Пиши и продавай! |
40 Мистагогия - учение о церковных таинствах, прежде всего о Евхаристии. 41 В Александрийском училилище соблюдался пятилетний срок обучения (следовавший за предварительным испытанием учеников), обычный для школ платонических и пифагорейских. На начальной стадии, как и в эллинских школах, изучались "предварительные" предметы - диалектика, математические дисциплины и естествоведение, за которыми следовало изучение философии. Различие состояло в том, что в Александрийском училище за философией следовало богословие, но параллели можно обнаружить и здесь - ср. выше [2.1] само "пифагорейское" название школы, в котором обозначено обучение "богословию" как ѓerХj lТgoj. Другие сходства: школа возглавлялась одним "схолархом" (имевшим помощника) и обучение было бесплатным (в отличие от софистов). 42 Основным учебным институциям рассмотренного периода посвящено обстоятельнейшее исследование: Дьяконов А.П. Типы высшей богословской школы в древней Церкви (III - VI вв.). // Российский православный институт. Ученые записки. Вып.3 (Патрология). М., 1998, С. 6 - 55. 43 Знаменитое сочинение "О граде Божием" (410-427) охватывает множество тем в рамках "богословия истории" и является скорее итогом богословской рефлексии бл. Августина, чем отдельным "трактом". 44 Статус "теолога" как наставника клириков в истолковании Св. Писания и в пастырском богословии был в Римской церкви окончательно легализирован на четвертом Латеранском соборе (1215). 45 Подробнее: Congar I. La foi et la thйologie. Tournai, 1962. 46 Неоплатоническая "теология" (ср. "Теология Аристотеля") передавалась термином ('илм) лдхят. 47 Опыт неоиндуистов XX в. в образовании калек "теологии" имел только пропагандистское назначение. 48 Диакон Александр Мусин. Современные проблемы церковно-исторических и церковно-археологических исследований в свете Священного Предания и канонического права Православной Церкви. // Богословская конференция Русской Православной Церкви, С. 287-288. 49 Цит. по: Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии, С. 51-52. 50 "...отстаивать все существующее в своей церкви как нечто совершенное было бы фальшивым конфессионализмом". - Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. I. Введение в церковную историю. М., 1994, С. 31. 51 См., к примеру: Яблоков И.Н. Религиоведение. Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. М., 2000, С. 10-18. 52 По замечанию одного из знатоков вопроса, изучающий религию в американских унивекрситетах должен заниматься всем, начиная с системы водоснабжения в Палестине времен царя Соломона и завершая влиянием решений II Ватиканского собора в понтификат Иоанна XXIII на современную экуменическую доктрину. Т. Бенсон: "Царство эрудиции в изучении религии с его открытостью к широчайшему простору методов и перспектив представляется слишком широким для того, чтобы быть квалифицированным в качестве отдельной дисциплины знания... Вопрос не в том, что входит, а что не входит в ее сферу?!". Нельзя не обратить внимание и на логические проблемы в американских религиеведческих куррикулумах: 1) христианская история, иудаистика, исламоведение, религии Индии и ... история религий; 2) отсутствие темы "мужчина и религия" при наличии темы "женщина и религия" или отсутствие темы "религия и техника" при наличии темы "религия и наука". Подробнее: Moran G. Religious Education. // The Encyclopedia of Religion. Ed. M.Eliade. Vol. 12. NY, 1995, P. 318-323. 53 Небезызвестная претензия некоторых "научных религиеведов"на возможность включения и теологии, несмотря на явную предметную несостыковку, в их именно науку ставит, по аналогии, альтернативный вопрос о возможности включения самого религиеведения в культуроведение, а затем, через последнее - и в человековедение (которое могло бы, если придерживаться этой "инклузивистской логики" последовательно, стать и единственной областью знания, так как физика с математикой также изучают определенные возможности человеческого познания). 54 Первая проблематичность - в несоответствии субъекта изучаемому объекту (ср. историк математики, никогда не занимавшийся математикой или историк философии, не представляющий себе самого процесса философствования и т.д.). Вторая - в том, что мировоззренчески нейтрального религиевдения как такового быть не может (помимо того, что подавляющее большинство "научных религиеведов" являются адептами одной из квазирелигий). Попытки постсоветских религиеведов включить и теологию в религиеведение (при одновременной ее критике) получили, в частности, выражение в статье: Гараджа В.И. Религиеведение. // Новая философская энциклопедия. Т. III. М., 2001, С. 435. 55 Среди основных религиозных архетипов Юнга можно выделить архетипы "героя", "тени", "матери-прородительницы", а также "потопа" и некоторые другие, которые обретают "каноническое состояние" в соответствующих моделях "мировых" религий. Теория архетипов не дает ответа на основной вопрос: почему именно такие архетипы, а не иные оказываются изначально "имманентными" человеческому сознанию и "канонизированными" в "мировых" религиях? В концепции Юнга содержится классическое "архетипическое" нарушение принципов рациональности в виде неизбежного регресса в бесконечность при отсутствии допущения "экстраментальных" факторов формирования религиозных архетипов. Ср. обоснованные претензии индийских реалистов к типологически близкой Юнгу концепции "аккумулированного сознания" (алая-виджняна) буддистов-йогачаров. 56 Жители Андаманских островов - островной цепи в Индийском океане (между Бенгальским заливом и Андаманским морем). 57 Букв. "тайна устрашающая и завораживающая". Был воспринят представителями классической школы русского богословия в xix в |
|
|
|