Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

79 Барт К. Очерк догматики. Лекции, прочитанные в Университете Бонна в летний семестр 1946 г. М., 2000, С. 11,12.

80 Тиллих П. Систематическая теология. Т. 1 - 2. М.-СПб, 2000, С. 34 -39.

81 Подразумевается прежде всего систематизация "сверхъестественных" духовных опытов и созерцательной (медитативной) практики.

82 The Catholic Encyclopedia. Revised and Updated Edition. R.G. Broderick, Editor. Nashville etc., 1986, P. 577, cp. 54, 399.

83 Доводы Барта и Бультмана против "естественной теологии"как таковой в качестве одной из богословских дисциплин правомерны ввиду того, что она per se не содержит в себе ничего специфически христианского (ср. случаи прямого заимствования иудеями "доказательств бытия Божия" и прочих конфессионально нейтральных положений типа theologia naturalis из "Суммы теологии" Фомы Аквинского) или факты взаимообмена христианской и мусульманской теологической схоластики. Что же касается апологетики (которую нередко, хотя и не совсем корректно, объединяют с "естественной теологией"), то здесь был прав Тиллих, считавший, что она входит, в качестве "коммуникативного аспекта" во все прочие. В этой связи нельзя не обратить внимание на явную "недоработанность" позиции в отношении апологетики в классификации С.С. Глаголева, который практически объединял ее с догматикой см. [Лекция 4.3].

84 В первом случае не проводилось элементарного разграничения между "теологией" и "религиозной философией" [см. Лекция 3.3], во втором догматика "скрещивается" с психотехникой, санкционирование которой отражает попытку идеологов II Ватиканского собора (особенно на американской почве - после о. Томаса Мертона) приблизить христианство, ради привлечения "современно мыслящего человека", к ориентирам нехристианских восточных мистических течений (ср. целые католические монографии по "христианской йоге", "христианскому дзену" и т.п.). При этом закономерно, что активный интерес с психотехнике "восполняет" очевидный кризис литургического сознания, который выражается и в том. что литургическое богословие низводится "послесоборным" католицизмом до ранга лишь "практических применений" богословия [см. выше 5. 0].

85 С краткой библиографией полемики с эволюционизмом знакомит, к примеру, буклет: Моррис Г. Сотворение мира: научный подход. Сан-Диего, 1981.

86 Ср. уже у Цицерона, который иронизирует по поводу тех, кто допускает возможность "случайного" образования из вихрей бессознательных атомов, не управляемых никакой разумной силой, самых совершенных произведений мироздания. См. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985, С. 81.

87 Так, один из главных теоретиков "философии тела" Мерло-Понти приписывал телу даже самосознание, хотя и сам признавал, что отличие от самосознания мышления состоит здесь в том, что самосознание тела лишено той "прозрачности для себя", которая присуща мышлению, но является самосознанием "посредством смешения, взаимоперехода, нарциссизма..." Таким образом, в "философии нарциссизма" расширение содержания понятия само-сознания за пределы "прозрачности для себя" предлагалось не в качестве метафоры, но вполне всерьез.См.: Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992, С. 14.

88 На деле эта теория, активно развивавшаяся с 1970-х годов, является парафразой теософского "религиеведения" (ср. различения религий и Религии у Е. Блаватской и ее ученицы А.Безант).

89 Подробнее: Казенин К. Текстология Ветхого Завета. //Альфа и Омега, 1997, № 12, С.34-47.

90 Подробнее: Алексеев А.А. Вопросы перевода и текстологии Св. Писания. // Богословская конференция Русской Православной Церкви. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7-9 февраля 2000г. М., 2000, С. 39-41, 56-58.

91 Из них 2000 переводов было сделано только в ХХ в. См.: Там же, С.39-40.

92 Следуем традиционному принципу деления содержания библейских книг, признавая его условность. К "законодательным" относятся в ветхозаветном корпусе книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, в новозаветном - Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; к историческим в Ветхом Завете - книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, Неемии и Есфирь, в новозаветном - Деяния святых апостолов; к учительным в ветхозаветном - книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы, в новозаветном - семь соборных посланий (Иакова, Петра, Иуды, Иоанна) и 14 посланий апостола Павла к отдельным общинам и лицам; к пророческим в ветхозаветном - книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и 12 "малых" пророков, в новозаветном - Апокалипсис. См.: Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000, С.11-13.

93 Здесь и далее мы указываются даты жизни и творчества авторов, указанные в [Лекции 2.2].

94 Творения святого Исидора Пелусиота. Ч.2. М., 1860, С. 106.

95 "Оскверненному не надлежит отверзать уст не только для рассуждений о догматах, но даже и о чем-нибудь другом, пока не очистит себя искренним покаянием. Ибо если грешнику говорит Бог: Что ты проповедуешь уставы Мои? (Пс. 49: 16), тем более заградил Он уста тому, кто, находясь в таком состоянии, пытается входить в исследование догматов". - Там же. Ср. у Иоанна Лествичника (+ 649) в слове 27.10: "Глубина догматов неисследима; и уму безмолвника не безбедно в нее пускаться." - Преподобного Отца нашего Иоанна Лествичника Лествица. СПб.,1995, С.221.

96 Данная формулировка представлена в книге: Диакон Андрей Кураев. Традиция, догмат, обряд. Апологетические очерки. М., 1995, С. 120.

97 Данная закономерность употребления термина "догмат", правда, неоднократно нарушалась вплоть до позднего средневековья, но подтверждается самими этими нарушениями, так как в них отражалось стремление возвысить правила благочестия до статуса догматов.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

религиоведения Шохин В. Теология. Введение в богословские дисциплины 9 богословие
религиоведения Шохин В. Теология. Введение в богословские дисциплины 2 состоит
Называется нравственным богословием

сайт копирайтеров Евгений