков
Действовало 6 евангелических теологических факультетов в университетах берлина

сайт копирайтеров Евгений