Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

46

47

Пирра, красная земля, естественно была названа их матерью, и,
будучи матерью эллинов, она с необходимостью должна была
сделаться женой Девкалиона, отца эллинов. Первоначально, од-
нако, Девкалион, подобно Ману в Индии, представлялся как
единственный, кто спасся от потопа, но тогда возникла новая
проблема: как без жены он смог стать отцом людей? Несомнен-
но, миф о том, как он бросал камни позади себя и как эти камни
становились новыми жителями земли, возник из этого затруд-
нения. Греческим словом для обозначения людей было Kaoq, a
для обозначения камней А.аес. Когда дети спрашивали, откуда
произошли Хссод, или люди Девкалиона, самым естественным
было ответить, что они произошли от Хаес,, или от камней36.
Можно привести множество примеров такого рода, пока-
зывающих, что в самых бессмысленных традициях древности
был смысл и, что еще важнее, многие из этих традиций, кажу-
щихся абсурдными и отталкивающими для современных лю-
дей, являются простыми, понятными и даже прекрасными, если
мы представим их в облачении того языка, на котором они со-
здавались и который теперь пришел в упадок.
Мы не проигрываем, напротив, мы всегда выигрываем, мы
обнаруживаем самые древние истоки священных традиций,
вместо того чтобы довольствоваться рассмотрением поздней-
ших напластований и их современными интерпретациями. По-
теряем ли мы что-нибудь, если, читая миф о Гефесте', раскалы-
вающем топором голову Зевса, и об Афине', выходящей из нее в
полном вооружении, мы обнаруживаем за этими страшными
образами Зевса, олицетворяющего ясное Небо, его лоб — Вос-
ток, Гефеста в виде восходящего Солнца и Афину в виде Утрен-
ней зари, дочери Неба, появляющейся в лучах света —
ГА-остейтис,, совоокая (глаза у совы прекрасны);
Парбёуос., целомудренная как дева;
Хрйстеа, золотистая;
36 Роджер Вильяме* рассказывает о североамериканских индейцах,
что «они знали от своих отцов о Каунтантоввите, который создал муж-
чину и женщину из камня, но они не понравились ему и он разбил их
на куски, а затем создал из дерева других мужчин)' и женщину, которые
стояли у истоков всего человечества». См.: Publications of Narragansett
Club. Vol. I. P. 158.

'Aicpia, освещающая вершины гор и славный Парфенон* в
своем любимом городе Афины;
ПаХА,сь;, излучающая стрелы света;
АА.ёсе, источающая мягкое тепло утра;
Пр6ц.ах°?> не знающая поражений в битве между ночью и
днем;
ПбсуояХос., вооруженная с ног до головы, в блестящих доспе-
хах, разгоняющая мрак ночи и пробуждающая людей к светлой
жизни, к ясным мыслям и славным делам?
Утратят ли греческие боги что-то в наших глазах, если вместо
представления о том, что Аполлон* и Артемида* убили двенад-
цать детей Ниобы*, мы осознаем, что в ранний период развития
греческого языка Ниоба была названием снега и зимы и антич-
ный поэт стремился выразить не более чем то, что Аполлон и Ар-
темида, весенние божества, каждый год должны убивать своими
стрелами сияющих и прекрасных, но обреченных на гибель де-
тей снега? Разве нет ничего ценного в знании, ценного даже для
нас после четырех или пяти тысячелетий заблуждений, что до
разделения арийской расы, до возникновения санскрита, гре-
ческого или латинского языков, до того, как стали поклоняться
ведическим богам, и до появления святилища Зевса среди свя-
щенных дубов Додоны* наши далекие предки провозглашали су-
ществование одного высшего Божества, взывали к нему, назы-
вали его именем, которое никогда не могло превзойти имена
других богов — Дьяуса*, Зевса, Юпитера*, Тора*, каждое из кото-
рых первоначально означало свет и блеск — понятие, с одной
стороны, материализовавшееся в виде неба, утра и дня, а с дру-
гой — получившее имя светлых небесных существ Дэвов', служа-
щее одним из первых выражений божественного?
Если критическое изучение древнего языка нашей собствен-
ной религии не привело нас к худшим результатам, чем те, кото-
рые мы получили в ходе тщательного изучения мертвых языков
Древней Индии и Греции, нам нечего бояться, ибо мы больше
приобретем, чем потеряем. Подобно старому драгоценному ме-
таллу, древняя религия, после того как она будет очищена от
ржавчины веков, предстанет перед нами во всей своей чистоте
и ослепительном блеске, и образ, который она явит нам, будет
образом Отца, Отца всех народов Земли; а надпись, которую мы

48

49

сможем заново прочитать не только на древнееврейском языке,
но на языках всех народов мира, будет Божественным Словом,
откровением, которое может быть открыто в единственном ме-
сте — в душе человека.


КОММЕНТАРИИ

Филологи-компаративисты — филологи, занимающие-
ся изучением сравнительно-исторического языкознания —
области языкознания, объектом которой являются родствен-
ные (генетически связанные) языки. В компаративистике, или
сравнительно-историческом языкознании, устанавливается
соотношение между родственными языками, описывается их
эволюция во времени и пространстве (с. 11).
Кешабчондро Сен (1838-1884) — один из лидеров и ак-
тивных членов «Брахмо самадж», выходец из знаменитой бен-
гальской семьи. Возглавил радикальное крыло «Брахмо самадж»,
превратив его из религиозной секты в общество социально-бы-
товых реформ. Стремился к демократизации «Брахмо самадж»
изнутри и преобразованию его в массовую религиозную орга-
низацию. В результате раскола «Брахмо самадж» в 1866 году
К. Сен стал во главе «Бхаратваршия Брахмо самадж» (индийское

«Общество Брахмы»), которое стремилось к расширению свое-
го социального состава, принимая в свои ряды людей независи-
мо от их пола и касты. Члены общества давали обет бедности —
тем самым соблюдался принцип имущественного равенства.
В богослужение К. Сен ввел элементы народных: празднеств —
хоровое пение, ритмичное хлопанье в ладоши и др. В целом его
религиозность носила христианский отпечаток, с годами ста-
новившийся все более явным. Постепенно о К. Сене начинают
слагать легенды, в его честь поют гимны, а его самого называют
Спасителем и Господом. К. Сен создает собственное Священ-
ное Писание — компиляцию из Вед, Корана, Авесты и Библии.
В 1869 году в Калькутте открывается постоянный храм «Бхарат-
варшия Брахмо самадж». В этот же период К. Сен ведет кампа-
нию за принятие законов о гражданском браке, которые всту-
пили в силу с 19 марта 1872 года. Согласно этим законам, внутри
«Бхаратваршия Брахмо самадж» разрешались межкастовые бра-
ки и вторичное замужество вдов, запрещались полигамия и дет-
ские браки. Постепенно взгляды К. Сена становятся все более
консервативными. Заявление об отходе от индуизма, о расши-
рении понятия «национальная традиция» от индусской к ин-
дийской ослабило влияние Сена на индусскую часть общества.
В 1872-1875 годах в «Бхаратваршия Брахмо самадж» нарастают
противоречия, вызванные отчасти обожествлением и дикта-
торскими наклонностями К. Сена. В 1878 году происходит но-
вый раскол «Брахмо самадж» из-за верноподданнической пози-
ции К. Сена и его почтительного отношения к колониальной
власти, а также в связи с усилением христианских элементов в
его учении. Под влиянием Рамакришны К. Сен в 1880 году со-
здает «Нававидхан» («Церковь Нового Божественного Установ-
ления»). Последние годы жизни К. Сен посвящает созданию
наднациональной, всемирной религии, представляющей собой
эклектическое сочетание традиционализма и рационализма,
догматов и обрядов различных религий (с. 14).
Рай Раммохан, Рам Мохан Рой (1772 или 1774-1833) — иде-
олог неоиндуизма, индийский общественный деятель и религи-
озный реформатор, критиковал ортодоксальный индуизм за
кастовое деление, политеизм, идолопоклонство, самосожжение
вдов и т. д., выступал с идеей равенства людей перед единым не-
персонифицированным богом-универсумом; разработал рели-
гиозно-философскую систему, в которой объединил элементы
индуизма, ислама и христианства (с. 14).

174

175

«Брахмо самадж» («Общество Брахмы>>) — религиозно-ре-
формистское общество в Индии, организованное в 1828 году
Раммоханом Раем. Целью «Брахмо самадж» была борьба против
кастового, расового и религиозного деления общества, за подъем
культурного уровня страны и реформу системы образования.
Средством общественного переустройства должна была стать
религия, соединяющая в себе «лучшие стороны» индуизма, исла-
ма и христианства. В XX веке «Брахмо самадж» выродилось во
множество мелких идейных направлений и обществ (с. 14).
Ашока (Асока) (правил в 268-232 годах до н. э.) — индий-
ский царь из династии Маурья, завершивший объединение
Индии в единое государство. Некоторые религиозные положе-
ния пытался возвести в ранг государственных законов. Считая,
что буддизм является той силой, которая способна объеди-
нить государство, покровительствовал ему в последние годы
жизни. На склоне лет принял монашество (с. 14).
Царь Пиядаси (Приядаси) (Пиядаши — пали, Пиядаси —
санскр. — приятный, милый, красивый) — имя индийского царя
III века до н. э., покровительствовавшего буддизму (известны
его эдикты, высеченные на скалах и возвещавшие о его привер-
женности буддизму). Буддистские памятники отождествляют
Пиядаси с Ашокой, хотя имя последнего не встречается в упо-
мянутых выше надписях. Их тождество весьма вероятно (с. 14).
Базедов Иоганн Бернгард (1723-1790) — немецкий педа-
гог. Под влиянием Ж.-Ж. Руссо внес в немецкое Просвещение
теорию естественного и разумного воспитания, создав тем са-
мым движение филантропизма — воспитания дружественных
отношений между людьми (с. 15).
totidem verbis (дат.) — теми же самыми словами (с. 15).
Алхимия — возникшее во времена упадка эллинизма на-
правление в химии, основной задачей которого было превра-
щение неблагородных металлов в золото и серебро, а также
разработка универсального лекарства для лечения болезней и
предупреждения смерти. Алхимики пытались превратить ртуть
и цинк в единое «первичное вещество» (через меланоз — «по-
чернение»), а затем с помощью керосина через стадии левкози-
са — «отбеливания» — получить серебро и ксанфозиса — «по-

желтения» — золото. Первые наставления в области алхимии
(в аллегорической форме) даны в работе Псевдо-Демокрита
«Физика и мистика» (I век н. э.) В IV веке Зосима издал в 28 кни-
гах энциклопедическое описание химии и алхимии. Его книги
носили ярко выраженный мистический характер. Среди других
алхимиков первых веков известны Мария Еврейка (III век), Хри-
стион (VI век), Олимпиодор (VI век), Стефан (VII век) и др. Руко-
писи греческих алхимиков хранятся в Библиотеке св. Марка
(Венеция). Название «алхимия» было введено арабскими алхи-
миками (с. 15).
Астрология — в античности и в средние века широко упот-
реблявшийся термин для обозначения основанной на влиянии
расположения звезд на земные явления предсказательной тео-
рии о небесных телах и светилах. Толкование расположения
звезд и планет восходит к обожествлению многими первобыт-
ными народами небесных светил и связанному с этим мифо-
лого-магическому мышлению. Это мышление проецировало
психические качества человека на природные явления и их вза-
имосвязь и отводило им место вышестоящих, а потому боже-
ственных сил. Внешний мир, таким образом, оказывался всего
лишь расширенным внутренним миром человека. Человек же
считался некоим подобием Вселенной, пронизанной сетью от-
ношений симпатии - антипатии. В эту систему были включены
и звезды. Астрология возникла в Древней Ассирии, Вавилоне и
Египте. В ранней и классической Греции она не признавалась.
Ее распространение там связано с именем Бероса из Вавилона,
который в 280 году до н. э. основал на о. Косе астрологическую
школу. Астрология систематизировала наблюдения звездно-
го неба и тем самым способствовала развитию астрономии.
В наши дни существуют различные взгляды на астрологию.
Одни ученые считают ее лженаукой, другие — наукой о влия-
нии небесных светил на жизнь и судьбы отдельных людей и на-
родов, которое определяется с помощью специальных черте-
жей-гороскопов (с. 15).
Фетишизм — поклонение неодушевленным предметам,
которым приписываются сверхъестественные свойства. При
этом сами предметы (фетиши) наделяются способностью по-
могать или вредить. Фетишами могут быть деревья, палки, кам-
ни, кости животных и любые другие предметы. Формы почи-
тания фетишей тоже разнообразны — от жертвоприношений

176

177

до причинения им боли с целью заставить исполнить просьбу
человека (например, забивание гвоздя в дерево-фетиш). Фети-
шизм является составной частью практически всех ранних и
большинства современных религий (с. 16).
Римские авгуры — римские жрецы, ритуалы которых
были связаны первоначально с божествами плодородия. Авгу-
ры улавливали поданные божеством знаки и толковали их. С те-
чением времени выработалась целая наука авгуров, которые
для своих предсказаний (авгурий) пользовались атмосферны-
ми явлениями (громом, молнией, зарницей и др.), полетом и го-
лосами птиц, кормлением священных кур, встречами с дикими
зверями, отголосками звуков и т. д. Особое значение придава-
лось гаданию по полету птиц (ауспиция). Перед каждым круп-
ным военным или политическим событием государственные
деятели прибегали к ауспиции. Событие совершалось только
при благополучном исходе гадания. Принадлежность к авгурам
была пожизненной и высоко ценилась, поскольку давала воз-
можность влиять на ход политических событий. Коллегия авгу-
ров существовала вплоть до эпохи Империи. С течением вре-
мени гадания авгуров превратились в формальную процедуру.
Согласно Цицерону, в его время авгуры не могли без улыбки
смотреть друг на друга при совершении гаданий, поскольку не
верили в них. Отсюда происходит выражение «улыбка авгуров»
(с. 16).
iepoi; voOooi; (греч.) — священная болезнь, эпилепсия (с. 16).
diversos diversa juvant (лат.) — противоположности схо-
дятся (с. 16).
Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н. э.) — основатель кон-
фуцианства. В 50 лет стал высокопоставленным чиновником,
но вскоре ушел в отставку и в течение 13 лет странствовал по
Китаю. В центре его философско-этической концепции нахо-
дится проблема человека, его места в мире, которое определя-
ется небом. Конфуцию представлялось естественным деление
людей на «благородных» и «низких» и стремление сохранить
неизменным существующий порядок. Вместе с тем Конфуций
разрабатывал концепции «благородного мужа», которым ста-
новятся не благодаря происхождению, а в результате достиже-
ния высоких нравственных качеств, и теорию государствен-

ного устройства, в основе которой лежит идея «упорядочения
имен». Наибольший акцент Конфуций делал на почитание ро-
дителей и начальников, на самовоспитание и т. д. Идеи Конфу-
ция сыграли огромную роль в истории Китая и наложили отпе-
чаток на все стороны жизни этой страны (с. 17).
Лао-цзы (Ли Эр) — полулегендарный древнекитайский
мыслитель, старший современник Конфуция (VI-V век до
н. э.), основатель даосизма. Ему приписывается составление
философского трактата «Дао дэ цзин» — канонического сочи-
нения даосизма, в котором разрабатываются три основные
концепции: дао, дэ и увэй (с. 17).
Мухаммед, (Мохаммед) (ок. 570-632) — арабский рели-
гиозный и политический деятель, первый проповедник и осно-
ватель ислама, почитаемый как величайший пророк. Согласно
богословским источникам, Мухаммед происходил из племени
курейшитов, был пастухом, а после женитьбы стал купцом.
В 610 году выступил с проповедью новой религии, названной им
исламом, призывая к вере в единого бога — Аллаха. В Медине Му-
хаммед стал главой мусульманской общины. В 630-631 годах му-
сульмане под руководством Мухаммеда подчинили себе Мекку, а
затем и значительную часть территории Аравии, где впослед-
ствии утвердился ислам. «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед —
пророк его» — провозглашается в исламе (с. 17).
\
Нанак (1469-1539) — индийский поэт, идейный вдохнови-
тель и основатель сикхизма. Родился в Пенджабе (Индия) в се-
мье торговца. Побывав во многих религиозных центрах Индии
и стран Ближнего Востока, создал общину сикхов и объявил
себя ее первым гуру (учителем). Его учение представляет собой
попытку синтеза индуизма и ислама. Нанак осуждал многобо-
жие, кастовую систему, мусульманскую и индуистскую обряд-
ность, выступал за веротерпимость и социальное равенство, ра-
туя за активную деятельность на благо общества. Стихи Нанака
включены в священную книгу сикхов «Адигрантх» (с. 17).
Глостер — один из монастырей англиканской церкви (с. 17).
Авеста (Зенд-Авеста) — собрание священных книг зороа-
стризма и маздеизма. Возникло в первой половине 1-го тыся-
челетия до н. э. Древнейшая часть Авесты (Гаты) датируется

178

179

VII— VI веками до н. а, а ее авторство приписывается Заратустре.
Текст был кодифицирован в III- VII веках н. э. Содержит в себе
дуалистическую трактовку мира, общества и человека, юриди-
ческие и нравственные предписания, молитвенные песнопения
и т. п. (с. 18).
Григорий Нисский (ок. 335-394) — богослов и философ,
церковный писатель, виднейший представитель греческой пат-
ристики. Участвовал в разработке христианского Символа веры.
Оказал значительное влияние на разработку христианской дог-
матики (с. 18).
Гумбольдт Вильгельм (1767-1835) — немецкий филолог и
государственный деятель. Стоял у истоков сравнительной фи-
лологии, статус которой как не только особой, но и автоном-
ной лингвистической дисциплины обосновал теоретически.
Выводы сравнительного языкознания, по мнению Гумбольдта,
имеют первостепенное значение при изучении культуры, ин-
теллектуальной деятельности, психологии. Заслугой Гумбольд-
та было выделение языкознания в качестве новой науки исто-
рического цикла. Уделял большое внимание таким ключевым
для сравнительного языкознания проблемам, как связь звука и
значения, языковая типология и т. п. В историческом аспекте
изучения языка Гумбольдт подчеркивал его связь с духом твор-
чества, с категорией значения в широком смысле слова. Тем
самым принцип историзма в языкознании получил новую ин-
терпретацию, выходящую далеко за рамки сравнительно-ис-
торических грамматик. Основная работа — «О сравнительном
изучении языков применительно к различным эпохам их раз-
вития» (1820) (с. 18).
Бопп Франц (1791-1867) — немецкий санскритолог, один
из основоположников сравнительно-исторического языкозна-
ния. С 182 1 года — профессор восточных языков в Берлине. Ав-
тор первой сравнительно-исторической грамматики индоев-
ропейских языков (1833-1849), открывшей серию подобных
грамматик больших языковых семей. Выработал методику по-
следовательного сравнения форм в родственных языках, пыта-
ясь интерпретировать сам феномен родственных языков. Ос-
новная работа — «Сравнительная грамматика санскритского,
зендского, армянского, латинского, литовского, древнеславянс-
кого, готского и немецкого языков» (1833-1852) (с. 18).

Братья Гримм Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-
1859) — немецкие ученые, внесшие значительный вклад в раз-
витие сравнительно-исторического языкознания и фолькло-
ристики (с. 18).
Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) — классик немецкой
литературы, поэт и философ, выдающийся представитель евро-
пейского Просвещения. Мечтал о таком обществе, в котором
было бы возможно свободное проявление творческих способ-
ностей человека. Был сторонником идей эволюции не только в
природе, но и в общественной жизни. Его отношение к религии
характеризовалось, с одной стороны, неприятием традицион-
ной теологической трактовки природы, общества и человека
(например, он выступал за освобождение искусства от рели-
гии), с другой стороны, повышенным интересом к нравствен-
ным принципам христианства и в целом положительной оцен-
кой. Обладал широким кругозором и универсальными знаниями,
занимался естественнонаучными исследованиями в области
минералогии, ботаники, физики. В наиболее значимом произ-
ведении Гёте — «Фаусте», уникальном по построению и языку,
нашли отражение многие философские, исторические, этико-
религиозные и даже научные проблемы (с. 20).
Гомер — легендарный древнегреческий поэт, стоявший у ис-
токов мировой литературы. Его имя связано с древнейшим лите-
ратурным жанром греков — героическим эпосом. Принято счи-
тать, что Гомер жил приблизительно в VIII веке до н. э. Гомер —
поэт классической древности, но одновременно он является
учителем-наставником и образцом для всей античной литерату-
ры. Ему приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи» (с. 20).
Шекспир Уильям (1564-1616) — всемирно известный ан-
глийский драматург и поэт. Первые произведения Шекспира
представляли собой переложение античных мифологических
сюжетов из ранней римской истории (например, «Венера и
Адонис» по «Метаморфозам» Овидия). В своих драматических
произведениях Шекспир также использовал античные моти-
вы, творчески перерабатывая их и приближая к проблемам со-
временности (с. 20).
Иудаизм — национально-государственная религия евреев,
возникшая во 2-м тысячелетии до н. э. на основе верований и

180

181

обрядов кочевых еврейских племен северной Аравии, а после
завоевания ими Палестины (XIII век до н. э.) впитавшая в себя
представления местных земледельческих народов. От культа
главного бога племени Иуды (отсюда — иудаизм) — Яхве иуда-
изм постепенно пришел к культу единого бога (монотеизм).
Основными положениями иудаизма являются положение о «бо-
гоизбранности еврейского народа» и будущем приходе спаси-
теля-мессии. Эти положения отражены в Ветхом Завете. Другим
вероучительным источником иудаизма является Талмуд, в кото-
ром нашли отражение вера в загробный мир и воскресение из
мертвых, в добрых и злых духов (ангелов и демонов), предс-
тавления о религиозной обрядности и поведении верующего-
иудея (с. 20).
Христианство — одна из трех мировых религий, возник-
шая в I веке н. э. в восточных провинциях Римской империи.
Обещая счастье в загробном мире как воздаяние за тяжелую
земную жизнь, первоначальное христианство было религией
угнетенных слоев общества. Однако уже в IV веке, приспо-
собившись к интересам и целям господствующей верхушки,
христианство становится государственной религией Римской
империи. Ломка национальных и сословных различий, космо-
политизм и активная миссионерская деятельность способство-
вали быстрому распространению христианской религии, осно-
вой вероучения которой стали представления о богочеловеке
Иисусе Христе — Сыне Божьем, который принял страдания и
смерть на кресте во искупление человеческих грехов, о воскре-
сении из мертвых и страшном суде над живыми и мертвыми во
время второго пришествия Христа, о тысячелетнем царстве для
праведников и др. Христианство — монотеистическая религия
с отчетливо выраженной мессианской идеей. В процессе даль-
нейшего развития христианство распалось на три основные
ветви: в 1054 году — на католицизм и православие, в XVI веке —
от католицизма отделился протестантизм. В рамках этих трех
направлений, особенно в протестантизме, имеется множество
сект (с. 20).
Индуизм — религия, распространенная в современной Ин-
дии. Вероучение индуизма сложилось в результате эволюции
идей ведизма и брахманизма. Индуизм возник в середине 1-го
тысячелетия н. э.; не имеет единой церковной организации и
какого-либо конкретного основателя. В индуизме сохранилось
182

много элементов первобытных верований: культ предков, по-
клонение «священным животным» и т. д. Большое место отво-
дится обрядовой стороне. Главные божества — Брахма, Вишну,
Шива. В индуизме выделяются два направления — вишнуизм и
шиваизм (с. 20).
Канонические книги (канон) — правила, касающиеся ве-
роучения, догматики, культа, церковной организации, возве-
денные церковью в ранг закона. В христианстве считается, что
в канонических книгах зафиксированы законы и правила, ис-
/ ходящие от Иисуса Христа и апостолов (учеников Христа — св.
Павла, св. Петра, св. Иоанна и др.). Эти книги включены в Биб-
лию и считаются боговдохновенными. Канонические книги в
православии, католицизме и протестантизме несколько разли-
чаются (с. 20).
Бесконечное — с точки зрения материализма, философская
категория, характеризующая неисчерпаемость материи и движе-
ния, многообразие явлений и предметов материального мира,
форм и направлений его развития. Согласно религиозным и иде-
алистическим представлениям, бесконечное является либо про-
дуктом мыслительной деятельности, отделенной от материаль-
ного источника, либо свойством какого-то сверхприродного
бытия, недоступного человеческому сознанию (с. 21).
Кант Иммануил (1724-1804) — немецкий философ и уче-
ный, родоначальник классической немецкой философии.
В одном из главных произведений — «Критике чистого разу-
ма» (1781) — выступил с идеей существования явлений и «ве-
щей в себе». «Вещи в себе» воздействуют на наши органы чувств
и вызывают ощущения, оставаясь тем не менее непознаваемы-
ми. Бог также не может быть познан, поскольку не принадлежит
к миру явлений, следовательно, невозможно ни доказать, ни оп-
ровергнуть его существование. Религия, по Канту, есть предмет
веры, а не науки или теоретической философии. Вера в бога не-
' обходима, так как без нее невозможно примирить требования
нравственного сознания с фактами зла, царящего в жизни лю-
дей (с. 21).
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) — немецкий фи-
лософ, юрист, физик, математик, историк и языковед. Пытался
найти компромисс между наукой и теологией, чтобы дать науке
183

возможность развиваться. Мир, по Лейбницу, состоит из беско-
нечного числа духовных первоэлементов — монад, представля-
ющих истинные атомы «природы» и находящихся между собой в
отношении предустановленной гармонии. Бог излучает эти мо-
нады, но не вмешивается в их развитие, раз и навсегда сделав их
гармоничными, поскольку монады существуют в «наилучшем из
миров», также избранном Богом. Лейбницу также принадлежит
разработка одного из вариантов теодицеи, оказавшего большое
влияние на развитие теологической и философской мысли Ев-
ропы (с. 22).
Априорный (a priori — лаг.) — предшествующий опыту и
независимый от него, противоположно философскому понятию
апостериорный (a posteriori) — получаемый из опыта (с. 22).
Средневековая схоластика — средневековая философия
в Европе XI-XIV веков, стремившаяся дать теоретическое обо-
снование религиозному мировоззрению. Основной целью
схоластики было рациональное (путем логических доказа-
тельств) обоснование религиозных положений и догматов.
Философия считалась служанкой теологии. Начиная с XV века
(эпоха Возрождения) схоластика приходит в упадок. Наибо-
лее известные представители различных тенденций в средне-
вековой схоластике — Фома Аквинский, Сигер Брабантский,
Пьер Абеляр, Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам, Иоганн Росце-
лин и др. (с. 23).
Фосс Герхард Иоганн (1577-1649) — известный голланд-
ский филолог, профессор истории; преподавал греческую ли-
тературу, историю и риторику в Лейдене и Амстердаме. Труды
Фосса по классической филологии, в особенности грамматике
латинского языка, имели большое значение для развития фи-
лологической науки того времени (с. 23).
Гемстергейс Тиберий (1685-1766) — голландский фило-
лог, профессор в Лейдене, его сын Франц (1720-1790) известен
как один из талантливых популяризаторов философии Локка.
Главные сочинения — «Luciani colloquia etc.» (1708), «Pollucis
Onomasticon» (1716), «Aristophanis Plutus» (1744) (c. 23).
Фалькенер Уильям (1730-1769) — шотландский поэт, сын
цирюльника. В 1751 году выступил с поэмой на смерть принца

Валлийского и с небольшими стихами, но они прошли незаме-
ченными. Фалькенер служил юнгой на корабле, потерпевшем
кораблекрушение, и воспел это событие в поэме «Кораблекру-
шение» (1762), затем издал пользовавшийся успехом «Морской
словарь» (1769). В 1769 году судно, на котором служил Фальке-
нер, пропало без вести, видимо, затонув в Мозамбикском про-
ливе (с. 23).
Леннеп Яков, ван (1802-1868) — голландский писатель, ав-
тор популярных в Голландии стихотворений, многочисленных
романов, образцом для которых служили произведения Вальте-
ра Скотта, и пьес. Ему принадлежит также филологическое ис-
следование «Словарь моряка» (1856) (с. 23).
Акбар Джелаль-ад-дин, император (1542-1605) — прави-
тель Могольской империи в Индии с 1556 года. Укрепил власть
Могольской династии и путем завоеваний расширил пределы
государства. Династическими браками Акбар укрепил связи с
раджпутскими княжествами. Акбар прославился не только тем,
что при нем Могольская империя достигла наибольшего могу-
щества, но и тем, что он одним из первых занялся сравнитель-
ным изучением религий. Он сгремился достичь согласия между
своими подданными в религиозной сфере. В отличие от преды-
дущих мусульманских правителей стал выдвигать индусов на
важные государственные посты; ввел новую религию «дин-и
илахи» («божественная вера»), являющуюся эклектической сме-
сью верований и образов, почерпнутых в основном из ислама,
индуизма, парсизма и джайнизма. Сам Акбар соединял в своем
лице светскую и религиозную власть, был выдающимся госу-
дарственным деятелем, любознательным (хотя и неграмотным)
человеком, способным военачальником (с. 24).
Веды — древнейшие памятники индийской религиозной
литературы; складывались на протяжении многих веков (ко-
нец 2-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.). Веды состоят из
4 сборников: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа
(с. 24).
Атхарваведа — собрание магических заклинаний и фор-
мул, самый поздний из четырех ведических сборников, присо-
единен к первым трем Ведам позднее. Разделен на 20 частей и
состоит из 731 заклинания (с. 24).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

религиоведения Мюллер Ф. Введение в науку о религии 8 состоит
Есть ряд общих имен божества надписях народов
Гермес в древнегреческой мифологии бог скотоводства
Религия

сайт копирайтеров Евгений