Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

184

185

Упанишады — древнеиндийские религиозно-философские
произведения. Представляют собой комментарии к Ведам,
объясняющие их тайный внутренний смысл. Составлялись Упа-
нишады начиная с VII-III веков до н. э. и кончая XIV-XV веками
н. э. (ранние и поздние Упанишады). Состоят из более чем
200 текстов, в которых говорится о том, что жизнь человека —
это жертвоприношение, что необходимо духовное освобожде-
ние от мира объектов и страстей, возможное в результате ра-
створения индивидуальной души в мировой, познания тожде-
ства с высшей реальностью — брахманом (с. 24).
Талмуд — свод религиозных трактатов, закрепивших дог-
матические, культовые, правовые и нравственные положения
иудаизма. Письменное оформление Талмуда длилось три века
(V-III века до н. э.). Как устная традиция он возник гораздо
раньше. Состоит из Мишны (вторичный закон или толкование
Торы) и Гемары (толкования Мишны) (с. 24).
Ветхий Завет — христианское название Священных книг
иудаизма, включенных в Библию. Состоит из 39 книг, признава-
емых в христианстве каноническими. В православные и като-
лические издания Библии включаются также 11 книг Ветхого
Завета, не являющихся каноническими, протестантская цер-
ковь приравниваеют их к апокрифам. Ветхий Завет состоит из
Пятикнижия Моисея, книг исторических и пророческих, и Пи-
саний. В Пятикнижие входят следующие книги: Бытие, Исход,
Левит, Числа и Второзаконие. К историческим книгам Ветхого
Завета можно отнести книги Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств,
1-2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Книги пророков — кни-
ги Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила («великих» или «стар-
ших» пророков), а также 12 книг «малых» пророков — Осии,
Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы и др. К Писаниям относятся фило-
софско-этические трактаты Иова, Екклесиаста, любовно-эроти-
ческая поэма «Песнь песней» Соломона, Псалтирь — сборник
псалмов (молитв и песнопений) и др. (с. 24).
Учение суфиев (суфизм) — мистическое направление в ис-
ламе, зародившееся в VIII веке н. э. на территории современных
Ирака и Сирии. Главное место в суфизме занимает учение о ми-
стической любви к Богу и о пути, ведущем к конечному слия-
нию с ним. При этом используется символика классической
персидской поэзии. Суфизм оказал большое влияние на все

области духовной жизни мусульманского Востока — религиоз-
ную догматику, философию, этику, литературу и т. п. (с. 24).
Коран — главная священная книга мусульман, которая, по
утверждению исламского духовенства, была продиктована Му-
хаммеду самим Аллахом. Написана на арабском языке. Состоит
из 114 сур (глав) разной длины — от 286 аят (стихов) во 2-ой
главе, до 3-6 аят в последних главах. Хронологическая последо-
вательность между главами Корана отсутствует. Один из догма-
тов ислама провозглашает вечность и несотворенность Корана
(с. 24).
Огнепоклонники — принятое в религиозной и религио-
ведческой литературе XIX века название приверженцев зороас-
тризма (с. 24).
Арашир (ок. 180-239) — основатель и первый царь иран-
ской династии Сасанидов. Его дед был жрецом главного храма в
столице Фарса и передал своему внуку обширные знания о зо-
роастризме и других религиях (с. 24).
Керман (Кирман) — город в юго-восточной части Ирана,
административный центр (с. 25).
Абу-л-Фазл (1551-1602) — индийский хронист и философ,
визирь (министр), советник и друг императора Акбара. Знако-
мый со многими религиями, пробуждал у Акбара интерес к их
изучению и убеждал его проводить политику веротерпимости.
Вел всю его дипломатическую переписку с иностранными госу-
дарствами. Был убит по приказанию сына Акбара Джахангира,
который опасался усиления влияния Абу-л-Фазла на своего отца.
Абу-л-Фазл написал на языке фарси большую хронику правле-
ния Акбара, самой ценной частью которой являются «Установле-
ния Акбара» («Аини Акбари» в 2-х томах, изданных в Калькутте в
1867-1877 годах) (с. 25).
Меланезийские дикари — дикари Меланезии — одной
из основных островных групп Океании, находящейся в юго-
западной части Тихого океана (с. 25).
Сакральное — священное, святое: персоналии религиозных
мифов; религиозные ценности; предметы, входящие в систему

186

187

религиозного культа. Сакральное противопоставляется про-
фанному(с. 25).
Профанное — мирское, противоположное священному
(сакральному). Как религиозно-научное понятие — не просто
неосвященное, но много раз утаиваемое от освящения и впо-
следствии лишенное его (с. 25).
Аллах — имя Бога в исламе. Согласно мусульманской тради-
ции, Аллах является единым и неделимым Богом, мудрым и все-
сильным владыкой мира, творцом всего сущего — неба, земли и
человека. Вера в Аллаха — основной догмат ислама (с. 26).
Будда (Просветленный) — основатель буддизма, живший в
VI-V веках до н. э., первоначальное имя которого Сиддхартха
Гаутама. Согласно преданию, он был сыном царя небольшого
государства на севере Индии. В 29 лет добровольно отрекся от
роскоши, покинул дворец, семь лет скитался, ведя аскетичес-
кий образ жизни, после чего достиг просветления и стал Буд-
дой Шакья-Муни. Ему открылись «четыре благородные исти-
ны», с проповедью которых он выступал в городах и селах
Индии. В бенаресской проповеди Будда призывал к отказу от
крайностей аскетизма и невоздержанности. Был основателем
первых монашеских общин. Умер Будда в возрасте 80 лет и,
как утверждают его последователи, после смерти ушел в нир-
вану. В 1954 году буддисты торжественно отметили 2500-летие
этого события (с. 27).
Книги Ману (Законы Ману, Манавадхармашастра) — древ-
неиндийский сборник наставлений, определяющий поведение
человека, юридический кодекс, отражающий идеологию брахма-
низма. Их создание приписывается мифическому предку людей
Ману, сыну Самосущего (Брахмы). Книги Ману написаны на сан-
скрите, содержат 2650 двустиший, разбитых на 12 глав. В них со-
держатся древние представления о происхождении Вселенной,
человека, сословно-кастового общества, культовые предписания,
правила обыденной, семейной жизни, судопроизводства и т. д.
(с. 27).
Брахман — 1) профессиональный жрец в брахманизме и
индуизме, представитель высшей Варны (касты) жрецов в Индии;
2) в религиозно-философском учении Веданты — неперсони-

фицированное безличное божество, лежащее в основе мира, ил-
люзорного по своей природе, и являющееся единственной ре-
альностью (с. 27).
Древняя ведическая религия — религиозные верова-
ния и обрядность большой части населения Древней Индии
(1-е тысячелетие до н. э.), получившие письменное закрепление
в сборниках религиозных гимнов и жертвенных формул — Ве-
дах. На основе ведической религии в дальнейшем сформирова-
лись брахманизм и индуизм (с. 27).
Ригведа — Веда гимнов, возникновение которой относят
приблизительно к концу 2-го тысячелетия до н. э. Состоит из
1028 гимнов мифологического и космологического содержа-
ния (с. 27).
Самаведа — Веда мелодики, включает в себя преимуще-
ственно собрания гимнов Ригведы. к текстам которых, снаб-
женных ритуально-обрядовой нотацией, обращались жрецы
при пении гимнов во время жертвоприношений. Состоит из
1549 гимнов (с. 27).
Яджурведа — Веда жертвенных формул, включает в себя
описание ведических ритуалов и правил совершения жертво-
приношений. Имеет несколько вариантов, например, Черная и
Белая Яджурведы (с. 27).
Ахурамазда (буквальное значение — «господь премуд-
рый») — верховное Божество в зороастризме и маздеизме, доброе
начало, находящееся в постоянной борьбе со злым божеством Ан-
хра-Майнью. Ахурамазда творит мир усилием мысли и требует чи-
сто духовного поклонения, молитвы перед священным огнем.
Ахурамазда заранее предначертал все мысли, слова и дела. Древ-
ние греки называли его Оромазом или Ормуздом (с. 27).
Трипитака (Типитака) — собрание буддийских текстов на
языке пали (палийский канон), которые были написаны в I веке
до н. э. наиболее ранний и полный сборник буддийской канони-
ческой литературы, считающийся откровением Будды, которое
было позже изложено его учениками. Трипитака состоит из трех
частей: Виная-питака. включающая в себя 5 книг, представляет
собрание дисциплинарных правил, принципов организации

188

189

буддистской монашеской общины, правил приема в нее и тре-
бований к монашеству; Сутта-питака содержит 5 сборников, из-
лагающих учение Будды в форме притч и бесед, а также легенды, *
поэмы, комментарии и афоризмы; Абхидхарма-питака, состоя-
щая из 7 книг, посвящена теологической трактовке основных
положений раннего буддизма и его философско-психологи-
ческим представлениям. Трипитака является канонической для
школ хинаяны (с. 27).
Дхарма — одно из важнейших понятий индийской религи-
озно-философской традиции, имеющее много значений: докт-
рина, религия, добродетель, моральное качество, дом, справед-
ливость, закон, норма, идеал, истина и т. п. В буддизме дхармой
называется, во-первых, само учение Будды; во-вторых, — мель-
чайшие неделимые духовные частицы, лежащие в основе всех
вещей и явления, из которых складывается поток индивидуаль-
ного сознания (с. 27).
Абхидхарма (Абхидхарма-питака) — третья часть палийс-
кого канона Трипитака, в которой изложена теологическая
трактовка раннего буддизма и его философско-психологичес-
кие идеи. Состоит из 7 книг (с. 28).
Селевк I Никатор (Победитель) (ок. 356-281 до н. э.) — пол-
ководец Александра Македонского, основатель государства Се-
левкидов (в 305-304 до н. э. принял царский титул). В 301 году
завоевал Сирию, в 281 году — захватил многие области Малой
Азии. Благодаря этому его государство по размерам было почти
таким же, как государство Александра Македонского. Селевк
разделил свое государство на несколько десятков областей, в
которых многие города греческого типа (полисы) получили
право на самоуправление. В 281 году Селевк предпринял поход
на Македонию и был убит (с. 28).
Апокрифический (греч. — тайный, секретный) — прила-
гательное от термина «апокрифы» — произведения религиоз-
ного содержания, не признанные официальной церковью или
жречеством священными. Существуют ветхозаветные и ново-
заветные апокрифы — произведения иудейской и раннехрис-
тианской литературы, не включенные в канон. Новозаветные
апокрифы делятся на «отреченные» (т. е. запрещенные) и доз-
воленные для чтения, но не для богослужения (с. 28).

Еретический — прилагательное от термина «ересь» — рели-
гиозное учение, отклоняющееся от официальной церковной
доктрины в вопросах догматики, культа, организации. В созна-
нии представителей любой ереси она оценивается как истин-
ная, а ортодоксальная церковная доктрина — как ересь (с. 28).
Керн Хендрик (1833-1904) — немецкий буддолог, предста-
витель мифологической школы, утверждавшей, что жизнеопи-
сание Будды основывается на легендах, а не на исторических
фактах. Основная работа — «Буддизм и его история в Индии»
(1882-1884) (с. 28).
Магадха — историческая область и государство Древней
Индии. Впервые упоминается в Атхарваведе. Согласно буддист-
ским источникам, в VII веке до н. э. была одним из 16 «великих
государств». В VI-III веках до н. э. Магадха стала наиболее раз-
витым экономическим районом Индии и явилась ядром, вокруг
которого происходило объединение древнеиндийских госу-
дарств (с. 28).
Сангха — монашеская община древних буддистов, одна из
трех великих ценностей буддизма. Члены общины жили подая-
ниями, для мужчин существовало более 200 запретов, для жен-
щин — около 500 (с. 29)-
Сутра — в древнеиндийской литературе краткое высказыва-
ние, лаконичное изречение; позднее сутры — своды таких вы-
сказываний или небольшие цельные произведения, в основном
посвященные религиозно-философским вопросам. В буддизме
сутры являются частью канонических сборников, в брахманиз-
ме сутры — основанное на Ведах практическое руководство по
отправлению культа и по поведению в жизни, данное богом
(с. 29).
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) — французс-
кий философ-просветитель, историк, писатель, поэт и публи-
цист. Подверг всесторонней критике феодальные отношения
и освящавшую их церковь. Отстаивал права разума, отвергая
церковное учение об откровении, раскрыл историческое про-
исхождение библейских книг. Возникновение религии Воль-
тер объяснял невежеством и обманом, считая тем не менее,
что вера в Бога является основой нравственности и что она

190

191

необходима для народных масс как сдерживающая сила от
посягательств на интересы власть имущих. Вольтер стоял на
позиции деизма, согласно которому, Бог, сотворив мир, не
принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в за-
кономерное течение его событий (с. 29).
Жаколлио Луи (1837-1890) — французский писатель и пу-
тешественник, автор путевых заметок и романов «Пожиратели
огня» (1887), «В трущобах Индии» (1888). Он также издал «Ин-
дийскую Библию», в которую, как он полагал, включил наиболее
значимые священные тексты религий Индии (с. 29).
Женщина есть
La femme c'est Tame de I'humanite (фр.)
душа человечества (с. 30).
«Ади Брахмо самадж» («Исконное общество Брахмы») —
религиозное общество, возникшее в результате первого рас-
кола (1866) «Брахмо самадж». Его возглавил Дебендранат Та-
гор. Оставшись владельцем всего имущества и здания «Брахмо
самадж», «Ади Брахмо самадж» в отличие от группы К. Сена
оставалось на умеренных позициях в проведении религи-
озных и социальных реформ в Индии, выступало против
идолопоклонства и межкастовых браков, отказалось от идеи
непогрешимости Вед (что было неприемлемо для индусских
ортодоксов). Позднее в некоторых выступлениях фактическо-
го главы «Ади Брахмо самадж» Раджнараяна Бошу прозвучала
мысль, что индусов следует рассматривать как отдельную на-
цию (с. 30).
Толерантность — веротерпимость (более широко — терпи-
мость к мнениям других). Проблема толерантности существует с
античных времен и наиболее остро встает там, где народы с раз-
личными вероисповеданиями вьигуждены жить вместе в преде-
лах огромных империй (с. 31).
Брахманизм — религия Древней Индии, возникшая в пери-
од становления кастовой системы древнеиндийского общества
и возвышения института кастового жречества — брахманов.
В то же время брахманизм явился дальнейшим развитием веди-
ческой религии, результатом смешения арийских и доарийских
представлений и верований. Верховные божества брахманиз-
ма — Брахма, Вишну, Шива. Священная литература брахманизма

включает Веды и комментарии к ним — Брахманы, Араньяки,
Упанишады (с. 31).
Зороастризм (парсизм) — религия, возникшая на террито-
рии Древнего Ирана в VII-VI веках до н. э. Представляет собой
маздеизм, реформированный пророком Заратустрой. Основ-
ная идея зороастризма — зависимость миропорядка от борьбы
добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Ахурамазда является
воплощением добра, Анхра-Майныо — зла. Главное место в
культе отводится почитанию огня. В настоящее время зороаст-
ризм распространен среди парсов Индии в форме парсизма, в
котором при сохранении прежних дуалистических идей разви-
лись представления о едином вездесущем Боге (с. 31).
Буддизм — одна из трех мировых религий, возникшая в
VI-V веках до н. э. в Индии и получившая дальнейшее распрост-
ранение в Юго-Восточной и Центральной Азии, на Дальнем Во-
стоке в форме хинаяны («малой колесницы» или «узкого пути
спасения») и махаяны («большой колесницы» или «широкого
пути спасения»). В основе этой религии лежит проповедь Будды
Шакья-Муни, который учил, что жизнь есть страдание, и указал
путь избавления от него. В отличие от хинаяны последователи
махаяны утверждают, что спастись может не только монах, но и
любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершен-
ства. Характерной особенностью буддизма является его этико-
практическая направленность: «четыре благородные истины»,
открывшиеся царевичу Гаутаме под деревом бодхи и сделавшие
его Буддой — просветленным, составляют стержень буддизма:.
всякая жизнь есть зло и страдание; причина зла и страдания —
привязанность человека к чувственному миру и зависимость от
него; поэтому необходимо освобождение от страданий; дос-
тичь освобождения можно вступив на «путь спасения». «Восьме-
ричный путь спасения» — это праведная жизнь, целью которой
является достижение нирваны — высшего состояния духа, в ко-
тором нет ни страстей, ни желаний и все земные привязаннос-
ти преодолены. В настоящее время существует ряд международ-
ных буддистских организаций (с. 31).
Моисей (Моше) — согласно Библии, первый пророк Яхве и
основатель религии иудаизма, законодатель, наставник и вождь
еврейских племен. Яхве помог Моисею вывести евреев из Егип-
та, где они были в плену у фараона, в Ханаан (Палестину) и дал

192

193

Моисею яа горе Синай скрижали с 10 заповедями. Перед вступ-
лением в Землю Обетованную» Моисей умирает. Ему припи-
сывается авторство Пятикнижия — первой части Ветхого Заве-
та, объединенных в иудаистской традиции общим названием
Тора. Исторические события, отраженные в легендах о Моисее,
имели место во второй половине 2-го тысячелетия до н. э. (с. 31).
Арнольд Мэтью (1822-1888) — английский поэт и литера-
турный критик, уделявший в своих работах большое внимание
религиозной проблематике, один из оппонентов «науки о рели-
гии» (с. 31).
Новый Завет — часть Библии, считающаяся наряду с Ветхим
Заветом Священным Писанием христиан. Состоит из 27 книг, ко-
торые создавались в I-II веках н. э. В Новый Завет входят: 4 Еван-
гелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), книга Деяния апостолов,
21 Послание апостолов (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, Павла) и
Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) (с. 31-32).
Арийцы (арии) — древние индоевропейские народы, име-
нуемые в древнейших памятниках индийской литературы Ве-
дах «ария». В XII-XI веках до н. э. началось их проникновение в
Индию, где основная масса ариев осела в Пенджабе (историко-
географическая область Южной Азии в северной части Индо-
Гангской равнины; современная территория Индии и Пакиста-
на) (с. 32).
Св. Павел (евр. — Савл) — в христианской традиции «апос-
тол язычников». Родился в г. Тарсе (Малая Азия) в иудейской се-
мье с римским гражданством (отсюда два имени). Первоначаль-
но был гонителем христиан, но после того, как к нему явился
Христос, которого Павел не знал при его земной жизни, стал
ревностным христианином. Был казнен в Риме в 64 году н. э.
Павел не входил в число 12 апостолов, но в силу особого при-
звания и чрезвычайных миссионерско-апостольских заслуг по-
читается как «первоверховный апостол» и «учитель вселенной»
сразу после Петра и вместе с ним. Павлу приписывается автор-
ство 14 новозаветных посланий (с. 32).
Св. Иоанн — в христианской традиции один из любимых
учеников Иисуса Христа, наряду с Петром занимающий глав-
ное место среди 12 апостолов (учеников Христа). Св. Иоанн
194

считается автором четвертого Евангелия, трех посланий и Апо-
калипсиса (Откровения Иоанна Богослова). Св. Иоанн был бра-
том апостола Иакова старшего, учеником Иоанна Крестителя,
возвестившего приход Иисуса Христа и крестившего его и дру-
гих евреев в реке Иордан (с. 32).
Трансцендентный — термин, возникший в схоластике и
характеризующий все то, что выходит за рамки чувственного
опыта и переходит из сферы посюстороннего в сферу потусто-
роннего бытия. В общеупотребительном значении трансцен-
дентный — это сверхчувственный, потусторонний, сверхъесте-
ственный (с. 32).
Метафизика — наука о сверхчувственных принципах и на-
чалах Бытия как такового. Термин «метафизика» ввел издатель
произведений древнегреческого философа Аристотеля Андро-
ник Родосский (I век до н. э.), который так назвал следующую
«после физики» («метафизика») группу его трактатов, посвя-
щенных «первой философии». Понятие «метафизика» означает
также противоположный диалектике философский метод, от-
рицающий развитие через противоречие и тяготеющий к со-
зданию статичной и умозрительной картины мира (с. 32).
Колебрук Генри Томас (1765-1837) — английский востоко-
вед, первый крупный исследователь санскрита в Европе. Издал
«Свод индийских законов по поводу сделок и права наследова-
ния» (1798), «Учебник санскрита» (1805), «Два трактата об ин-
дийском праве наследования» (1810) (с. 32).
Лассен Чарльз (1800-1876) — один из первых исследовате-
лей буддизма, уделявший в своих работах главное внимание па-
лийскому канону. Он считал, что язык пали является священ-
ным языком буддистов (с. 32).
Бюрнуф Эжен (1801-1852) — французский востоковед,
специалист по индийской и иранской мифологии. Известен
переводами и изданиями древнеиндийских и древнеиранских
текстов, исследованиями по палийскому и зендскому языкам.
Изучению языка пали посвящены его работы «Опыт изучения
языка пали» (1826), совм. с Ч. Лассеном «Грамматические на-
блюдения» (1827). В работах по языку Авесты [Комментарии к
Ясне (1833) и «Этюды по зендскому языку и текстам» (1840-
195

1850)] Бюрнуф на основании сравнения установил происхожде-
ние авестийских форм из санскритских. Помимо языка занимал-
ся изучением истории иранской и индийской религий («Введе-
ние в историю индийского буддизма» (1844) и др.) (с. 32).
Христос Иисус — согласно христианскому вероучению, ос-
нователь христианства, почитаемый как Богочеловек. Родился в
Вифлееме от Марии, жены плотника Иосифа, в результате непо-
рочного зачатия. Иосиф и Мария с младенцем Иисусом бежали в
Египет от преследований царя Ирода, а затем вернулись в Гали-
лею (Северная Палестина), где Иисус начал проповедовать, был
крещен Иоанном Крестителем и собрал вокруг себя 12 учеников
(апостолов). Один из них — Иуда — выдал Иисуса за 30 сребре-
ников властям Иерусалима, и он был осужден иудейским су-
дом — синедрионом — на смертную казнь; римский прокуратор
Понтий Пилат утвердил этот приговор. Христос был распят на
кресте около 30 года н. э., но воскрес и явился своим ученикам.
Слово «Христос» (древнеевр. — машиах) означает на древнегре-
ческом языке «помазанник». «Иисус» — греческая форма еврей-
ского иешу(а), исходная форма иегошуа — «бог», «помощь»,
«спасение». Некоторые исследователи считают Иисуса Христа
исторической личностью, праведником, которому позднее были
приписаны сверхъестественные свойства; другие придержива-
ются той точки зрения, что рассказы о Христе — это миф, ссыла-
ясь на противоречия в Евангелиях и на отсутствие упоминаний
об Иисусе Христе у римских писателей I века н. э. (с. 32).
Семиты — народы семито-хамитской языковой семьи, вклю-
чающие древних евреев, вавилонян, филистимлян и др. К совре-
менным семитам в пределах Передней Азии относятся арабы,
ассирийцы и евреи Израиля (с. 32).
Агни — один из главных богов ведизма и индуизма, важ-
нейшее божество Вед, связанное с почитанием огня. Согласно
древнеиндийским представлениям, Агни олицетворяет свя-
щенный огонь, имеющий очистительную силу. В то же время
эпос описывает проявление этого единого начала в трех ас-
пектах: 1) жертвенный огонь, который доставляет богов к мес-
ту жертвоприношения; 2) всеразрушающий и всесозидающий
космический огонь; 3) огонь как один из первоэлементов. По
числу упоминаний в Ригведе Агни занимает второе место пос-
ле Индры (с. 32).

Троица Отца, Сына и Святого Духа — согласно христианс-
ким представлениям, три лица (ипостаси) Бога — Бог-отец, Бог-
сын и Бог - Дух Святой. Вера в божественную Троицу оформлена
в виде догмата, принятого на церковном соборе в г. Константи-
нополе в 381 году н. э. Представления о божественной Троице
сложились в глубокой древности — в религиях Древнего Египта
(Осирис, Исида, Гор), Вавилона (Ану, Эа, Бэл) и др., отражая факт
существования моногамной семьи и являясь связующим звеном
между многобожием и единобожием (с. 32).
Фарисеи (отделившиеся) — сторонники религиозно-поли-
тического течения в иудаизме, представляющего интересы и
объединяющего представителей средних слоев населения. Те-
чение возникло во II веке до н. э., в период народного восстания
под предводительством Иуды Маккавея, и просуществовало до
конца II века н. э. Фарисеи выступали за строгое соблюдение
религиозных предписаний, проповедовали учение о загробной
жизни, признавали бессмертие души и присутствие судьбы в че-
ловеческих деяниях. Фарисеи выступали против чужеземных
властителей и против местной знати — саддукеев, не отказыва-
ясь при этом от некоторых компромиссов. Они отличались по-
казным благочестием. Под влиянием христианской традиции
слово «фарисей» стало нарицательным и употребляется в каче-
стве синонима слов «ханжа» и «лицемер» (с. 33).
Мытари — сборщики налогов. Во времена Иисуса Христа в
Палестине мытари, собиравшие налоги в пользу римской влас-
ти, нередко вымогали деньги у своих сограждан, требуя с них
значительно больше положенного. Поэтому они были в числе
наиболее презираемых людей (с. 33).
Св. Петр — один из 12 апостолов (учеников) Иисуса Хрис-
та, о которых говорится в Евангелиях. Согласно Евангенлиям,
рыбаки братья Симон, позже прозванный Петром (греч. — ка-
мень), и Андрей были первыми призваны Иисусом в ряды апо-
столов. Во время допроса Иисуса Петр трижды отрекся от
него, но затем раскаялся. Так же как и апостол Павел, удостоен
церковью наименования «первоверховного апостола». Като-
лическая церковь считает его основателем церкви, первым
епископом римских христиан. Ему приписывается авторство
двух соборных посланий к иудеям, расселенным вне Палести-
ны (с. 33).

196

197

Псалмы — произведения религиозной лирики (не ранее
VI века до н. э.), составляющие вошедший в Ветхий Завет Псал-
тирь и почитаемые сторонниками иудаизма и христианства.
Псалмы различаются по жанрам: хвала Богу, мольба, жалобы и
проклятья. Известны многочисленные переложения псалмов
более поздними поэтами (с. 33).
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок 160 - после 220) —
христианский богослов и писатель, автор многочисленных со-
чинений по вопросам философии, теологии, церковной орга-
низации, праву, этике, в которых защищал мировоззренческие,
догматические и институциональные принципы христианства.
Был сторонником «чистой веры», не требующей рациональных
доказательств, выступал против аллегорического толкования
Библии; сформулировал принцип триединства Бога и ввел по-
нятие «лиц» (ипостасей) триединого Бога (с. 34).
«Но кто же мог подать и философам понятие о столь подоб-
ных нашим таинствам выдумках, как не самые таинства наши,
гораздо их древнейшие? Стало быть, наши таинства должны
быть вероятнее и вернее, тогда как люди верят даже и тому, что
составляет только тень и образ их». — Творения Тертуллиана,
христианского писателя в конце второго и в начале третьего
века. Часть первая. СПб., 1847. С. 97 (с. 34).
Персонификация, олицетворение, оживотворение, оду-
хотворение — наделение предметов и явлений природы свой-
ствами живых существ, часто даже человека: способностью мыс-
лить, чувствовать, говорить и т. п. В процессе персонификации
предметы и явления природы приобретают вполне конкрет-
ный зооморфный или антропоморфный облик (с. 35).
Антропоморфизм — перенесение присущих человеку
свойств и качеств на животных, предметы и явления природы;
религиозные и мифологические представления о богах как по-
добиях человека (с. 35).
Зооморфизм — наделение образов реальных или вообра-
жаемых объектов чертами животных. Зооморфными чертами
наделялись образы духов и богов (например, древнеегипетский
Гор). Как правило, зооморфизм хронологически предшествует
антропоморфизму (с. 35).

Бытие — первая книга Ветхого Завета, входит в состав Пяти-
книжия Моисея. Состоит из 50 глав, в которых повествуется о
сотворении Богом мира и человека, о первородном грехе Ада-
ма и Евы и изгнании их из рая, об их потомках, о всемирном по-
топе и строительстве вавилонской башни. В ней также содер-
жится история патриархов-праотцов Авраама, Исаака и Иакова;
рассказывается о продаже Иосифа в египетское рабство, его
смерти и поселении евреев в Египте. Главным в этой книге явля-
ется история ваимоотношений Бога с допотопными и послепо-
топными людьми (с. 36).
Идиома — присущий только данному языку нерасчлени-
мый оборот речи, значение которого не совпадает со значени-
ем составляющих его слов, взятых в отдельности (с. 37).
Атман — одно из центральных понятий в индийской рели-
гиозно-философской традиции. В ведической литературе упот-
ребляется как местоимение «я», затем в значении «тело» и, наконец
(прежде всего в Упанишадах), для обозначения субъективного
психического начала, индивидуального бытия, «души», понима-
емых в личном и в универсальном планах. Атман, как субъек-
тивное начало, противостоит Брахману — высшей объектив-
ной реальности. Одновременно говорится об их глубинном
тождестве, постижение которого составляет одну из заповедей
индуизма (с. 37).
Берос — жрец бога Мардука в Вавилоне (III век до н. э.). На-
писал для царя из династии Селевкидов Антиоха I историю Ва-
вилона на греческом языке. От данной работы сохранились
лишь отдельные фрагменты. Позднее Берос проповедовал на
о. Кос халдейскую астрологию, познакомив греков с ее основ-
ными положениями (с. 38).
Евреи — «жители по ту сторону реки», что соответствует
ветхозаветным представлениям о приходе патриарха Авраама
в Палестину из-за реки Евфрат. Еврейский племенной союз
появился на территории Древней Палестины в XIII веке до н. э.
В это же время здесь поселились и филистимляне, которые
приняли участие в формировании народа палестинских ара-
бов. В X веке возникло централизованное израильско-иудейс-
кое государство, через столетие расколовшееся на два цар-
ства — Израильское и Иудейское. Первое было в 722 году до н. э.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В современной религии
религиоведения Мюллер Ф. Введение в науку о религии 10 религии
Есть ряд общих имен божества надписях народов
Вызвать интерес к рели гиозным воззрениям народов

сайт копирайтеров Евгений